Тема урока: Смена времён года
Цели: организовать деятельность учащихся по формированию представлений о временных изменениях в природе; создать условия для уточнения знаний детей о временах года, причинах смены времён года.
Тип урока: изучение нового материала
Задачи:
УУД, формируемые на уроке:
-личностные: проявление познавательного интереса к окружающему миру при определении причин смены времен года, дня и ночи, природных условий различных участков земного шара, температуры; формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
-коммуникативные: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, контролировать действия партнёра при определении причин смены времён года; выполнение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками в группе.
-познавательные: поиск необходимой информации для объяснения связи между сменой дня и ночи, времён года и движением Земли; выдвижение гипотез, их обоснование и доказательство причин смены времён года, установление причинно-связей типов небесных тел, причин смены времён года.
-регулятивные: определение цели учебной деятельности совместно с учителем при определении причин смены дня и ночи; уметь составлять план решения учебной задачи совместно с учителем при определении причин смены времён года; прогнозировать и контролировать способ решения и результат учебной задачи по ранее составленному эталону при определении причин смены времён года; корректировать и оценивать успешность решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем и одноклассниками при определении типов причин смены времён года.
Планируемые результаты: предметные – развитие умений устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире, уметь находить причину смены времен года; личностные - целостное восприятие окружающего мира;способность к рефлексивной самооценке собственных действий;метапредметные - извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов, наблюдений для решения учебной задачи.
Основные понятия: смена времен года.
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный момент
2.Актуализация опорных знаний
3.Совместное « открытие» знаний
Физминутка
4.Первичное закрепление.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
6. Рефлексия
7. Итог урока.
8.Домашнее задание
- Прочитайте девиз урока.
- Что хотите от сегодняшнего урока?
Задача: организовать детей на работу по теме урока
Задача: актуализировать знания детей для восприятия нового материала.
-Чтобы открыть новое, необходимо вспомнить уже изученное. Выберите тот вывод, к которому мы пришли на прошлом уроке (плакат на доске)
1)Ночь наступает, так как на небе появляется Луна.
2)Планеты вращаются вокруг Солнца под воздействием закона всемирного тяготения.
3) День и ночь наступают из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси и по-разному освещается Солнцем.
-Кто пришёл к этому же выводу?
- Какие движения Земли вы знаете?
-К чему приводит движение вокруг своей оси?
Постановка проблемного вопроса
-К чему приводит движение Земли вокруг Солнца?
- Как вы думаете, чему будет посвящён урок?
- В конце урока вы должны ответить на вопрос: что произойдёт при вращении Земли вокруг Солнца?
Задача: показать наглядным способом причину смены времен года.
- Вашему вниманию предлагаются конверты с заданием. Обсудите и скажите, каким образом ваши задания будут связаны с основным вопросом урока?
- Где можно найти ответ на вопрос?
-Проведём небольшое исследование.
У каждой группы на столах стоят лампы и глобусы. Какую роль будет играть лампа?
- Представьте сначала, что поверхность Земли – это ваша рука. Включим лампу. Поднесём руку на таком расстоянии от лампы, чтобы рука и лампа были на одинаковой высоте от стола. Что вы ощущаете?
- Теперь, оставляя руку на таком же расстоянии от лампы, медленно поднимите её вверх. Что вы ощущаете?
- Верните в начальное положение. Что теперь?
-Опустите вниз. Тепло ли руке?
-Почему?
- Давайте попробуем зарисовать то, что мы наблюдали.
- Сделаем вывод. Расскажите о том, как падают лучи на руку в первом, втором и третьем случаях.
-Так почему в первом положении руке было теплее?
- Проделаем такой же опыт с глобусом - моделью Земли. У глобуса есть воображаемая ось, вокруг которой вращается Земля (плакат на доске).
Куда будет направлена ось Земли при вращении Земли вокруг солнца?
Вывод: Земная ось (воображаемая линия от Северного полюса к Южному) наклонена к плоскости орбиты Земли под определенным углом и направлена всегда в одну точку — на Полярную звезду.
- Когда вы будете передвигать глобус вокруг лампы, не забывайте соблюдать направление воображаемой оси.
- Проведём опыт с исследователем из первой команды, остальные оценивают его действия.
-Расположи глобус около лампы и направь его ось на Полярную звезду.
-Куда смотрит ось Земли: на Солнце или от него?
- Как выдумаете, что несут солнечные лучи: свет, тепло или то и другое?
- Давайте определим, где теплее при таком положении Земли: В Москве или в Австралии.
- Как вы думаете, какое время года в Москве?
Приглашается исследователь из другой команды.
-Передвинь глобус вокруг Солнца. Куда должна смотреть его ось?
-Ось земли смотрит на Солнце или от Солнца?
- Давайте определим, где теплее при таком положении Земли: в Москве или в Австралии? Какое время года в Москве?
-Попробуем сделать вывод. Почему так произошло?
- Обратимся к учебнику с. 59
Пока наше полушарие повёрнуто к Солнцу, дни у нас долгие, лучи прямые, время года – лето.
-Пока наше полушарие повёрнуто от Солнца, дни у нас короткие, лучи косые, время года – зима.
-Как вы думаете, что произойдёт, когда Земля совершит полный круг вокруг Солнца?
-За какой период это произойдёт?
Вывод: что же происходит при вращении Земли вокруг Солнца?
- Ответили ли мы на главный вопрос урока?
- Какая основная причина смены времени года?
Почему летом день длится дольше?
- Почему зимой холодно?
Задача: закрепить новые знания
-Какие у вас ещё возникли вопросы в связи с рассматриваемым нами материалом?
- Обратимся к плакату ( изображение живой природы). Как действует вращение Земли вокруг Солнца на живую природу?
Задача: проверить степень усвоения учащимися нового материала.
- Вернитесь к заданиям, которые получила каждая группа в начале урока. Сравните свои предположения.
-Чей же вывод оказался наиболее близким к правильному?
Моделирование. –Попробуйте символами изобразить направление солнечных лучей на Землю и подписать времена года вокруг земного шара.
Задача: оценить степень усвоения материала учащимися.
-Какое задание было самым трудным?
Задача: подвести итог работы по изучаемой теме.
-Поработайте в паре: расскажите друг другу, в чём же причина смены времени года?
-Где пригодятся знания?
Задача: закрепить полученные знания при выполнении домашнего задания.
1.Выполнить схематический рисунок движения Земли вокруг Солнца.
2.Дополнительный материал для любознательных с.62-63 в учебнике.
3.Узнать есть ли место на нашей планете, где бывает только ночь или день, зима или лето.
Мы науки изучаем,
Об открытиях мечтаем.
Будем знанья получать,
Чтоб потом их применять.
- Открыть новые знания.
Задача: настроиться на восприятие учебного материала.
Задача: вспомнить материал прошлого урока для включения его в систему новых знаний.
День и ночь наступают из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси и по- разному освещается Солнцем.
(Дети поднимают руки)
Движение вокруг своей оси, движение вокруг Солнца.
К смене дня и ночи.
Затруднение с ответом.
Мы узнаем, что происходит на земле, когда она движется вокруг Солнца.
Вопрос записан на плакате и оставлен на доске до конца урока (для самоконтроля).
Работа в группах (дети озвучивают правила при работе в группах, главное – правило поднятой руки)
Задача: выяснить причину смены времен года.
1группа - Летом тепло и день длиннее ночи, а зимой холодно и дни короче. Почему?
2группа - Наступил октябрь и жители Австралии дружно стали покупать купальники. Почему?
3группа - Жители Африки никогда не играли в снежки. Почему?
4 группа - На полюсах никогда не тает лед. Почему?
Версии групп.
В книге, энциклопедии, интернете.
Лампа будет играть роль Солнца.
Наблюдение за учителем, соблюдение правил безопасности с электрическими приборами, повторение действий за учителем.
Руке очень тепло.
Руке уже не так тепло.
Руке опять тепло.
Руке не так тепло.
Дети высказывают свои мнения.
Рисуют в тетрадях, учитель на доске.
В1-ом случае лучи падают прямо на руку, а во втором и третьем случаях лучи падают наискосок.
Потому что лучи были прямые, а значит и ближе к источнику тепла.
Обсуждение в группах.
Версии детей.
Ученик выполняет инструкцию.
Думаю, что от Солнца.
И свет, и тепло.
В Австралии больше тепла.
В Москве зима, а в Австралии – лето.
На Полярную звезду.
Думаю, что к Солнцу.
Теперь теплее в Москве.
Теперь в Москве лето, а в Австралии – зима.
Версии детей.
Чтение исследователем из третьей группы.
В Москве снова наступит зима, а в Австралии –лето.
За год.
Смена времён года.
Самопроверка.
Да.
Наклон земной оси и движение Земли вокруг Солнца.
Солнце поднимается высоко над горизонтом.
Солнце низко над горизонтом. Чтение вывода в учебнике на с. 59
Наклонное положение оси Земли сохраняется в течение всего года, поэтому Солнце освещает поверхность Земли по-разному. Часть года Северный полюс повернут к Солнцу, а вторую часть года к Солнцу наклонен Южный полюс. Из-за этого наклона прямые лучи Солнца иногда освещают участок поверхности Земли к северу от экватора, иногда к югу от экватора. Это различие падения солнечных лучей на участке земной поверхности и вызывает смену сезонов в различных районах Земного шара. Когда Северный полюс повернут к Солнцу, в странах к северу от экватора — лето, к югу — зима. Когда прямые солнечные лучи падают на Южное полушарие — здесь наступает лето, а в Северном полушарии — зима.
Задача: попробовать применить полученные знания для выполнения типовых заданий.
-Мы знаем, что времена года сменяют друг друга и почему так происходит.
Версии детей.
Выполнение типовых заданий.
Задача: самостоятельно проверить степень усвоения материала.
Работа по учебнику с.56-57, в рабочей тетради с.18-19
1 группа наблюдает за птицами
2 группа - за растениями
3 группа - за животными
Вывод по группам. Общий вывод.
Жизнь природы изменяется по сезонам. Меняется время года, меняется температура, соответственно меняется жизнь растений и животных. Животные и растения приспосабливаются к природным изменениям, чтобы выжить.