в). воспитывать любовь к животным, ответственность за них;
Формировать:
а). познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое предложение;
б). коммуникативные УУД – умение аргументировать свое предложение, сотрудничать в поиске информации;
в). регулятивные УУД – целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
г).личностные УУД – формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, потребности в учении, готовности и способности к саморазвитию.
Тип урока : урок изучения новых знаний.
Формы работы учащихся : индивидуальная, в парах, групповая.
Оборудование: иллюстрации с изображениями кошек и собак разных пород, детские рисунки, творческие работы, словари-справочники, учебники, рабочие тетради по окружающему миру Шаповал Н.П., Токаржевская Т.Д. « Рабочая тетрадь к учебнику « Окружающий мир» А.А. Плешакова, 2 класс, сигнальные карточки, наклейки.
Ход урока
I Организационный момент
- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Я рада приветствовать вас на уроке окружающего мира. Улыбнитесь друг другу, ведь улыбка – самое лучшее начало любого дела. Следите за своей посадкой.
II. Актуализация знаний.
Беседа
- Соберите из букв слово, и вы узнаете, о ком мы будем сегодня говорить.
Ж н в ы и е т о ( животные)
- Какие группы животных вы знаете?
(дикие и домашние)
Работа с учебником с 72-75
-Какие животные называются дикими?
-Какие животные называются домашними?
2. Работа в парах. Выполнение заданий в печатной рабочей тетради с 32-33 (устно).
Распредели названия животных по группам
ДикиеДомашние
заяц, волк, медведь, кошка, корова, кабан,
лось ,белка, бабочка свинья, собака, кролик,
сверчок, барсук овца, утка, лошадь.
3.Работа в группах с карточками. Игра Восстанови цепочку.(устно).
животноедетенышпольза для человека
корова теленок молоко, мясо, сыр, масло
курица цыпленок яйца, мясо, перо
овца ягненок мясо, шерсть
кролик крольчонок мясо, мех
свинья поросенок мясо, сало
коза козленок молоко, мясо, шерсть
лошадь жеребенок поревозки, мясо
страус страусенок яйца, мясо, перо
4. «Корзина находок» . Дети достают предметы и называют, откуда они появились( яйца, молоко, мясо, ремень, варежки, перья и т.д.).
Вывод : И дикие, и домашние животные приносят человеку пользу. Диких животных нужно охранять.
III. Самоопределение к деятельности
- Сегодня мы продолжим разговор о домашних питомцах. Ведь о них можно рассказывать бесконечно. О ком сегодня пойдет речь, вы узнаете отгадав загадки.
Мягкой поступью хожу,
За шерсткой бережно слежу,
Позеваю у окошка,
Молочка лизну немножко,
Замурлычу. Я же …..
(кошка)
Я верный человека друг.
Имею множество заслуг.
На цепь привязан во дворе,
Зимою сплю я в конуре.
Охочусь с другом на волков,
Пасу на пастбище коров,
Бегу по тундре вековой
В упряжке снежною зимой.
Я в мире лучшая служака.
Кто я ? Ты угадал?
(собака)
- Скажите, о ком мы будем говорить на уроке?
- Прочитайте тему урока на стр. 84 учебника.
- Какие учебные задачи поставим перед собой? ( стр.84)
IV. Работа по теме урока.
Работа с учебником.
Самостоятельное чтение статьи на стр.84.
Цель: Сколько пород кошек и собак называют ученые?
Беседа
- Сколько пород кошек живут на свете?
- Какие породы кошек изображены на рисунках на стр.84?
- Сколько пород собак называют ученные?
- Какие породы собак изображены на рисунках на стр.85?
7. Расскажите, как ухаживать за собаками. ( см. иллюстрации на стр.37 в «Рабочей тетради»).
8. Человек не остался равнодушным к поступкам животных. В мире насчитывается огромное количество памятников собакам – верным друзьям человека.
Выступление учащегося с сообщением «Памятники собакам»
Дети рассматривают иллюстрации.
«Памятники собакам»
Древняя Греция г.Коринф IV в до н.э. «Защитнику и спасателю Коринфа».
Франция, Париж – памятник сербернару Барри, на спине сидит спасённый мальчик.
Япония (Токио). На станции Сабуя недалеко от Токио памятник псу Хатико, который после смерти хозяина 10 лет приходил на станцию и ждал его ежедневно до последнего поезда.
Германия, Берлин – памятник собакам-поводырям.
Аляска ( г. Нома) и в Нью-Йорке- памятник ездовой собаке Балто (вез в пургу лекарства).
Много памятников собакам, трудившимся на войне.
Памятник собаке – космонавту Лайке в Москве.
Памятник «Сочувствие» бездомной собаке по кличке «Мальчик» на станции метро в Москве.
8. Человек не обошёл вниманием собаку и в устном народном творчестве. Мы знаем много сказок, легенд, пословиц, поговорок о собаках, примет, связанных с поведением собаки. (Выступление учащегося с сообщением).
9. – Чтобы собака верно и правильно служила человеку, ее необходимо этому научить.
Как вы думаете, люди какой профессии занимаются дрессировкой собак? (кинологи)
Выразительное чтение стихотворения
Будущая профессия
Минералы ищут геолог,
Языки изучают филолог,
Раскопки ведет археолог,
Это понятно, но кто же такой кинолог?
Тот, кто смотрит кино?
Я кинологом стать хочу,
Кинология мне по плечу!
На папа сказал: « А ну-ка
Откроем словарь.
Итак :
Кинология – это наука,
Изучающая собак.»
Решено – буду кинологом,
От собак не оттащите волоком!
Нравятся очень бульдоги мне
И другие четвероногие!
- Вы кто: археолог? филолог? геолог ?-
Спросят меня и услышат в ответ:
- Я по профессии просто кинолог….
Другими словами – собаковед!
11. – А теперь давайте поговорим о кошках. В отличие от собак, кошки более независимы и с трудом поддаются дрессировке.
Учащаяся исполняет «Песенку о кошке».
12. – На нашей планете живут более 400 млн. домашних кошек. Это милые пушистые зверьки, которых мы очень любим. Но в дикой природе у кошек остались грозные и могучие родственники. Среди них такие гиганты, как лев, тигр, леопард, барс, пума, ягуар, рысь. Это хищники, отлично приспособленные к тому, чтобы вести охоту.
- Рассматривание иллюстраций .
Дети читают составленные синквейны о диких кошках.
13. Но давайте вернемся к домашним кошкам. В разные времена и в разных странах к ним относились по- разному.
В Древнем Египте кошку боготворили, оказывали ей всякие почести. Смертная казнь грозила тому, кто преднамеренно убивал хотя бы одну кошку. Случайное убийство кошки каралось большим штрафом.
В Европе в Средние века кошку преследовали, так как считали что в нее вселился дьявол. Особенно не везло черным котам: полагали, что они приносят в дом несчастье.
В Древней Руси хозяйственные качества кошки впервые оценили церковнослужением. Они-то и взяли ее под защиту.
14.Кошка – загадочное существо. С ней связано очень много поверий, примет, о ней собрано много интересных фактов, сказок, легенд.
Выступления детей с сообщениями.
15. - Какие вы знаете крылатые выражения о кошках? Пословицы, поговорки?
(ответы детей)
Работа в группах с фразеологическим словарем.
« А Васька слушает да ест».
Кошки скребут на душе – очень грустно, тоскливо, беспокойно, тревожно.
Как угорелая кошка – суматошно, бессмысленно бегать, метаться, носиться.
Купить кота в мешке – приобрести что-либо, не видя, не зная, каково качество товара.
Тянуть кота за хвост – нудно, медленно говорить или делать что-нибудь.
Как кот наплакал – очень мало.
16. Физкультминутка «Кошечка проснулась»
Кошечка проснулась,
Сладко потянулась,
На носочки встала,
Лапки вверх подняла,
Мышку увидала,
За мышкой побежала- 2 раза
Прыг, прыг, прыг-
Да не поймала!
17.Работа с учебником
Самостоятельное чтение статьи на стр.86 «Портрет кошки »
Цель : какой это текст: повествование, рассуждение или описание?
Беседа по содержанию. Выборочное чтение.
- Какая у кошки голова? глаза? тело? лапки?
Почему вы так думаете?
18. Чтение цепочкой статьи в «Рабочей тетради» на стр. 36 «Профессии кошек»
- Расскажите, как нужно ухаживать за кошкой (смотри иллюстрации на стр.36 в «Рабочей тетради»).
19. Творческая группа детей выступает со своими сочинениями, синквейнами о кошках и собаках « Мой любимый домашний питомец», комментируют рисунки.
20. Беседа о бездомных животных.
Учитель:
а). В последнее время на улицах городов бродит большое количество бездомных собак и кошек. Бездомные животные – это брошенные друзья, которых предали и довели до озлобления и отчаяния. И виноваты в этом только мы, люди. А брошенная и преданная собака часто до конца своих дней ждет предавшего ее человека.
б). Выразительное чтение стихотворения.
Стихи о собачьей верности
Собаки ! Бог вас людям дал в награду,
Чтоб грели сердце, радовали глаз.
Как мало вам от человека надо,
Как много получает он от вас.
Когда собака с человеком рядом,
Уходит из души по каплям зло.
Она всегда поймет вас с полувзгляда,
Наполнит дом уютом и теплом.
Когда потреплют нас в житейской драке
И, кажется, напастям нет конца,
Зализывают раны нам собаки
И слезы слизывают с нашего лица.
Так пусть же Человек, венец творенья,
Каких бы в жизни не достиг вершин,
Склонит чело с любовью и почтеньем
К четвероногим врачевателям души.
г). Всех бездомных животных человек не может принести к себе в дом. Поэтому взрослые построили питомники и ветеринарные лечебницы. Есть ветеринарные аптеки, где можно приобрести витамины, таблетки и многое другое для жизни наших питомцев. Также у нас в стране созданы службы спасения бездомных животных, где за ними ухаживают, лечат, делают прививки.
Прежде чем принести кошку или собаку в дом , следует подумать, как к этому отнесутся родители, будет ли в квартире место для вашего питомца, есть ли такой человек, который сможет ухаживать за ним, если вы на время уедете; хватит ли у вас и ваших близких терпения, чтобы заботиться о животных. Не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нем. И тогда он отплатит вам верностью и любовью.
V. Рефлексия
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вас удивило?
- Какой возник вопрос?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
( сигнальные карточки – «светофоры» )
- Как вы оцениваете работу своих товарищей?
( сигнальные карточки – «светофоры» )
- Кому было интересно?
VI. Подведение итогов урока .
а). Игра «Верю- не верю»
( работа с сигнальными карточками)
зеленая – верю
красная- не верю
- кошки и собаки бывают только черного окраса;
- в мире около 60 разных пород кошек;
- собак в мире примерно 400 пород;
- собаки и кошки не нуждаются в заботе и добром отношении человека;
- собака – опасное животное, от которого надо держаться подальше;
- на Крайнем Севере сейчас не ездят на собачьих упряжках;
- нужно мыть руки после общения с кошкой и собакой;
- мы в ответе за тех, кого приручили.
б). Прием «Кластер»
дикие кошки в природе
пословицы, поговорки, загадки
легенды
60 пород кошек
Что мы узнали о кошках и собаках?
правила дрессировки собак
400 пород собак
мы в ответе за тех, кого приручили
памятники кошкам и собакам
кошки и собаки служат человеку
VII . Домашнее задание подготовить: устный рассказ о домашнем питомце или прочитать статью в учебнике стр.86, 74-75, и пересказать.