I этап | Мотивация. Цель: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | РУУД: умение контролировать свою готовность к уроку) ЛУУД : понимают значение знаний для человека. | Проводит орг. момент.
Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Мы легонечко вздохнем Урок окружающего мира начнём.
Позитивный настрой на урок. Повторение правил поведения на уроке. | Демонстрируют готовность к уроку, психологически настраиваются на него, готовят своё рабочее место. | Презентация | 2 мин |
II этап | Актуализация субъективного опыта. Цель: -вовлечь всех детей в активную, познавательную деятельность. -организация формулирования темы урока учащимися; -организация постановки цели урока учащимися. | ЛУУД : имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету. ПУУД Осуществляют логические действия: анализ, синтез, обобщение.
КУУД: Высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. РУУД: Ориентируются в дополнительной литературе; контролируют учебные действия. КУУД: Выражают свои мысли, формируют и аргументируют своё мнение. ПУУД: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. | - А начнём мы с фильма. Посмотрите фрагмент фильма и определите тему урока. -Кто может назвать тему урока? (Красная книга) Включается фильм. Организует фронтальную работу по выводу темы урока. Диктор сказал, что бизоны занесены в красную книгу, а кто такие бизоны? (животные) - Почему они занесены в Красную книгу? (их мало, они исчезают) -А почему они исчезают? (нечего есть, негде жить) - И всё потому, что люди, не зная, а часто и попросту не желая признавать законы природы, напористо и грубо вмешиваются в неё. Люди вырубают леса, распахивают поля, охотятся на животных, вылавливают рыбу и поэтому их становится всё меньше. -Так что же такое Красная книга? Мотивирует к деятельности Организует фронтальную работу, коллективное обсуждение. Сейчас мы с вами поиграем в игру “Верю - не верю”. Я предлагаю вам поработать с логическими цепочками. У каждого на листке записаны высказывания, относящиеся к Красной книге. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача: прочитать высказывания и, если оно является верным, на ваш взгляд, то рядом ставьте знак “+”, если неверным, то знак “-”: 1. Красная книга - это список исчезнувших навсегда растений и животных. 2. Существует только одна Красная книга. 3. Красная книга хранится в городе Морже. 4. Человек виноват в том, что многие растения и животные стали редкими. 5. Красный цвет книги предупреждает об опасности. (Слайд 3) У каждого ребенка лежит текст Демонстрирует Красную книгу РФ и Самарской области Красная книга Красная книга - это список редких и исчезающих животных и растений. Международная Красная книга была издана в 1966 году в необычном виде. Цвет переплёта книги красный. Он, как сигнал светофора, предупреждает: “Стоп! Трогать животных и растения нельзя! Это опасно для их жизни! Остановись, ты разрушаешь свой дом!” Страницы у Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По цвету страницы можно определить, в каком положении находится то или иное растение или животное. На красных страницах записаны исчезающие растения и животные, которых мало, но ещё можно встретить. (Слайд 4) На жёлтых страницах занесены животные и растения, число которых быстро уменьшается. (Слайд 5) На белых страницах помещены вообще редкие виды на Земле, численность которых всегда была невелика. (Слайд 6) На серых страницах занесены животные и растения, до сих пор мало изученные. (Слайд 7) На зелёных страницах записаны восстановленные виды животных и растений, которых удалось спасти от вымирания. (Слайд 8) На чёрных страницах находятся исчезнувшие виды, которых мы больше не увидим. (Слайд 9) Хранится эта книга в швейцарском городе Морже. (Слайд 10) Кроме Международной Красной книги, куда записаны живые существа всей Земли, есть и другие. Например, Красная книга России, Красная книга Москвы и Подмосковья, Красная книга Санкт-Петербурга, Самарской области. (Слайд 11) Почему же некоторых животных и растений остаётся очень мало или они совсем исчезают? Люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха и мяса. Угрозой исчезновения является также разрушение мест обитания, вырубка лесов. Среди животных в Красную книгу занесены не только звери, но и птицы, некоторые виды рыб и насекомых. Организует фронтальную работу, работу с индивидуальными листами. Проверяет умение работать с источниками. - Вам надо прочитать текст и найти информацию, связанную с нашими логическими цепочками. Знаком “+” отметьте то, что вы уже знали, а знаком “-” то, что вы не знали. Если у вас возникнет вопрос, то ставьте знак? Далее проверяются первоначальные представления о Красной книге “Правда ли это?” и подтверждаются текстом. - Сделайте вывод: о чем мы будем говорить на уроке? (О книге, в которую записаны редкие и исчезающие виды животных и растений). | Просматривают фильм, отвечают на поставленный вопрос. Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Участвуют в выполнении заданий Находят необходимую информацию, на индивидуальных листах. Ученики самостоятельно читают текст и маркируют его указанными знаками. Самостоятельно выводят цели урока. | Фильм «Красная книга»
Презентация
| 5 мин |
III этап | Восприятие и осмысление учащимися нового материала. Цели: - изложение нового материала урока; - организация работы по первичному закреплению изученного. - учить детей самоорганизации в решении проблемной ситуации. - повысить уровень информации об исчезающих растениях и животных через создание Красной книги. | РУУД: проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве КУУД: работают в группе, слушают и слышат друг друга ПУУД: Добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке РУУД: контролируют свою работу и работу товарища.
| Включает детей в практическую деятельность. Распределяет обязанности между группами на время сбора информации. Организует работу в группе. Прежде чем работать в группах, давайте повторим правила: - Слушай, что говорят другие. - Делай выводы об услышанном, задавай вопросы. - Говори спокойно ясно, только по делу. - Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки. - Помогай товарищам, если они об этом просят. - Точно выполняй возложенную на тебя роль. Работа в группах. Я вам предлагаю создать группу «Юных экологов». У каждой группы на столе стоит ноутбук с выходом в интернет, энциклопедии, конверт с заданием и листы цветного картона для создания Красной книги. Так как групп получилось 4, то цветов, с которыми вы будете работать тоже 4. Это черный, красный, желтый, и зеленый цвет. Это цвета страниц нашей Красной книги. Вы получаете в конверте названия животных и растений находите в интернете фотографии и небольшую информацию о них, и собираете вместе на одном листе: название, изображение и краткое описание. 1 группа Черные страницы Тур, странствующие голуби, сумчатый волк. 2 группа Красные страницы Снежный барс, амурский тигр, женьшень. 3 группа Желтые страницы Венерин башмачок, лотос, дровосек реликтовый 4 группа Зеленые страницы Зубр, северный олень, ладожская нерпа Обеспечивает контроль за выполнением | Проговаривают правила работы в группе
Распределяют роли: эколог, краевед, ботаник, журналист, фотограф, редактор. Каждый в соответствии со своей ролью выполняет работу.
Работают слаженно в группе с полученными материалами для создания страниц «Красной книги» Оценивают правильность выполнения заданий. | Презентация | 15 мин |
IV этап | Первичная проверка понимания. Цель: проверить умения учащихся пользоваться предложенной информацией, представленной в различных видах. | КУУД: умение выражать свои мысли, составлять правила и использовать их. КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия ПУУД: Преобразовывать информацию из одной формы в другую. РУУД: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Презентация конечного «продукта» (Красная книга) В заключение работы «Юные экологи» сделали следующие выводы: Это практический природоохранный документ. Красная книга предупреждает об исчезновении редких видов растений животных. Советует как сохранить эти редкие виды. Хорошо, что есть такая книга, где записаны редкие виды объектов природы. Плохо, что создана Красная книга по вине человека.
- Красную книгу мы оставим храниться у нас в классе и будем продолжать над ней работать.
- В начале урока мы с вами сказали, что люди не зная и не желая признавать законы природы, вмешиваются и губят ее. - Так будем же нашей природе друзьями и сформулируем правила друзей природы. | Представляют свою работу классу. | | 8 мин |
VII этап | Рефлексия учебной деятельности на уроке. Самооценка и самоконтроль. Итог урока Цели: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. | РУУД: Осуществлять познавательную и личностную рефлексию | Создает ситуацию для осмысления всей работы на уроке. – Чему вы научились? – Понравилось ли вам на уроке? – Что больше всего понравилось? Что нового открыли на уроке? - Понадобятся вам эти знания в жизни? - Сейчас я предлагаю оценить работу своей группы. Самооценка 1.если ты старался не подвести группу, тебе было интересно, и ты справился с заданием, то на полянку наклей зеленое деревце. 2.если задания тебе было выполнять трудно, работа показалась не интересной - наклей красное деревце. Экспертный лист для оценки работы группы (заполняет учитель). - Вам выдается схема «Фишбоуна» с главной проблемой «Почему вымирают растения и животные?» К следующему уроку она должна быть готова. Можете пользоваться любыми видами информации. - Спасибо за урок. | Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Самооценка усвоения материала. |
| 1 мин |