Просмотр содержимого документа
«"Наша дружная семья"»
Урок разработал учитель 2 «В» класса
МКОУ «Школа № 20» города Пласт Челябинской области
Рогожина Татьяна Вадимовна
Предмет, класс: Окружающий мир 2 класс
УМК: «Школа России», автор Плешаков А.А.
Тема: "Наша дружная семья"
Цели: формировать навыки культуры общения и поведения в семье
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.
Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.
Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.
Предметные:
Уметь различать родственные взаимосвязи.
Определять роль в жизни человека культуры семейного общения
Оборудование:
карточки со словами: «семья», «родство», «традиции», «поколение»;
ноутбук,
фотографии и рисунки семей,
иллюстрации к русским народным и семейным праздникам;
карточки для работы «Признаки дружной семьи»,
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Если вы научитесь дарить тепло своего сердца окружающим, то это тепло будет возвращаться к вам. Ведь окружающий мир - это большое волшебное зеркало.
2. Актуализация знаний
- Представьте, что мы находимся на необитаемом острове. Скажите, без чего не может прожить человек?
- Правильно без общения.
- Раздел, над которым мы начинаем работать – это «Общение». Откройте стр 41, посмотрите чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
- Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком: Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно.
Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый. - Куда ты идешь?- спросил старик. - Я иду искать место, где мне не будет так одиноко. - Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки. - Посмотри!- сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами. Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.
- А может ли человек жить один и называть себя семьей?
- Определите тему нашего урока.
- Итак, тема урока: «Наша дружная семья».
- Что нового мы узнаем на уроке? Пока я готовилась, у меня перепутались карточки, помогите мне и мы узнаем, что узнаем сегодня на уроке.
Что такое……? дружной
Признаки…..семьи? семья
Что такое ……..общения? семейные
Узнать, что такое……..традиции? культура
- На уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Как называют людей одного возраста? Узнать новые понятия: поколение, традиции, родственники.
3 «Открытие» нового знания.
Что такое семья
- Как вы понимаете слово «семья»?
- Для нас самое понятное объяснение даётся в словаре С. И. Ожегова: «Семья - это группа живущих вместе близких родственников».
- Какое слово скрыто в слове «семья», как вы думаете, что это означает?
- Это означает, что раньше семья состояла не из 3-4 человек, а из 6-7.
- Откройте стр 42. Давайте перечислим членов семьи. Кого можно ещё дорисовать? (бабушку, дедушку)
- В каждой семье можно выделить несколько поколений.
- А что такое поколение?
Работа в парах.
У вас лежит на парте таблица. Вы должны её дополнить. Распределить карточки по поколениям.
У вас на партах лежат геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Выберите ту фигуру, которая похожа на семью. (дети высказывают свои варианты)
-Можно выбрать треугольник, так как семья состоит из трёх поколений.
2. Из темы нашего урока мы выяснили, что такое семья.
- Какую семью можно назвать дружной семьёй? Ваши предположения.
- Сейчас я вам расскажу ещё одну историю, вы внимательно слушайте, для того чтобы ответить на вопрос: — Почему данную семью назвали дружной?
В давние времена жила удивительно дружная семья. Семья огромная — 100 человек. Молва об этой семье долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга, и вежливо общаться, и хорошо обращаться друг с другом?».
Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово — …. «понимание».
Работа у доски. Мы сейчас построим с вами дом. Из чего строят дом? Мы построим дом из брёвен. На каждом бревне написано слово, выберите то, которое вы считаете нужным.
радость
ссоры
помощь
безразличие
любовь
Дети выбирают слова, дом построен.
-Чего не хватает? Правильно крыши. Как назовём крышу?
Дружная семья
Знакомство с понятием культура общения.
- В дружной семье обязательно нужно не только понимание, но и культура общения.
- Как вы думаете, что такое культура общения? (Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку)
- Нужна ли она в семье? Почему? (Культура общения нужна нам, чтобы семья была дружная и счастливая)
- Можно ли обижать того, кто тебя любит? ( Нельзя, потому что они любят и заботятся о нас)
- Семья – это семь я, а значит, семья – это постоянная помощь и поддержка друг другу.
Физкультминутка. (если дети согласны – присесть, нет-подпрыгнуть)
1. Кто спрашивает бабушку о здоровье?
2.Кто жалуется на сестрёнку?
3.Кто пристаёт к папе с вопросами, когда он только пришёл с работы?
4. Кто поделится шоколадкой со всеми членами семьи?