Просмотр содержимого документа
«"Мы - зрители и пассажиры"»
МБОУ Рассветовская СОШ
Урок окружающего мира 2д класса СКК VII вида
по теме: «Мы – зрители и пассажиры»
Раздел «Общение»
УМК «Школа России»
Учитель начальных классов
Кирина Светлана Васильевна
Урок окружающего мира 2 класс Раздел «Общение»
Тема урока : «Мы - зрители и пассажиры»
Тип: Комбинированный.
Цель: познакомить с правилами поведения в общественных местах (театр, кинотеатр, общественный транспорт)
Задачи:
Образовательные:
-Закрепить знания по разделу «Общение».
- Познакомить учащихся с понятиями «зритель», «пассажир», правилами поведения в транспорте, общественных местах.
Коррекционно-развивающие:
-Способствовать развитию умения связно и аргументировано вести учебный диалог.
- Формировать умение работать в коллективе.
- Развивать монологическую речь.
- Создать условия для установления причинно-следственных связей.
Воспитательные:
-Воспитывать положительные качества личности: терпимость, вежливость и уважение.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Регулятивные УУД:
- формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
-учиться высказывать своё предположение на основе работы материала учебника;
- определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
2. Познавательные УУД:
- наблюдать и делать выводы.
3. Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь своих товарищей, вести диалог, умение работать в парах, группе.
4. Личностные УУД:
-формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
Оборудование и материалы: ПК, мультимедийный проектор, интернет ресурсы, презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями, цифры, сигнальные карточки, кирпичики для постройки дома Друзей)
Ход урока:
Организационный момент.
Игра «Доскажи словечко»
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете,
Запомнить их давно пора.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…(«Добрый день!»)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече:…(«Здравствуйте»)
II. Актуализация знаний 1. Фронтальная беседа. Какие слова вы сейчас назвали?(«Добрый день!, «Здравствуйте»)
Что это за слова? (волшебные) Какие ещё слова приветствия, благодарности , прощания вы знаете? Какие люди всегда здороваются, прощаются, желают друг другу приятного аппетита?
(вежливые, приветливые, воспитанные) Какой раздел мы сейчас изучаем на уроках «Окружающего мира»?
(«Общение») А что мы с вами уже узнали о «культуре общения»?
( Правила общения в семье, в школе, в гостях, правила вежливости.)
Слайд2 У меня на доске слова которые относятся к нашей теме. Распределите их на две группы: добрый день, приветствую вас, здравствуйте, спасибо, благодарю, очень признателен
Слайд3 Как можно назвать слова 1 группы? 2 группы? (слова приветствия, слова благодарности) Слайд4. Два образа невоспитанный и культурный мальчик Как вы думаете ,ребята, кто из этих детей будет использовать эти слова в общении , а кто нет?
Почему вы так думаете? С кем из них вы хотели бы дружить? Почему?
Что самое ценное в дружбе? (любовь и уважение друг к другу, согласие и взаимная помощь) Сейчас мы посмотрим, как вы умеете общаться друг с другом. Вам предстоит работать в паре.
2. Работа в парах Перед вами разные герои, разные имена. Как вы думаете, кто с кем дружит, кто кому нужен? (карточки)
Слайд5-6 Серый волк Бурундук Чип и… (Дейл) Добрая Белоснежка и… (семь гномов) Забавный Винни Пух и… (Пятачок ) Добрый Малыш и… (Карлсон) Доверчивый Буратино и… (Мальвина, Пьеро ,папа Карло) Зеленый крокодил Гена и… (Чебурашка) Кому друзей вы не нашли? Почему волк остался без друзей? Каким должен стать волк, чтоб у него появились друзья?(вежливым, добрым, отзывчивым, готовым прийти на помощь) Эти качества вам тоже пригодятся в следующей работе, так как вы будете работать в группах.
3. Работа в группах (на альбомный лист с двусторонним скотчем клеят кирпичики )
Слайд7
Вы помните мультфильм про крокодила Гену и Чебурашку, которые построили дом Дружбы. Я предлагаю вам самим построить такой дом из кирпичиков. Но у вас разные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для вашего дома. Для каждого дома очень важен фундамент, т.е. то на чем держится весь дом. И вам надо подумать, что же будет лежать в основе вашего дома. (На кирпичиках слова: счастье, радость, любовь, доверие, горе, злость, жадность, гнев ,успех, доброта, понимание, уважение, ссора, помощь. Крыша дружба) (Группы прикрепляют свои листы на доску) Какие слова вы не взяли? Почему? Ваш дом дружбы построен. И вот у одного из ваших друзей этого дома день рождения. Вы приглашены. Вам нужно вспомнить правила поведения в гостях. Я буду задавать вам вопросы, а вы с помощью цифр будете показывать свой ответ. Готовы?
4. Тест. (показ цифрами)
Слайд8,9,10,11 1. Как лучше приглашать друзей на день рождения? 1) Приходи ко мне на день рождения. И не забудь подарок. 2) Приглашаю тебя на день рождения в субботу к двум часам. Приходи, пожалуйста. Мне будет очень приятно. 3) У меня скоро день рождения. Приходи, если хочешь. 2. На день рождения лучше не дарить: 1) книгу 2) цветы3) лекарство 4) настольную игру 3. Что можно подарить девочке на день рождения? 1) мамины бусы 2) старую игрушку3) книгу 4) засохшие цветы 4. Как поступить, если подарок не понравился? 1) отдать назад 2) обидеться 3) поблагодарить 4) выбросить 5. Как поблагодарить за подарок? Вот как могла бы поблагодарить блошек за подарок Муха цокотуха из стихотворения К. Чуковского. 1) Муха рассматривает сапожки и говорит: «Что за чудные сапожки! Где вы их достали блошки? Буду их всю жизнь носить И весь век благодарить». 2) Муха держит в руках сапожки и говорит: «У меня уж есть сапожки. И получше этих, блошки. Их отдам своей сестре, Что живёт на той горе». 3) Муха примеряет сапожки и говорит: «Вам спасибо, мои блошки, За прекрасные сапожки. Ох, какое будет горе, Если мне они не в пору». 6.Чего нельзя делать, придя на день рождения? 1) играть 2) брать игрушки 3) бегать 4) смотреть книги 7. Что невежливо делать за столом? 1) отламывать кусочек хлеба 2) есть курицу руками 3) читать 4) вынимать ложку из чашки 8. Какой кусок торта надо взять с блюда? 1) самый красивый 2) самый крайний 3) самый большой 4) самый вкусный Я думаю, что все вы со мной согласитесь, что культура поведения украшает человека, помогает людям общаться друг с другом, наверное, поэтому вы неплохо отвечали на все вопросы.
III. Самоопределение к деятельности
-Ребята, вы часто бываете там, где много незнакомых людей. Такие места называются общественными. Назовите такие места.
(Кино, театр, улица, больница, музей, общественный транспорт.)
А вот о каких общественных местах мы будем говорить, вы мне сейчас скажите, отгадав загадки.
Слайд13
Загадки
Там можно посмотреть мультфильмы, Журналы, клипы, кинофильмы. Идём туда мы целым классом. Там – хорошо, там просто – классно! Там что-то не были давно, Пора бы посетить …кино
Там по сцене ходят, скачут
То смеются, а то плачут.
Мастерством всех поразят
Хоть кого изобразят … театр
-В таких общественных местах существуют свои правила поведения. Как вы думаете, почему?
-Предположите о чём мы будем говорить на уроке.
(О правилах поведения в общественных местах.)
-Прочитайте тему урока на с.60 учебника.
(Мы – зрители и пассажиры.)
Предположите, какие учебные задачи мы поставим перед собой. ( Ответы детей)
-Проверьте свои предположения. Прочитайте задачи урока в учебнике.
Узнаем основные правила поведения в общественных местах. Научимся правильно вести себя в зрительном зале, в общественном транспорте.
IV .Работа по теме урока.
Но прежде чем говорить о правилах поведения в театре, мы должны выяснить, а что такое театр? Слово «театр» имеет два значения: 1)Искусство изображения драматических произведений на сцене. 2)Помещение, где происходят представления. Театр это необычный, волшебный мир, который дарит нам сказку, хорошее настроение, радость. В театре работают люди разных профессий, и мы должны уважать их труд. А наше уважение как раз и выражается в соблюдении правил поведения. Кто любит кино? Где вы его можете смотреть? А знаете ли вы, что такое кинотеатр? / сложное слово кино и театр. КИНОТЕАТР: зрелищное предприятие, помещение, в котором демонстрируются кинофильмы. /учреждение культуры/ Ребята, а как узнать , что мы можем посмотреть в кинотеатре или в театре? В этом нам поможет…? (афиша)
Слайд14 Афиша объявление о предстоящем спектакле, фильме. Именно афиша расскажет вам, где, когда и какой спектакль вы сможете посмотреть. А теперь давайте заочно побываем в этих местах. Что нужно сделать в первую очередь? (купить билет) Где мы покупаем билет?(В кассе)
Слайд15 Сегодня наши друзья пришли в театр. Погас свет, и через минуту начнётся спектакль… Но посмотри, все ли в этом зале знают, как нужно вести себя в театре?
Слайд16
Как нужно проходить по рядам в кинотеатре: лицом к сидящим или спиной? (лицом) Что при этом надо сказать? (извините)
Чего нельзя делать во время представления?(есть, разговаривать, вставать с места) -Познакомьтесь с советами Попугая на с. 61
- Как вы считаете, как нужно вести себя в театре, кинотеатре?
(После обсуждения учащиеся под руководством учителя составляют памятку.)
«Правила поведения в театре»
Слайд17-22 Тогда давайте вместе с вами составим памятку правил поведения в театре и кинотеатре. Когда нужно приходить в театр, чтобы не опоздать? Собираясь в театр, не забудь одеться понаряднее. На представление приходят за 15 -20 минут до начала. Как нужно проходить на своё место? На своё место проходят лицом к уже сидящим зрителям. Чего нельзя делать во время спектакля? Во время спектакля не принято разговаривать, даже шепотом, говорить по мобильному телефону. В зрительном зале неприлично есть. Что делают зрители после окончания спектакля? После окончания спектакля зрители аплодируют артистам и дарят заранее принесённые цветы.
Подведем итог. Слайд 23
1 Приходить в театр, кинотеатр нужно заранее. 2 Проходить на свое место следует лицом к сидящим. 3 Отключать сотовый телефон 4 Нельзя есть во время сеанса – посторонние звуки мешают окружающим. 5 Во время сеанса не разговаривай, не делай никаких замечаний. Это отвлекает зрителей. Прочитайте, все ли правила включены? Теперь осталось их выучить и пользоваться ими. Выполнение задания в рабочей тетради № 1 с.26
V. Физминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
1.Беседа, работа по учебнику
-Посмотрев кинофильм, мы решили отправиться домой на общественном транспорте.
Слайд24 «Мы пассажиры»
Слайд25 «Загадки»
Отгадайте на каком транспорте мы можем добраться до дома.
Что за чудо – синий дом! Ребятишек много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином.(Автобус)
Удивительный вагон! Посудите сами: Рельсы в воздухе, а он Держит их руками.(Троллейбус)
Слайд26
Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам Ходят красные дома.(Трамвай)
Если идем по дороге пешком, мы – пешеходы, а если едем в автобусе – пассажиры.
Мы часто ездим в общественном транспорте. Кажется, ничего трудного нет – сел и поехал. Однако и для пассажиров существуют правила безопасности.
Слайд27
-Рассмотрите рисунки на с.62. В парах обсудите правила поведения в общественном транспорте. На каких рисунках ребята соблюдают правила , а на каких нет?
А теперь подробнее познакомимся с правилами поведения в транспорте
Слайд28-31
1. Городской транспорт следует ожидать на специально оборудованных площадках остановках. На остановке не толкайся, не кричи, не мешай другим людям. 2. Во время посадки в транспорт сначала подожди, пока выйдут пассажиры, а потом спокойно войди сам. 3. Войдя в транспорт, заплати за проезд кондуктору или предъяви проездной билет. 4. В транспорте веди себя спокойно: держись за поручни, не стой в дверях, не пытайся открыть двери до полной остановки транспорта. В салоне автобуса, трамвая, троллейбуса не принято громко разговаривать, толкаться. 5. Уступай место инвалидам, пожилым людям, женщинам с маленькими детьми или просто людям старше тебя. Вежливый мальчик всегда уступит место девочке и скажет при этом: «Садись, пожалуйста!» 6. При выходе из транспорта мужчина должен выйти первым и помочь спуститься по ступенькам своей спутнице (подать даме руку). Следует помочь подняться в транспорт и выйти из него людям пожилого возраста.
И еще, ребята, сейчас в нашей жизни очень часто стала встречаться самодвижущаяся лестница – эскалатор, в больших магазинах, в метрополитене? Как же нужно вести себя на ней? Откройте учебник с.63 рассмотрите картинки и сформулируйте по ним правила. Слайд32 1. Нельзя бежать по эскалатору, сидеть на ступеньках, ставить вещи и наваливаться на перила эскалатора. 2 Следует стоять на эскалаторе с правой стороны. 3 В метро нельзя подходить к краю платформы. 4 Не следует шуметь, толкаться, играть в подвижные игры. 5 Использованные билеты следует выбрасывать в специально предназначенные для этого контейнеры.)
Выполнение задания в рабочей тетради № 2 с.26
VII Рефлексия
А сейчас мы проверим, что вы запомнили на уроке и поиграем в игру «Верно – неверно». Возьмите сигнальные карточки. Если утверждение верно вы показываете -зеленый, неверно красный. Слайд33
Выходя из автобуса, мальчик должен пропустить девочку вперед;(красн) 2. Если старушка входит в автобус, отойди, не мешай, пускай сама карабкается; (красн) 3. В кинотеатре проходить на свое место следует лицом к сидящим.(зел) 4.Если в автобусе много народа, можно не держаться и так не упадешь.(крас) 5. Мальчик в кинотеатре уступает девочке то место, с которого лучше видно. (зел) 6. Когда мимо твоего места по проходу идут зрители, нужно вытянуть ноги в проход (красн) 7. Когда идешь в театр, набери с собой побольше еды. (красн) 8. На остановке не толкайся, не кричи, не мешай другим людям. (зел)
2.) Обсуждение ситуации.
Слайд34 В автобусе ребята наблюдали такую картину. Ехали в автобусе две девочки Надя и Катя. Они сидели на своих местах. Над ними написано: "Места для детей". Вдруг автобус остановился. Вошла старушка. Она подошла к девочкам и хотела сесть. Тогда Надя стала громко объяснять бабушке, что эти места для детей. Стыдно стало Кате за свою подругу. Она быстро встала, посадила бабушку и извинилась за Надю. Надя говорит: "Ты что, не умеешь читать?" Катя отвечает: "Нет, я умею читать. А ты забыла, что младшие должны уважать старших". Кто поступил из девочек правильно?
VIII Подведение итогов урока
Слайд35 Ребята, как вы считаете, пригодятся ли вам в жизни знания, которые вы получили сегодня на уроке? Если вы считаете, что пригодятся покажите зеленый цвет светофорика Если нет или сомневаетесь, то красный
VIII.Домашнее задание
Рассказать дома о правилах поведения в театре, в общественном транспорте, соблюдать эти правила.