kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Окружающий мир 4 класс Петр I

Нажмите, чтобы узнать подробности

Охарактеризовать Петра I как выдающююся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир 4 класс Петр I»

Этапы урока

Задачи этапа

Содержание этапа

1.Организа-

ционный момент






2 Проверка домашнего задания

Настроить детей на деятельность,плодотвор-ную работу

Внимание! Внимание!

Начинается урок. 
Он пойдет ребятам впрок. 
Постарайтесь все понять, 
Учитесь тайны открывать, 
Ответы полные давайте 
И на уроке не зевайте.


– Какую тему мы изучали на прошлом уроке? – Патриоты России. – Сейчас мы посмотрим как вы поняли данную тему. Для этого вам нужно отгадать кроссворд, который находится у вас на столе. На выполнение данной работы вам отводится 3 минуты, после чего мы его проверим.

Кроссворд: Группа №1

1 Кто призвал народ к сопротивлению врагам? (Минин)

2 Где воздвигнут памятник Минину и Пожарскому? ( В Москве)

3 Для борьбы с врагом создано народное…(ополчение)

4 Как назван день, когда Москва была освобождена от врагов?(Единства)

5 Кто стал во главе русского войска? (Пожарский)

6 Династия царей,правивших Россией? ( Романовы)

7 Где был заперт польский гарнизон ,которому Минин предложил сдаться? ( Китай-городе)

8 С кем боролось ополчение? ( Поляки)

9Кто командовал дружиной казаков? (Ермак)

10 Какое ханство раскинулось за Уралом? ( Сибирское)


Какие ключевые слова у вас получились? Слова на экране.

Группа№1 Император

Группа№2 Реформатор

Группа№ 3 Великий

Как вы понимаете значение этих слов? Все эти слова можно применить к одному человеку Ваше мнение: кто этот человек?

Слайд1

(На экране появляется портрет Петра I.)


3.Введение в тему.



То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник

4.Актуализа-ция знаний

Определе-ние темы и цели урока.

Активизация минимума знаний , умений,навыков, необходи-мых и достаточных для открытия знаний

- Перед вами лежат листочки со знакомой вам уже шкалой самооценки

- Возьмите карточку , которая обозначает ваш уровень знаний о Петре 1.

Что вы бы хотели узнать об этом человеке?

- Сформулируйте цель нашего урока.( Узнать больше о Петре 1 как о царе и человеке , узнать о времени правления Петра1,сравнить какой он царь и какой человек. )

-Цель нашего урока: «Охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества».

-Определить благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе?

5 .Открытие новых знаний


































































































6 Физкульт- минутка






























































7 Открытие новых знаний.


























































































































































































8 Итог занятия.













9 Рефлексия





















10 Домашнее задание

Сформиро-вать целостное представле-ние  о Петре I, его детстве

















































































































































Юность Петра







































































































Систематизи-роватьсформированность знаний о Петре1 – первом императоре и его преобразова-ниях
















































































Обобщение знаний по теме.

































Объяснить суть и нацелить детей на выполнение домашнего задания
















-Какое было задано домашнее задание? (Из различных источников подготовить знания о Петре 1.

-Изучать историческую личность мы будем подгруппами. Я буду консультантом и координатором ваших действий. В каждой группе у меня есть помощники они заранее провели исследования, изучили темы. Вашазадача пользуясь информацией получить новые знания .


Уже изначально появление на свет Петр 1 было связано с таинственным предсказанием. Два монаха, Симеон и Дмитрий, по звездам, предсказали царю Алексею Михайловичу,что у него родится сын, и что он унаследует престол, и станет таким героем, с которым несравнитсяникто из его современников .

(Звучит музыкальное произведение«Колокола». )

Слайд 2 Музыка

В ночь на 30 мая 1672 года над Москвой на темном небе ярко засияла большая звезда . Удары колоколов кремлёвских соборов нарушили тишину столицы. В этот момент появился на свет маленький царевич. Наутро люди говорили, что царский сын будет великим человеком, ибо сам бог приветствует его появление на свет новой звездой. Маленького царевича назвали Петром . Царь и царица очень радовались рождению сына . Он был крепкого здоровья , рос быстро и не по годам . В 6 месяцев уже начал ходить. Когда царевичу исполнилось 4 года , умер отец -царь Алексей Михайлович. У царябыли еще дети от первой жены ,в том числе 2 сына , Федор и Иван. Федор был страшим . Очень болезненный,мягкий, тем не менее, управлять Россией стал он. А в это время подрастал Петр. К 5 ти годам в детской маленького царевича не было других игрушек кроме военных. Когда ему исполнилось 5 лет , его стали понемногу обучать грамоте , а в начале восьмого года началась систематическая учеба


Сообщения детей группа№1( Детство) Слайд 3

Обучение маленького царевича мало чем отличалось от обучения других детей. Его первым учителем был Никита Зотов.

Слайд 4

Петр получил скромное образование. Его учитель Зотов,мало заботился об этом . Только в 15 лет Петр узнал о четырех действиях в арифметике . Большинство знаний он приобрел в зрелые годы , не уставая учиться .Во время уроков учитель любил не только рассказывать, но и показывать специально припасенные для того случая чужеземные «потешные листы». Петруше нравилось рассматривать рисунки разных сражений , воинов и оружия, изображения кораблей и пушек . В 1682году Петру исполняется 10 лет , и в этовремя умирает царь Федор .Царями России были провозглашены сразу два мальчика – Иван , еще более болезненный, чем Федор, и Петр и была старшая сестра София.

Слайд 5

- Прочитай текстзакончите предложение, найдя в тесте подсказку

-Подумайте и выберите правильный вариант развития последующий событий. Подобное задание будет во Всероссийских проверочных работах по Ознакомлению с Окружающим миром

1 Софья стала управлять государством , во всем советуясь со своей мачехой , матерью Петра .

2 Софья стала управлять единолично , а Петр с матерью были удалены подальше от Кремля.

Ответ:

- Жизнь во дворце для Петра и его матери стала невозможна . Наталья Кирилловна с Петром переехали в село Преображенское. Переезд в Преображенское был большим счастьем для Петра . Здесь он рос на свободе , одевался он просто и играл с сельскими ребятишками , бегал по селу с утра до вечера .

Слайд 6

Ради забавы ему построили крепость со стенами , башнями,рвом, подъемным мостом .

Эта крепость называлась потешная- для потехи , забав.

Слайд 7 Для военных забав и потех из сверстников Петра были созданы два потешных полка –Семёновский и Преображенский . Потешные солдатики со всей точностью настоящих солдат выполняли в все команды своего маленького командира , они были одеты в настоящую военную форму . Со временем детская забава переросла в серьезное увлечение Петра военными науками . Сколько себя помнил царь Петр –его всегда интересовали корабли .


Слайд 8 Сообщения группы№ 2( Флот)

Сначала он с интересом рассматривал нарисованные картинки , отбирал модели кораблей , которые мальчик часами разглядывал . На прудах в Преображенском впервые оттолкнулся Петр от берега на маленькой лодочке . Потом нашли в сарае ботик ( маленькое парусное судно ) деда Никиты Романова . Пока ремонтировали ботик , выделывали мачту, шили парус, Петр постигал премудрости новой потехи . Потом перевезли парусное судно на Плещеево озеро .Рано понял Петр , что нужен России свой военно- морскойфлот , нужны офицеры и матросы , нужны кораблестроители Двадцатого октября 1696 года Боярская Дума (высший совещательный орган государства ) вынесла решение « Морским судам быть » эту дату и считаютднем рождения российского военно –морского флота . А дедушка русского флота –неказистый ботик , на котором юный царь учился парусной науке , жив и по сей день и хранится в музее . Первый речной флот был создан в Воронеже . При строительстве флота Петр опирался на иностранных специалистов .

Слайд 9

Создал он флот Отчизнынашей ,

открыл морские он пути,

и прорубив окно в Европу

немало сделал для страны .

Закройте глаза и представьте что , вы потешные полки Петра (выполняют под музыку марша Преображенского полка )

Дружно встали

Раз! Два! Три!

Мы теперь Петра полки!

Флот плывет к родной земле

Флаг на каждом корабле

Мы теперь Петра полки !

Раз! Два! Три !

Мы ладонь к глазам приставим ,

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво

И налево надо тоже

И направо, и еще

Через левое плечо

Раз! Два! Три !

Мы теперь Петра полки


Придя к власти , Петр не сразу начал свои преобразования в государстве . Петр 1 любил говорить ( Я царь , у меня мозоли на руках )

Сообщения детей группы № 3 (Юность)

Действительно , безделья он не терпел , и день его был заполнен до предела . Вставал он очень рано , до рассвета . В 3 -4 часа утра уже присутствовал на совете министров . Обсудив со свойственной ему быстротой множество дел , он отправлялся в Адмиралтейство . Там следил за постройкой судов , а нередко и сам брался за топор , ведь корабельное дело знал до тонкостей . Потом зайдя домой занимался токарным делом , которое очень любил

В близи от Преображенского располагалась Немецкая слобода . Там жили иностранцы. И потому все в ней было непривычно для русского человека , язык, и обычаи , и наряды

-Рассмотрите и сравните внешний вид русского боярина и жителя немецкой слободы

Слайд 10

- Её жители брили бороды ,носили парики и небольшие удобные кафтаны, в то время как русские люди париков не носили, бороды не брили, а кафтаны были с длинными рукавами закрывающими руки . Проживали в слободе и механики, и военные, и врачи . Петр любил там бывать , и молодой царь , общаясь с ними , понимал насколько он не образован .

-Какие последствия это имело ,вы узнаете, подслушав разговор двух купцов .

Инсценировка

- Узнал я намедни неслыханную весть.Царь оправляется в чужие края , да еще под чужим имением и в одежде простого дворянина
Кузьма – Скажи , Савелий, а на что ж ему это ?

Савелий –Да говорят , учиться всем ремеслам и плотницкому , и кузнечному , и корабельному , и морской науке .

Кузьмина – Да не царское это дело, мужицкое

-Итак , в чем же необычность поступка Петра 1 ? (мнения детей)

-Зачем царь отправился за границу ? ( Мнения детей)


Слайд 11

России нужны были образованы люди .

Слайд 12

« Я в учении нуждаюсь и в учителях » , -вырезал Петр на своей личной печати. Он постоянно учился .

- Его отличали энергичность , целеустремленность любознательность , желание многое узнать и всему научиться . Из-за своего высокого роста – 204 см –он выдавался в толпе на целую голову В тоже время , при таком большом росте ,он был не богатырского сложений – носил обувь 39 размера , а одежду 48 размера. Руки Петра были также небольшие , и его плечи узкие для его роста , его голова была также мала по сравнению с телом . В зрелые годы Петр поражал собеседников обширными знаниями , чем обязан был самому себе , упорному самообразованию .

Слайд 13,14

Он хорошо знал 14 ремесел был плотником , кузнецом , токарем , корабельным мастером , артиллеристом и даже зубодером . Это шокировало придворных , привыкших к тому, чтобы царь появлялся на людях ,обязательно поддерживаемый под руки ближними боярами . Неутомимый , волевой царь Петр все хотел постичь . Он хорошо изучил математику , навигацию ,географию , военное дело ,иностранные языки . Эти качества и позволили ему многого добиться, заслужить уважение и славу .Государь не любил роскоши. Одно платье он носил по году ,простой суконный кафтан по два года . Нередко ходил в чулках , зашитых его супругой . Царь был бережлив , когда императрица подарила ему вышитый кафтан и несколько блесток упало , он сказал « Знаешь ли на деньги , что стоят упавшие блестки , можно сутки прокормить солдата ».

Чтобы узнать о достижениях европейцев и набраться знаний . Петр побывал в Германии , Голландии , Англии.

В голландском городе Заандаме, на верфи, где строили морское корабли , однажды появился новый плотник . Вместе со всеми он строгал доски , забивал гвозди , таскал тяжелые бревна . Когда строгий мастер окликал его « Эй, плотник Питер,иди сюда!», он торопливоподбегал и почтительно выслушивал приказания.

Слайд 15

После работы он долго шагал по городу ,стараясь увидеть как можно больше интересного . С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Петр Михайлов – на самом деле русский царь Петр Первый отправившийся в заграничное путешествие

Слайд 16

-Выскажите свое впечатление о Пере 1 как о человеке.

Слайд 17


Сразу по возращении царя из за границы русских людей ждали перемены и преобразования . Недаром Петра 1 называют царем – реформатором


Великий Петр царь –реформатор

Строитель ,плотник, мореход

С его на троне воцаренья

Россия славный путь ведет .

Инсценировка

Петр 1 (обращаясь к Головину ) А скажите –ка Гаврил Иванович , как там наши юноши за границей обучаются , когда я их экзаменовать буду ?

ГОЛОВИН: На днях вернутся из-за границы пятеро. Да вот, Петр Алексеевич, неохотно наши дворяне за границу едут, учиться не хотят.
ПЕТР I: А мы указ издадим о запрещении молодым дворянам жениться, если школы не окончили.
(К Петру I бросается молодой щеголь).
ЩЕГОЛЬ: Батюшка-царь! Не издавай указ. Хочу жениться, невеста больно хороша, Елизавета Бутурлина.
ПЕТР I:Так женись! Как звать то тебя?
ЩЕГОЛЬ: Василий.
ПЕТР I: А невеста то далеко, Василий?
ЩЕГОЛЬ: Да здесь она, Ваше величество.
ПЕТР I: Так зови ее!
(Парень выводит смущенную девушку)
ПЕТР I: Хороша у тебя невеста, Василий. Когда свадьба-то?
ЩЕГОЛЬ: Да хоть завтра!
ПЕТР I: А школу- то закончил?
ЩЕГОЛЬ: Нет, батюшка-царь, не хочу учиться.
ПЕТР I: Ну, Василий, тогда с женитьбой придется повременить. Вот школу окончишь, тогда и на свадьбу зови.
ЩЕГОЛЬ: Батюшка-царь, Петр Алексеевич!..
ПЕТР I: И не проси, Василий. Вначале учиться, а потом жениться.

Почему Петру 1 пришлось вынуждать дворянских сыновей к учебе? ( Он хотел, чтобы на Руси жили образованные люди, чтобы они больше пользы принесли Отечеству .Он издал указ , чтобы , бояре выучились, а потом женились . )

Слайд 18 Работа по учебнику. Чтение о реформах Петра 1. Стр 96.


Сообщения детей группа № 4 ( Реформы)


По указу Петра открыли в крупных городах аптеки. До него в России была только одна аптека в Москве для царской семьи.
Со времён Петра существуют в России сахарные заводы. До него сахар привозили из-за границы, он был доступен немногим. При Петре I перемены произошли и в управление государством, и в жизни богатых и бедных.

Слайд 19

Оснащение армии и флота потребовало стро­ительства новых рудников, заводов и фабрик. В стране стало больше добываться руды , выплавляться металлов , производится тканей для шитье парусов и одежды солдатам .




Пользуясь схемой, расскажите о переменах,которые произошли

сразу же по возращении Петра 1 из –за границы.

Слайд 20 Схема реформ.

- Опираясь на схему , достройте , следующие предложения


1Некоторые до суеверия набожные люди думали , что остаться без… –значит испортить образ божий (бороды )

2 Общегосударственной нормой стало ношение кафтанов без длинных… (рукавов)

3. Царь издал указ: если дворянин не закончит “цифирную” (начальную школу), ему не разрешалось …. (жениться).
4. Утренняя трапеза превращалась в своеобразную пытку, потому что предписывалось на европейский манер по утрам пить ненавистный …(кофе).
5. Чтобы молодые люди могли познакомиться и жениться по согласию, Петр 1 приказал мужьям и отцам приезжать на все праздники при дворе со своими … и … (жёнами , дочерями)

– Петр еще не раз выезжал за границу, и каждый раз по его возвращению из Европы, Россия все более и более становилась похожей на европейскую страну

– А сейчас давайте сыграем в игру “Веришь – не веришь”.

1Верите ли вы, что в допетровской России Новый год встречали осенью,1сентября? (Именно Петр 1 в 1700 году ввел новый календарь, по которому год начинался 1 января.)

Слайд 21

2Верите ли вы, что при Петре 1 появилось телевидение?

3Верите ли вы, что, как и во многих европейских странах, в России при Петре 1 стали выпускать газету? Действительно, первая русская газета появилась при Петре 1 и носила название Ведомости

Слайд 22

4Верите ли вы, что первый самолет построен при Петре 1?

5 Верите ли вы ,что царь за границей за большие деньги покупал кости вымерших животных, древние грамоты, книги, старинное оружие, заспиртованных уродов ит.д.?(таким образом , были созданы: первый русский музей, который назывался Кунсткамера ( переводе с немецкого – кабинет редкостей )и Публичная библиотека . Они существует и посей день

Слайды 23,24

Прочитайте текст “Царь-преобразователь” на 95 учебника. Почему же Петра считают реформатором? По праву ли современники Петра прозвали его Великим ?


- О каком городе написал свое стихотворение А .С. Пушкин Кто основал этот город ?

Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу

Природой здесь нам суждено 
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море. 
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам

И запируем на просторе

Это город Санкт Петербург .

Слайд 25

Его основал царь Петр 1

Строительство Санкт- Петербурга началось в 1703 году по инициативе Петра I с Заячьего острова – именно там был заложен

первый камень.

А как строился город Санкт-Петербург,расскажут нам ребята, которые получили задание отыскать и изучить материал по данной теме из разных источников, отобрать наиболее важную и интересную информацию , подготовить сообщения для нас.


Сообщения группы № 5 ( Санкт-Петербург)


Решил ПетрI заложить в устье реки Невы город. Берега были болотистые, пустынные. Частые наводнения.На работы сгоняли ежегодно более 40000 человек со всей России. Они работали и день , и ночь. Осушали болота, рыли канавы, делали насыпи. Не хватало леса, кирпича, камня. Рабочие страдали от голода и болезней. Иногда по полгода не видели хлеба. От тяжёлых условий люди умирали, на их место привозили новых.

Слайд 26

Строился город долго ведь техники то не было, все делалось почти вручную .В 1703 году была основана Петропавловская крепость. Рядом с ней был построен новый большой город .Любил Пётр свой город. Город назвали Санкт- Петербургом, то есть городом святого Петра.

Слайд 27 ,28,29

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный.

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла.

Санкт- Петербург очень красивый город. Он стал северной столицей России или как ещё говорят морской столицей России. Это первый город в России, который строился по заранее составленному плану. В нем запланированы широкие прямые улицы, проспекты, площади.


Сейчас мы попробуем применить знания о Петре 1 на практике ,и выполним небольшой тест. Проверка.

Давайте возьмём наши листочки со шкалой самооценки и покажем как вы считаете ваши знания о Петре 1 расширились? Пополнились?

Слайды 30,31

Вывод: Правление Петра1 привело к росту могущества и славы России. В России появился свой флот, возникли новые города. Россия стала империей. Пётр 1 получил прозвание « Великий»





А теперь давайте оценим работу каждой из групп.

Если было интересно и легко на уроке, возьмите красную карточку.

Если иногда были трудности, сомнения- жёлтую карточку.

Если не разобрались в теме- синюю карточку.


Ну вот и всё, урок к концу подходит,

Мы славно поработали сейчас,

Спасибо вам , ребята за работу,

Не подвели меня и в этот раз.

Заслуг Петра перед Россией

Так много, что не сосчитать

И я сегодня попыталась

Частицу только рассказать

Рассказ я свой хочу закончить

Ещё хочу совет вам дать,

Должны мы предков своих помнить

Историю России знать.




1 Попробуйте найти новую информацию о Петре 1, о которой мы не говорили на уроке. Подготовьте небольшое сообщение, презентацию, инсценировку. Готовить домашнее задание можете индивидуально или группами.

2 По учебнику стр 94-100. Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного материала. Придумать свои вопросы по заданной теме.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Окружающий мир 4 класс Петр I

Автор: Богачева Татьяна Владимировна

Дата: 26.08.2020

Номер свидетельства: 556515

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Конспект урока окружающего мира в 4 классе УМК «Школа России» по теме : "Патриоты России», «Петр Великий», «М.В.Ломоносов», «Екатерина Великая»"
    ["seo_title"] => string(146) "konspiekt_uroka_okruzhaiushchiegho_mira_v_4_klassie_umk_shkola_rossii_po_tiemie_patrioty_rossii_pietr_vielikii_m_v_lomonosov_iekatierina_vielikaia"
    ["file_id"] => string(6) "349276"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476473637"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект урока по окружающему миру по теме: "Страницы истории отечества. Ордена". Технология ТОГИС. "
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-stranitsy-istorii-otiechiestva-ordiena-tiekhnologhiia-togis"
    ["file_id"] => string(6) "236601"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444124010"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "конспект урока по окружающему миру на тему " Петр 1. Реформы в Российском государстве". "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-pietr-1-rieformy-v-rossiiskom-ghosudarstvie"
    ["file_id"] => string(6) "123908"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414598041"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Открытый урок по окружающему миру на тему: "Петр Великий" (4 класс)"
    ["seo_title"] => string(67) "otkrytyi_urok_po_okruzhaiushchemu_miru_na_temu_petr_velikii_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "524621"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1572298188"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Итоговый тест по окружающему миру в 3 классе "
    ["seo_title"] => string(53) "itoghovyi-tiest-po-okruzhaiushchiemu-miru-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "200803"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1428922181"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства