kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Почему хлеб бывает чёрным и белым?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта:изучить ценные качества хлеба и особенности изготовления хлеба, а также исследовать знания учащихся и учителей нашей школы о хлебе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Почему хлеб бывает чёрным и белым?»»

Российская Федерация

Ханты - Мансийский автономный округ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»


«Почему хлеб бывает чёрным и белым?»

(Исследовательский проект)





Выполнил:

Шелест Илья

ученик 2 «Г» класса

МБОУ «СОШ №2»

Руководитель:

Белякова Валентина Петровна,

учитель начальных классов


г.Мегион, 2018 г.


Оглавление



ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1.Проблема проекта…………………………………………………………………3

2.Цели и задачи………………………………………………………………………3

3.Проектный продукт……………………………………………………………….3

4.План работы……………………………………………………………………...3-4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………………………….4

I.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 История возникновения хлеба ………………………………………………4-5

1.2 Польза хлеба.…………………………………………………………………….6

1.3 Строение пшеничного колоса…………………………………………………6

1.4. Пшеничный и ржаной хлеб…………………………………………………6-7

1.5.Отношение людей к хлебу……………………………………………………...7

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..7

2.1. Анкетирование……………………………………………………………….8-10

2.2. Почему хлеб бывает чёрным и белым?…………………………………10-12

2.3.Что нужно делать, чтобы хлеб дольше не черствел?..................................12

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..12-13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……..14

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………15











ВВЕДЕНИЕ

1.Проблема проекта.

Я очень люблю хлеб. Хлеб является незаменимым и обязательным продуктом питания. По составу и свойствам он занимает особое место среди продуктов. В нашей стране отношение к хлебу особенное. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и сейчас. Изменяется жизнь, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Но есть для всех без исключения одно важное: хлеб - это жизнь. К сожалению, часто приходиться наблюдать небрежное отношение к хлебу. Поэтому, я хочу вас познакомить: с ценными качествами хлеба и рассказать, почему хлеб бывает чёрным и белым?
Проблема исследования: почему хлеб бывает чёрным и белым?

Предмет исследования: отношение людей к хлебу

Объект исследования: хлеб из разных сортов муки

Методы исследования:

  • теоретическое исследование (изучение специальной литературы);

  • проведение опытов;

  • анкетирование;

  • анализ полученных результатов.

Гипотеза исследования: цвет хлеба зависит от сорта муки.

Цель: изучить ценные качества хлеба и особенности изготовления хлеба, а также исследовать знания учащихся и учителей нашей школы о хлебе.

Задачи:

  • познакомиться с историей возникновения хлеба, обнаружить интересные факты о хлебе;

  • узнать о строении пшеничного колоса; чем полезен хлеб для здоровья человека, найти пословицы и поговорки о хлебе;

  • выявить отношение учащихся и учителей нашей школы о хлебе;

  • выяснить, почему хлеб бывает чёрным и белым;

  • узнать рецепт приготовления белого и чёрного хлеба, испечь хлеб.

2.Проектный продукт

Проектный продукт: хлеб домашний белый и чёрный

3.План работы

  • изучить дополнительную литературу по данной теме;

  • подобрать материал по данной теме;

  • провести опыты среди одноклассников;

  • провести анкетирование среди учащихся и учителей нашей школы;

  • подготовить письменную часть проекта;

  • подготовить выступление и презентацию



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

I.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1.История возникновения хлеба

Я начал свою работу со знакомства с дополнительной литературой по теме проекта. Мне удалось выяснить, что ни один продукт не имеет такой длинной истории, как хлеб. Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемые «клибанос». Впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Долгое время люди употребляли зёрна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями и добавлять воду. Так появилась первая мука и первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Большой скачок в приготовлении хлеба произошёл, когда человек научился добывать огонь. Он стал поджаривать зёрна перед тем, как смешивать их с водой. Получившаяся каша была вкусней, чем раньше. Так появились первые пресные лепёшки. Попробуем доказать эту научную теорию.

Опыт №1. В классе, мы попробовали на вкус несколько зерен пшеницы. Они были твердые и почти несъедобные.













Вывод № 1. Значит и первобытным людям такая еда не понравилась бы.

Опыт №2. Мы смололи на кофемолке (вместо двух камней) зерна пшеницы, получилась мука, и мы снова её попробовали — все сказали, что это совсем не вкусно.

Вывод № 2. Значит, первобытные люди, тоже не стали бы есть сырую муку.

Опыт №3. Мы добавили в муку воду, получилась каша, похожая на тесто для блинов. Мы его попробовали — есть, конечно, можно, но совсем не вкусно.

Вывод № 3. Первобытные люди могли есть такую кашицу, вместо хлеба, но это было не вкусно.

Опыт №4. Мы попробовали испечь такое тесто — получились пресные лепёшки. Я дал их попробовать ребятам. Они сказали, что лепешки намного вкуснее каши из муки и воды

Вывод № 4. Первобытным людям, тоже, понравились бы такие лепешки.

Главный вывод: мы с ребятами на себе проверили научную теорию появления хлеба, и все с ней согласились. Хлеб появился, когда древние люди проводили разные опыты с зернами пшеницы.

1.2.Польза хлеба.

На следующем этапе познакомился с химическим составом хлеба. Я выяснил следующее: хлеб - источник белка, углеводов, минеральных веществ, витаминов и клетчатки, которая улучшает пищеварение и «прочищает» кишечник. В хлебе много полезных для человеческого организма веществ: фосфора, калия, магния, серы (что вовсе не означает, что их можно есть в чистом виде). Хлеб питателен, вкусен, недорог, легко усваивается сам и помогает усваивать другие продукты. Человек может жить долго на хлебе и воде. Учёные подсчитали, что взрослый человек съедает в день около 400 граммов хлеба, а при тяжёлой работе - 800 граммов. Ржаной хлеб более полезен, чем пшеничный, так как в нем больше витаминов и железа. В ржаном хлебе больше марганца, цинка, меди, железа, витаминов В1, В2, В6, РР и ненасыщенных жирных кислот. Ржаной хлеб менее калориен, чем белый: он содержит меньше крахмала и больше клетчатки, благодаря чему прочищает кишечник, способствует выведению из организма вредных продуктов обмена веществ. Кроме того, минусом пшеничного хлеба является то, что в него добавляют обычно маргарин, который не слишком полезен для здоровья. Хлеб из ржаной муки грубого помола чаще используется в диетическом питании при ожирении, а также при сахарном диабете. Полезен ржаной хлеб и как одно из средств от малокровия. В настоящее время в России выпускается более 1000 наименований хлебобулочных изделий. Мы привыкли к хлебу, как к воздуху. И пока мы не думаем о нем ежеминутно, значит, в жизни у нас всё хорошо, потому, что отсутствие хлеба, как и здоровья, замечаешь, когда его нет. Сколько хлеба вы сможете съесть? Сколько захочется. А вы представляете себе завтрак или обед без хлеба?

Вывод: «Худ обед, когда хлеба нет».

1.3. Строение пшеничного колоса

Далее я захотел узнать о строении пшеничного колоса. Невзрачные, опыляемые ветром цветки злаков пшеницы собраны в соцветие - колос. Стебель злаков - соломина. Она внутри полая. Многие телебашни мира построены по принципу соломины. Плоды злаков называют в просторечии зерном. В них много питательных веществ - белков, жиров и сахаров. Именно ради них люди выращивают многие злаки.

1.4.Пшеничный и ржаной хлеб

На следующем этапе я выяснил, что хлеб выпекают из пшеничной и ржаной муки.

Пшеница - лидер зерновых культур. Более 20 видов пшеницы существует на свете. Хлеб из зерен пшеницы получается красивый, белый - пшеничный. Из размолотых зерен пшеницы варят белую манную кашу. Всем хороша пшеница, только неустойчива к холоду. Ведь ее родина - знойные каменистые равнины. Пшеница, основная зерновая культура во многих странах. Растет в Евразии, Африке, Америке, Австралии. Пшеница известна земледельцам Передней Азии и Южной Европы с 7 тысячелетия до н. э. В Северной Америке известна с 17 в. Из зерна делают муку, крупу, макароны, крахмал, комбикорма и др. Зеленая масса, сено, солома, зерно, отруби являются кормом для скота.

Зато, чем дальше на север, тем увереннее чувствует себя зимостойкая рожь. В России её сеют с 9 века. Это наша зерновая культура, российская! Хлеб из ее зерен получается темный - ржаной. Такой в европейских странах не найти. А что может быть вкуснее свежей горячей корочки черного хлебца!

Злаковые растения – пшеница и рожь известны людям с давних пор.

ВЫВОД. Я сделал вывод, что хлеб бывает белым и чёрным из-за муки. Мука бывает разная – есть пшеничная, есть ржаная. Из пшеничной муки получается белый хлеб, а из ржаной – чёрный. Пшеничную муку мелют из зерна пшеницы, ржаную – из зерна ржи. Ржаной хлеб полезнее, чем пшеничный. Он менее калориен, способствует выведению из организма вредных продуктов обмена веществ.

1.5.Отношение людей к хлебу.

«Хлеб — батюшка» – ласково называли наши предки. Хлебом-солью встречают дорогих гостей. Буханка хлеба — это настоящий осколок солнца на нашей земле. Хлеб по праву занимает одно из первых мест среди наших материальных и нравственных ценностей. Никогда никому не забыть блокаду Ленинграда. Люди страдали от непрерывных обстрелов врага и умирали от голода — ведь норма рабочего на день была лишь 250 гр., служащего, иждивенца и ребенка 125 гр. Взрослые отдавали свою часть хлеба детям. Люди умирали от голода. Хлеб спасал их в трудное время. На Пискаревском кладбище тысячи могил. Около одной могилы стоят люди и молча плачут. На могиле лежит ломтик хлеба, а рядом слова: «Доченька, если бы я могла тебе дать его тогда». Нас не коснулась война, разруха, голод. Мы не видели пустых полок в хлебных магазинах и булочных, мы не знаем постоянной тревоги и заботы о хлебе насущном. Хлеб регулярно на нашем столе. Хлеб постоянно живет в нашем доме.

В слове народная мудрость таится,

Вот, что в народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал!»


ВЫВОД. Я понял, что хлеб надо беречь. Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу.


II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1.Анкетирование

Зная отношение людей к хлебу в трудное время их жизни, мы задумались, а почему в настоящее время многие перестали ценить хлеб? И так ли это? Чтобы ответить на поставленные вопросы, я провел исследование на основе составленной анкеты, где участвовало 61 человек, и пришли к следующим выводам:

1.Как часто вы едите хлеб?

а) каждый день

б) редко

в) вообще не едите

2.Какой хлеб вы больше любите?

а) пшеничный

б) ржаной

в) никакой не любите

3.Знаете ли вы, что к хлебу нужно относиться бережно?

а)да

б)нет

4.Часто ли вы не доедаете кусок хлеба?

а) да

б) нет

5.Куда девают в вашей семье несвежий, черствый хлеб?

а) выбрасывают

б) скармливают домашним животным

в) сушат сухари

г) в вашей семье не остается несвежего, черствого хлеба

2.2.Почему хлеб бывает чёрным и белым?

Теперь очередь непосредственно самого эксперимента. Для того чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о цвете хлеба потребовались рецепты. Мне в этом помогала крёстная мама. Кухня крёстной стала экспериментальной площадкой.

Итак, начнем. После того, как были найдены рецепты и были приобретены продукты, мы начали готовить хлеб.

Рецепт 1. Приготовления белого хлеба

• дрожжи – 2 ст. л.

• вода – 1,5 стакана

• сахар – 1 ст. л.

• соль – 1 ч. л

• растительное масло – 1/2 стакана

• пшеничная мука – 3 стакана


Рецепт 2. Приготовления черного хлеба

• дрожжи – 2 ст. л.

• вода – 1,5 стакана

• сахар – 1 ст. л.

• соль – 1 ч. л.

• растительное масло – 1/2 стакана

• ржаная мука – 3 стакана


Собственно отличия минимальны, секрет в муке. Именно мука задает цвет хлебу.

  1. В посуду положили дрожжи, соль, сахар, растительное масло и воду, немного подогрели на плите.

  2. Дальше в одну посуду мы добавили пшеничную муку, а во вторую ржаную муку. После чего тесто оставили подниматься на 2 часа в теплое место.



  1. Включили духовку на 180 градусов, а пока она нагревалась, подготовили формы для выпечки: смазывали растительным маслом, чтобы готовый хлеб в дальнейшем легко мог выйти из формы.

  2. Выложили тесто в формы и оставили еще ненадолго для того, чтобы оно поднялось.

  3. После того, как тесто поднялось в формах, поставила формы в духовку.


  1. По истечении 40 минут достали хлеб из духовки.






  1. Подождали, пока он немного остынет, разрезали его, чтобы убедиться в том, что действительно получилось два разных сорта хлеба.















Таким образом, мы экспериментально доказали, цвет хлеба действительно зависит от сорта муки.

2.3.Что нужно делать, чтобы хлеб дольше не черствел?

Что нужно делать, чтобы хлеб дольше не черствел?

На следующем этапе работы над проектом меня заинтересовал вопрос: «Что нужно делать, чтобы хлеб дольше не черствел?». Я выяснил следующее:

Давно было замечено, что если в посуду с хлебом положить яблоко, хлеб дольше не черствеет. Белый хлеб черствеет быстро. Ржаной лучше держать отдельно в хлебнице или на тарелке, закрытой салфеткой, или в целлофановом пакете, тогда он не потеряет вкуса и не испортится несколько дней. Лучше всего для хранения хлеба подходит обычная комнатная температура. Не стоит держать хлеб на солнце, или наоборот в холоде. В месте, где вы храните хлеб (подвесной шкафчик, хлебница, стол) может появиться неприятный запах от залежавшегося хлеба. Протрите стенки тряпочкой, смоченной в уксусе, запах исчезнет. Чтобы хлеб не плесневел, в хлебницу или полиэтиленовый мешок поместите коробочку с ваткой, смоченной несколькими каплями йода.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На заключительном этапе работы над проектом, я в библиотеке подобрал русские народные пословицы и поговорки о хлебе (Приложение 1) Русский народ всегда уважительно относился к хлебу. И не только потому, что без хлеба нет обеда. Слово «хлеб» всегда означало не только пищу. Хлеб издавна символизировал народное благосостояние, довольство.

ВЫВОДЫ.

Анализируя содержание русских пословиц и поговорок о хлебе, я понял, что наши предки придавали хлебу важное значение. В пословицах проявляется уважительное, бережное отношение к хлебу со стороны русского народа. Узнал, что хлеб очень полезен, в нем находятся практически все питательные вещества необходимые человеку. Узнал, что благодаря хлебу смогли выжить многие люди в годы Великой Отечественной войны. Я понял, почему люди с давних времен свято почитают и ценят хлеб. Данная работа помогла мне понять всю ценность хлеба. Мне удалось достичь цели проекта, потому что задачи проекта были выполнены.



















































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. «Расскажите детям о хлебе» Э. Емельянова

  2. Русские народные пословицы и поговорки

  3. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.

  4. http://stihidetyam.ru/articles/article101.php

  5. http://extusur.net/content/8_texnoxleb/3_1.html История возникновения хлеба и хлебопекарного производства.

  6. https://prohranenie.ru/produkty/muchnye-i-konditerskie-izdeliya/hleb.html







































Приложение 1.



Хлеб всему голова.

Плох обед, когда хлеба нет.

Хлеб да вода – крестьянская еда.

Каравай хлеба не свалится с неба.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Посеешь в пору – соберёшь зерна гору!

Не уродит рожь – по миру пойдешь.

У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

Хлеб на стол – так и стол престол; а хлеба ни куска – так и стол доска.


13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
«Почему хлеб бывает чёрным и белым?»

Автор: Белякова Валентина Петровна

Дата: 26.01.2023

Номер свидетельства: 624194

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Дорогами войны."
    ["seo_title"] => string(15) "doroghami-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "277825"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452975691"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Статья "Ветер перемен", посвященная 25-ти летию Независимости Казахстана"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_vietier_pieriemien_posviashchiennaia_25_ti_lietiiu_niezavisimosti_kazakh"
    ["file_id"] => string(6) "358031"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1478938005"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства