Просмотр содержимого документа
«Природные богатства и труд людей – основа экономики»
Урок 43. Природные богатства и труд людей – основа экономики
Цели деятельности учителя:
Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с основными понятиями экономики: «природные богатства», «капитал», «труд людей», «потребность».
Развивающие: способствовать развитию умения высказываться по теме урока.
Воспитательные: содействовать воспитанию познавательного интереса к изучаемому предмету.
Оборудование: схема «Потребности», тест.
Сценарий урока
I. Проверка домашнего задания.
– С какой темой на прошлом уроке познакомились? (Что такое экономика.)
– Вспомним, что такое экономика? (Экономика – это наука о том, как люди, имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей.)
– Для чего нужна экономика? (Экономика нужна для удовлетворения разнообразных потребностей.)
– Какие бывают потребности?
Демонстрирует схему:
– Какова основная цель экономики? (Обеспечение жизнедеятельности человека – главная цель экономики.)
На доске: «Все во имя человека, все для блага человека».
– Как вы понимаете эту фразу? (Ответы учащихся: «Я считаю…»)
– На прошлом уроке вы, работая в группах, наблюдали за различными предметами, которые человек употребляет в обиходе ежедневно, это ложки, кружки, платки, книги. В своих работах вы описали, какой путь прошли эти предметы, чтобы появиться, у всех путь был одинаков.
– Напомните его.
Вывод: предметы, для изготовления которых потребовались природные богатства, капитал, труд людей, и есть экономические продукты.
II. Сообщение темы и целей урока.
– Тема урока «природные богатства и труд людей – основа экономики».
На уроке мы более конкретно раскроем каждый фактор экономики, а в конце урока по усвоению темы выполните тест.
III. Изучение нового материала.
1. природные богатства.
– Производство товаров и услуг невозможно без использования природных богатств. Назовите природные богатства. (Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения, животные.)
– Раскроем, какое значение для экономики они имеют.
– Одним из природных богатств вы назвали воздух.
– Нужен ли воздух? Воздух нужен как для всего живого на земле, так и в экономике. Без воздуха не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля. Движение воздуха – ветер – во многих странах используется сейчас для выработки электроэнергии. А для этого строят специальные сооружения – ветряные установки.
– Откройте учебник (с. 42), посмотрите, как выглядят ветряные мельницы.
Сделаемвывод: воздух необходим и имеет большое значение для экономики.
– Посмотрим, а была бы жизнь без воды.
– Мы знаем, что без воды не смогут жить люди, звери, птицы, растения. А что произойдет в экономике? Если не будет воды, то остановятся все заводы и фабрики, закроются столовые, прачечные, парикмахерские, школы, детские сады, больницы. Остановится весь водный транспорт, а значит, и многие товары не смогут перевозиться из страны в другую.
Вывод: таким образом, без воды невозможна жизнь, а значит, и невозможна экономика.
– Природным богатством вы назвали почву.
– Что такое почва?
Почва– это особое природное тело. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой и мертвой природы. Почва – это земля, которая снабжает растение питанием и водой. Основным свойством почвы является плодородие. Без почвы было бы невозможно ведение сельского хозяйства, а значит, и производство продуктов питания.
Вывод: итак, вы видите, что земля – наша кормилица.
– Назовите полезные ископаемые. (Нефть, газ, руда, каменный уголь, песок, глина и т. д. В нашей стране еще много залежей полезных ископаемых.)
– Посмотрим, где используются полезные ископаемые.
Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Например, огромные запасы разнообразных полезных ископаемых скрыты в недрах морского дна. Залежи нефти и газа находятся глубоко под водой, и добываются путем бурения морского дна.
Вывод: нефть, газ широко используются в промышленности, медицине, транспорте, энергетике.
– Какую же роль в экономике играет растительность? Что дает растение для экономики?
Растительность – один из важнейших компонентов природы. Она определяет не только общий вид территории, но и играет огромную роль в жизни природы и человека. Мир растений дает человеку пищевые продукты, корма, сырье. Одним из основных, например, ресурсов леса является древесина. Она идет на изготовление мебели, строительных материалов, бумаги.
Вывод: в процессе хозяйственной деятельности растительность дает человеку продукты и товары.
– Какова роль животного мира для экономики?
Животные издавна служили объектом охоты, рыбалки, кормили и одевали человека. Например, благодаря рыбному промыслу у человека есть возможность использовать рыбу не только как продукт питания, – из рыбы изготавливают лекарственные препараты. Мех животных используется в легкой промышленности.
Вывод: для роста в экономике богатства необходимо беречь и охранять животных.
2. Без капитала нет экономики.
Работа по учебнику (с. 44).
– Вторым фактором развития экономики является капитал – это здания заводов, фабрик, ферм, складов. Это автомобильные и железные дороги, это станки и оборудование.
Физкультминутка для глаз (см. урок 29, с. 190)
3. Труд людей – основа экономики.
Работа по учебнику (с. 44).
– Откройте учебник и ответьте на вопрос: «Благодаря чему удается производить все больше новых товаров?». (Благодаря труду людей.)
– Последним фактором («китом») в экономике является труд.
Трудлюдей необходим для того, чтобы добывать природные богатства, труд нужен, чтобы создавать капитал. Труд требуется для производства любых товаров и услуг. В экономике необходим труд людей самых разных профессий. И не только труд физический, но и умственный. Успех труда людей зависит во многом от их образования. Современной экономике требуется все больше образовательных людей. Например, умеющих работать на компьютере, знающих иностранные языки. Успех труда зависит и от здоровья людей. А для этого нужно всегда заботиться о своем здоровье с детства.
Вывод: труд призван создавать продукцию, товары, услуги, информацию, знания, духовные ценности.
а) небрежно; б) когда как; в) бережно; г) не знаю.
5. Занимаются ли школьники трудом на уроках в школе?
а) нет; б) да; в) иногда; г) не знаю.
копилка интересных фактов (сообщение учителя).
• Численность специалистов с высшим и средним специальным образованием в России превышает 20 млн человек. Каждые 5–7 лет требуется переобучать работников в связи с тем, что прогресс в области науки, техники, технологии требует от них новых знаний. В течение 20 лет удваивается количество профессий.
V. Итог урока.
– С какой темой мы познакомились на уроке?
– Какие необходимые ресурсы требуются для производства товаров и услуг? (Природные богатства, капитал, труд.)