В ходе урока окружающего мира по теме « Моя родословная» у детей возникло желание создать своё генеалогическое древо, но выяснилось, что многие дети не знают даже полных имён своих бабушек и дедушек, а ещё дети не умели изображать семейное древо. Было принято решение найти в словаре все незнакомые слова, расспросить родителей о своих предках, найти музыкальные и литературные произведения о семье.
Дети предлагали разные варианты генеалогического древа: рисунок, фотоальбом, презентация. В ходе проекта дети нашли в словарях слова по теме, познакомились с произведениями некоторых поэтов, писателей, композиторов, тем самым обогатили свой словарный запас и расширили литературные знания. На уроке дети устроили презентацию своих работ. Они рассказывали о своём опыте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Моя родословная"»
Методический паспорт учебного проекта.
Название проекта
« Моя родословная»
Автор проекта
Анчугова Елена Юрьевна
Название образовательного учреждения
МКОУ « Назиевская» СОШ
Год разработки учебного проекта
2017
Опыт использования
В одном классе
Проблемная ситуация
На уроке окружающего мира во время объяснения нового материала выяснилось, что детям незнакома их родословная или знакома плохо
Проблема проекта
« Почему я ношу эту фамилию?» « Кто мои предки?»
Цель проекта
Создать генеалогическое древо
Задачи – этапы – способы решения
Узнать от родителей информацию о своих предках, об истории своей фамилии. Найти и проанализировать художественные произведения на тему СЕМЬЯ. Познакомиться с новыми словами. Научиться отбирать из всего потока информации нужную, воспитывающую духовные ценности.
Форма организации детей
Индивидуальная
Ведущая деятельность
Поисковая, творческая
Сфера применения результатов
Культурологическая и социологическая.
Используемые технологии
Мультимедиа
Форма продуктов проектной деятельности
Презентация, рисунки, сочинения.
Способ объединения результатов на презентации
Виды презентации
Компьютерно - демонстрирующий
Класс или возраст детей
3 класс
Количество участников
23
Предметная область
Литература + МХК + информатика
Состав участников
23 человека
Характер координации
Явный
Темы учебно – методического плана предмета
« Моя родословная»
Время работы
Три урока
Цели обучения, развития, воспитания
Научить учащихся понимать слово « родословная». Расширить словарный запас учащихся. Воспитывать уважительное отношение к своей истории. Расширить общий кругозор учащихся через восприятие и анализ творчества поэтов и писателей.
Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений
Владение элементарными навыками работы с учебной и дополнительной литературой, умение правильно задавать вопросы по теме, анализировать прослушанный и прочитанный материал.
Приращение в ЗУН специфических умений
Систематизировать материал.
Подготовка к презентации.
Режим работы ( организационная форма)
Урочный
Техническое оснащение
Компьютер, проектор, интернет.
Учебно – методическое оснащение
А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая Окружающий мир, учебник для 3 класса (2 часть).
А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир для 3 класса (2 часть).
Информационное оснащение
Электронное, видео, печатное.
Кадровое оснащение
Дополнительно привлекался библиотекарь
Комментарий
В ходе урока окружающего мира по теме « Моя родословная» у детей возникло желание создать своё генеалогическое древо, но выяснилось, что многие дети не знают даже полных имён своих бабушек и дедушек, а ещё дети не умели изображать семейное древо. Было принято решение найти в словаре все незнакомые слова, расспросить родителей о своих предках, найти музыкальные и литературные произведения о семье.
Дети предлагали разные варианты генеалогического древа: рисунок, фотоальбом, презентация. В ходе проекта дети нашли в словарях слова по теме, познакомились с произведениями некоторых поэтов, писателей, композиторов, тем самым обогатили свой словарный запас и расширили литературные знания. На уроке дети устроили презентацию своих работ. Они рассказывали о своём опыте.
Тема проекта: « Моя родословная»
Цель проекта (поставленные перед учащимися): представить иллюстрацию своего генеалогического древа в виде творчески оформленной самостоятельной работы.
Цель проекта: познакомить учащихся с такими понятиями, как семья, родословная, составить своё генеалогическое древо.
Задачи проекта: 1. развивать познавательные и творческие способности детей в процессе создания собственного генеалогического древа. 2. учить детей самостоятельно собирать необходимую информацию из разных источников и использовать её для выполнения проекта. 3. создать условия для вовлечения каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс.
Возраст участников проекта: 9-10 лет (3 класс)
Режим работы: самостоятельная работа учащихся, консультации с учителем.
Роль учителя в проекте: 1. направлять поиск детей, помогать выделить нужную информацию; 2. самому быть источником информации; 3. координировать весь процесс учебной творческой деятельности; 4. поддерживать и поощрять активность учащихся в работе над проектом.
Аннотация проекта. Данный проект интегрированный, осуществляется в рамках предметных областей: «Окружающий мир» при изучении темы «Родословное древо», «Изобразительное искусство», «История родного края». Проект индивидуальный, долгосрочный (месяц). Выполняя задание, учащиеся осуществляют поиск необходимой информации, учатся самостоятельно и при помощи взрослых её собирать, изучать. Приобретают навыки практической работы с литературой, проводить опрос. Работа ведётся под руководством учителя с привлечением родителей, библиотекаря по индивидуальному плану. Результаты работы оформляются индивидуально каждым учащимся в виде генеалогического древа своей семьи, а заканчивается работа коллективно созданным генеалогическим древом всего класса. По завершению работы над генеалогическим древом организуется презентация учащимися. На презентацию приглашаются родители, учащиеся параллельного класса. В ходе презентации учащиеся должны продемонстрировать знания, умения и навыки, приобретённые в процессе учебного проекта, рассказать о том, каким образом шла работа и что было самым запоминающимся в ходе работы. По итогам работы - награждение грамотами.
Ожидаемые результаты проекта: коллективно созданное генеалогическое древо.
Осуществление учебного проекта: Этап 1. Погружение в проект. На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. Необходимо показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта. Учителю необходимо провести беседу с целью выявления знаний о семье, родословной, генеалогическом древе. Учитель создаёт проблемную ситуацию, организует групповые обсуждения проблемных вопросов: 1. Что такое семья? 2. Как вы понимаете слова родословная, генеалогическое древо? 3. Зачем нам знать наших предков? На этом этапе учитель знакомит с такими понятиями:
Семья — группа родственников живущих вместе.
Семья — группа родственников, дружная и сплочённая общими интересами.
Семья - самое близкое окружение человека. В любой семье важны добрые отношения, взаимная помощь, семейные традиции.
Родословная - история семьи в нескольких поколениях.
Родословное, или генеалогическое древо — схематичное представление родственных связей в виде условно-символического «дерева», у «корней» которого указывается родоначальник, на «стволе» — представители основной (по старшинству) линии рода, а на «ветвях» — различных линиях родословия, известные его потомки.
Каждому человеку интересно и важно знать свою родословную. Любовь к близким, верность семейным традициям, память о тех, кого уже нет с нами, наполняют нашу жизнь высоким смыслом. Ведь мы появились на свет благодаря людям старших поколений. Мы учимся у них всему хорошему: доброте, мужеству, честности, взаимопомощи. Уважение к старшим, забота друг о друге делают нашу жизнь счастливее.
Этап 2. Организационный. Выдвигается идея создания индивидуального генеалогического древа своей семьи, а затем обще классного.
Этап 3. Осуществление деятельности. На данном этапе учащиеся самостоятельно индивидуально собирают информацию. Учитель консультирует, координирует работу учащихся. Работа учащихся осуществляется по плану: 1. Вспомни такие понятия: семья, родословная, генеалогическое древо. 2. Расспроси своих родителей о своих предках. 3. Выполни генеалогическое древо своей семьи. На этом этапе младшие школьники проводят опрос, находят информацию, оформляют свою родословную.
Этап 4. Обработка и оформление результатов проекта. На данном этапе идёт оформление работ индивидуально. Так же проводиться оформление общеклассного генеалогического древа. Защита проекта организуется как выставка творческих работ каждого учащегося. В ходе защиты учащиеся представляют свои проекты, демонстрируя понимание проблемы, а так же найденный способ решения этой проблемы. Для успешной работы на этапе презентации необходимо научить детей сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, анализировать свою деятельность.
Этап 5. Обсуждение полученных результатов (рефлексия) Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада и демонстрации изделия. Учащиеся обмениваются мнениями, отвечают на вопросы, обсуждают возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Анализируют свою работу, дают самооценку. Каждый участник проекта отмечается грамотой.
Отзывы учащихся.
Я, проводя данное исследование многое узнал о своих предках; кем были, чем занимались. Считаю данный проект полезным.
Проводя данное исследование мы многому научились: добывать информацию сами, а не ждать, когда нам даст её учитель, логически её излагать.
Я для себя узнал многое о своей семье и семьях одноклассников.
Отзыв классного руководителя.
Данный проект был интересен детям. Благодаря ему учащиеся многое узнали о своих предках, немного истории родного края. Для каждого ученик была создана ситуация успеха, каждый ребёнок смог показать всё на что он способен, многих это подтолкнуло к дальнейшему творчеству. Гордость 2Б класса стал стенд «генеалогическое древо», хотя данный проект прошёл, но на нашем дереве появляются уже новые «творения».
Используемая литература. 1. Универсальный словарь русского языка: начальная школа/Под общей ред. О. Л. Соболевой.-М. :АСТ- ПРЕСС КНИГА. 2008г.
2. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая Окружающий мир, учебник для 3 класса (2 часть). Москва « Просвещение» 2013
А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир для 3 класса (2 часть). Москва « Просвещение» 2013