Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
МАОУ «Гимназия №31» г. Саратова
Методист: _________Старичкова Н.И.
Ф.И.О. студента: Александрова Светлана Михайловна
Класс, УМК: 1 «А», Система Л.В. Занкова
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представления о разнообразии природы Земли; познакомить с холодными районами Земли, с животным миром этих районов.
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф- фронтальная, И- индивидуальная, П- парная, Г- групповая | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
1.Мотивация и самоопределение к учебной деятельности | Словесный метод (беседа) | Приветствие - Здравствуйте, ребята, меня зовут Светлана Михайловна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. - Громко прозвенел звонок- Начинается урок Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. | - Приветствуют учителя. Слушают учителя | Ф | Интерактивная доска | Педагогический контроль |
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном учебном действии | Словесный метод (беседа). | - Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. 1) Игра «Да – Нет». - Ребята, сейчас мы будем играть в игру «Да – Нет». Я буду читать предложение, если вы согласны с тем, о чём в нем говориться. То вы будете говорить «да», а если не согласны, то « нет». - Настоящее – это то, что происходит сейчас? - Суббота приходит после пятницы? - Первый день недели – это вторник? - Между средой и пятницей – четверг? - Лето наступает после весны? - Декабрь, январь, февраль – это зимние месяцы? - Перед зимой идёт весна? - Понедельник, вторник, среда – это месяцы? - После осени настанет зима? Молодцы! Вы справились. | Отвечают на вопросы Да Да Нет Да Да Да Нет Нет Да | Ф | Интерактивная доска | Педагогический контроль. |
3. Выявление места и причины затруднения. | Словесный метод (беседа). | -Ребята, давайте отгадаем интересные загадки о животных. Птица, только не летает, Ловко прыгает, ныряет. Ловит рыбу среди льдин... Как зовём его? -Среди снега и льда не голодает, За рыбой в холодную воду ныряет. Густая белая шерсть спасает И от морозов его согревает. Молодцы, а теперь ответьте мне на вопрос - Белые медведи охотятся на пингвинов? (нет) - Каких знаний нам не хватает, чтобы ответить на этот вопрос? - О чём пойдёт речь на нашем уроке? - Если мы посмотрим на глобус, то увидим, что сверху и снизу на нем есть белые островки. Так обозначены на глобусе две противоположные части Земли - самая северная Арктика и самая Южная Антарктика. Там же расположены Северный и Южный полюсы. | Дети отвечают Пингвин Белый медведь Предполагают свои ответы Тема нашего урока: Где живут белые медведи? Смотрят на презентацию | Ф | Интерактивная доска. | Педагогический контроль. |
4.Построение проекта выхода из затруднения. | Словесный метод. | Посмотрите на слайд и скажите, что вы видите? Где мы можем с вами это увидеть? -Действительно, на Земле есть очень холодный район – это Северный Ледовитый океан. Большая часть его постоянно покрыта льдом и снегом. В этом районе Земли расположен Северный полюс. Район Северного Ледовитого океана с расположенными здесь островами называют Арктикой. Температура воздуха на севере опускается до – 60 С. - Кто нас встречает на Северном полюсе? Откройте учебник на стр.12, назовите животных. - Так вот где живут белые медведи – на Северном полюсе! Действительно, хозяин на Северном полюсе – белый медведь. Белые медведи обитают на Северном полюсе, среди вечных льдов и снегов. Это самое большое, самое сильное животное из семейства медвежьих. Белые медведи с ног до головы покрыты густым белым мехом. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела, поэтому им не страшны самые лютые морозы. | - Кругом снег, лёд, здесь очень холодно. На Северном полюсе, на Севере Смотрят на глобус морж, поморник, тюлень, треска, белый медведь Слушают учителя | Ф | Интерактивная доска. Листы с планом. | |
5.Реализация построенного проекта. | Словесный метод (учебный диалог) | - У меня для вас есть интересный рассказ о жизни белого медведя, послушайте, а потом задам вопросы для самых внимательных. Куда ни погляди – везде лёд, лёд, лёд. И всюду белым-бело. Здесь и живёт белый медведь. Вот высоко на вершину ледяной глыбы взобрался, как с капитанского мостика поглядывает вокруг. Ага, тюленя заметил. Насторожился. Теперь одна задача: незаметно подкрасться к нему. Шуба, конечно, не выдаст. Белая она, на фоне снега и льда неприметная. Только нос чёрный – ох уж этот уголёк! Но медведь догадлив. Нос лапой прикрыл. Получился не медведь, а сугроб. Искусно замаскировался… «Сугроб» осторожно пополз к добыче. Но вдруг край льдины хрустнул под ним. И неудивительно: полтонны весит медведь. Услышал тюлень тот хруст и был таков: в воду соскользнул…. Не повезло медведю! - На кого охотился белый медведь? - Как замаскировался медведь? - Удалось ли медведю поймать добычу? Почему? - Итак, где же живут белые медведи? Покажите на глобусе. Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой. Физминутка. Я мороза не боюсь. Я с ним крепко подружусь. Подойдёт ко мне мороз, Тронет руки, тронет нос. Значит надо не зевать, Прыгать бегать и играть. | Один ученик громко читает текст со слайда На тюленя Отвечают на вопросы Нет, тюлень соскользнул в воду ученики шагают на месте хлопки шагают хлопки шагают прыгают | Ф | Интерактивная доска. | Педагогический контроль. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Словесный метод (учебный диалог). Практический метод (напиши-ка) | - Самый яркий представитель животного мира Антарктиды – это, конечно, пингвины. - Что вы можете рассказать о пингвинах? – Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают. – Как вы думаете, умеют ли они летать? – А чем они питаются? Вместо крыльев у них лапы – ласты. На ногах – перепонки для быстрого передвижения под водой. Тело покрыто гладким опереньем. Пуховых перьев нет. Но есть толстый слой жира, который спасает от морозов. | Нет рыбой | Ф | Интерактивная доска. | Самоконтроль |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Практический метод (упражнение) | Давай те с вами сейчас выполним самостоятельную работу. 1)Где на Земле расположены самые холодные районы? 1)на севере 3) в тундре 2)на юге 4) на полюсах 2)Где расположен Северный полюс земли? 1)на Севере России 3)в Арктике 2)в Антарктиде 4)где холодно 3)Какое животное обитает в Антарктиде? 1)Северный олень 2)белый медведь 3)пингвин 4)тюлень 4)Чем не питаются животные Арктики? 1)рыбой 2) корой деревьев Сейчас давайте проверим, как вы выполнили тест. Посмотрите на слайд | На полюсах В Антарктиде Пингвин Корой деревьев Проверяют со слайда | И | Карточки с заданием. Интерактивная доска. | Самоконтроль при выполнении индивидуального задания и его проверке. |
8.Включение в систему знаний и повторение. | Словесный метод (учебный диалог). | Давайте откроем страничку 11 и ответим на вопросы. 1) Какие холодные районы есть на Земле? 2) Приведите примеры животных холодных районов. | 1)есть два холодных района – это Северный Ледовитый океан и Антарктида. 2) морж, поморник, тюлень, треска, белый медведь | Ф | Интерактивная доска | Педагогический контроль. |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Словесный метод (беседа). | - Итак, урок подходит к концу. Назовите тему урока. - Есть ли у кого-то вопросы? - А сейчас оцените свою работу на уроке по лесенке успеха от 1до 4 | Где обитают белые медведи? Задают вопросы Оценивают степень достижения цели. | Ф | | Самоконтроль при доказательстве достижения цели и проверке выполнения всех пунктов плана. |