3. «Открытие» знаний. 1. Совместное «открытие» знаний. – Сейчас мы с вами должны ответить на наш главный вопрос урока. Для этого нам предстоит стать учёными на некоторое время. Кто готов приступить к работе – сядьте ровно. – Опыт с ламой и рукой, который показывает, как распределяются солнечные лучи по земной поверхности. (учителю помогает заранее подготовленный ученик) Включим лампу-Солнце, поднесём руку на таком расстоянии от лампы, чтобы и рука , и лампа были на одинаковой высоте от стола. – Что ты ощущаешь? – Руке очень тепло – Теперь медленно поднимай её вверх на том же расстоянии от лампы. Что ощущаешь? – Руке уже не так тепло. – Может лампа перестала греть? Вернись в исходное положение. Что теперь ощущаешь? – Опять руке стало тепло. Теперь также медленно опусти руку вниз. Тепло ли руке? Почему? – Рассуждения детей. – Расскажите, как падают лучи в 1, 2, 3 случаях? Во 2 случае лучи падают почти прямо, а в1 и 3 – наискосок. – Так, почему во 2 положении руке было тепло? – Лучи были прямые, а значит и ближе к источнику тепла. – Давайте посмотрим, что происходит с З. – Где же на З. будет теплее всего? – Там, куда падают прямые лучи. – А в какое время года у нас теплее всего? – Летом. 2. Работа в парах с учебником. Сейчас откройте учебник с.57. И попробуйте догадаться, какое время года изображено на каждой картинке. Почему? Спросить нескольких учеников. – Поднимите руки, кто считает, как ваши товарищи (самопроверка) 3. Опыт с глобусом, иллюстрирующий движение З. вокруг С. 1. Найдите место, где находится Волгоград Отметим стикером. 2. При передвижении Глобуса вокруг лампы помним о направлении земной оси . (ось направлена на Полярную звезду) 3. Ученик располагает глобус, а остальные оценивают – Куда смотрит ось З. : на Солнце или от Солнца? – От Солнца – Определите, где теплее при таком положении? – Там, куда попадают его лучи. – Как вы думаете, какое время года у нас? – Зима. – Давайте передвинем глобус вокруг С. Куда должна смотреть его ось? – На полярную звезду. – Куда теперь смотрит ось З. На С. или от С.? – К Солнцу – Где теплее? Какое время года у нас? – Лето. Работа по учебнику с.58. В первом случае у нас ось З. наклонена от С. Какие лучи падали на наш город? – Пологие. А во втором случае ось З. наклонена к С. Какие лучи в нашем городе? Какое время года? – Прямые. У нас лето. – Какую часть окружности прошла З.вокруг С. В нашем опыте? Что сменилось в нашем опыте? – Половину. Зима сменилась на лето. – Как вы думаете, что произойдёт, когда З. совершит полный круг вокруг С.? (переставляю глобус) – Снова наступит зима. 4. Индивидуальная работа с учебником. – А вот за какой период это произойдёт, вы найдёте в учебнике на с 59. – Кто из вас может произнести это число? – За год. Год длится 365 дней. Можем мы теперь ответить на вопрос : Какие изменения происходят на З. во время её обращения вокруг С.? И почему после осени к нам приходит зима, после зимы – весна? (возвращаются к заданию №4, выполняют его) Физминутка. 5. Первичное закрепление учебного материала. (инсценировка сказки Н.Сладкова «Почему год круглый») – А то, насколько хорошо вы усвоили тему, мы сейчас проверим. – Дети озвучивают сказку. – Кто же из героев прав? – Какие знания вам помогли это определить? – Солнышко. – Ответы детей. |