kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастера печатных дел

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием сингапурской методики. Дети работают группами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастера печатных дел»

Урок окружающего мира в 4а классе

Учитель: Силантьева Татьяна Михайловна

Тема: «Мастера печатных дел»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: сформировать представления о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатания.

Задачи урока:

образовательные:

- расширить кругозор учащихся на материале, дополняющем школьную программу;

- способствовать формированию элементарной эрудиции учащихся, их общей культуры;

воспитательные:

- содействие воспитанию у младших школьников гордости за свою родину, её героев;

- формирование у обучающихся эмоционально - положительного взгляда на мир;

- воспитание умения работать группой, в коллективе, совершенствовать навыки общения;

развивающие:

- развивать межпредметные связи, активно используя знания, полученные при изучении одного предмета в другом;

- учить работать с источниками информации, выступать перед аудиторией;

- развивать умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

Формируемые УУД:

познавательные:

- осознавать познавательную задачу, читать, извлекать нужную информацию, выявлять известное и неизвестное;

коммуникативные:

- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия

личностные:

- развивать устную речь, умение формулировать свои мысли;

- осознавать своё единство с окружающим миром.


I.Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Добрый день, коллеги! СЛАЙД

- Ребята, поздоровайтесь с гостями.

- Присаживайтесь тихонечко девочки, еще тише мальчики.

- В начале урока пожелайте друг другу удачи.

- Поздоровайтесь с партнёром

по лицу

по плечу

- Мне хотелось, чтобы нам сопутствовали:

Улыбка СЛАЙД

Сотрудничество

Понимание

Единодушие

Хорошее настроение

- Одним словом (сверху вниз) УСПЕХ.

- Давайте вспомним девиз урока:

Знаешь – говори, не знаешь – слушай.



II.Актуализация опорных знаний.


- Какой раздел мы сейчас изучаем?

(«Страницы истории России») СЛАЙД


Урок сегодня необычный,

Продолжим в прошлое шагать,

И будем снова, с интересом,

Историю России изучать.


1.Повторение тем.

- Вспомните темы этого раздела с товарищем по лицу за 30 секунд.


Ответы:

1.Жизнь древних славян.

2.Во времена Древней Руси.

3.Страна городов.

4.Трудные времена на русской земле.

5.Русь расправляет крылья.

6.Куликовская битва.

7.Иван III, Иван IV. СЛАЙД



2.Работа у доски по изученным темам.

- Посмотрите на доску. Прочитайте. Слева карточки, которые мы будем использовать.

Александр Невский
Батый

Дмитрий Донской

Иван Калита

Иван III



- Какое из этих имён лишнее? Почему? Как можно назвать людей, оставшихся в списке?

Батый – хан Золотой Орды.

Остальные – это князья Руси.

- В каком году полчища Батыя пришли на Русь?

Карточки: Батый 1237 год



- Назовите трёх князей, у которых стояла общая задача перед Русью при их правлении? .

Ивана Калита, Дмитрий Донской, Ивана IIIдать отпор Золотой Орде. Александр Невский – сражался на северо – западных рубежах.

- Какие даты можно связать с именем Александр Невский?

Карточки: 15 июля 1240 год – битва на Неве

5 апреля 1242 год – Ледовое побоище на Чудском озере


- Один из этих князей сам был на поле битвы со своей дружиной? Кто это?

Дмитрий Донской – 8 сентября 1380 год, битва на поле Куликовом.


СЛАЙД (КАРТА)


- Чем действия Ивана Калиты отличались от действий Ивана III

в отношениях с Золотой Ордой?

Иван Калита поддерживал хорошие отношения с Ордой, не воевал. Набегов на Русь не было. Ему даже доверили самому собирать дань.

- Почему он выбрал такие действия? Был труслив? Боялся?

Воевать напрямую с Ордой было бессмысленно.

1.В Орде была сильная власть.

2.Русь была ослаблена набегами монголов. Русь бы опять разорили.

За это время Московское княжество смогло:

1.Отстроить города

2.Укрепить войско

3.Поднять торговлю.

4.Начал собирать вокруг Москвы разрозненные части земли.

Ивана Калиту называют первым собирателем Руси.

- Какие главные перемены на Руси, по вашему мнению, произошли при Иване Третьем?

При правлении Ивана Ш

1.Внутри Орды шла борьба за власть, значит, стало слабее.

2.Русь к тому времени окрепла, приобрела новые земли.

Иван III перестал платить дань хану Ахмату. Хан Ахмат привел войско к реке Угре, но увидев войско русского великого князя Ивана III, увел свое войско без сражения.


- Когда это произошло?

Карточка: Ахмат 1480 год


- Какими были князья? Мудрыми, умными, дальновидными.


- Давайте посчитаем, сколько лет Русь находилась под игом монголов?

Батый Ахмат

1237 год 243 года 1480 год


3.Тест

1.Объединение разрозненных княжеств — эта задача стояла в период правления:

а) Дмитрия Донского

б) Ивана Калиты

в) Ивана Третьего

2.Сражение 8 сентября 1380 года произошло

а) на реке Неве

б) на Чудском озере

в) на Куликовом поле

3. Какой монгольский хан привел свои войска к реке Угре?

а) Мамай                б) Батый                 в) Ахмат

4. При каком князе Русь полностью освободилась от ор­дынского ига?

а) при Иване Калите

б) при Дмитрие Донском

в) при Иване III

5. Главный храм на Руси:

а) Троицкий монастырь

б) Грановитая палата

в) Успенский собор

6. Кто стал первым в истории России царём?

а) Иван Калита

б) Иван III

в) Иван IV Грозный


Взаимопроверка в парах по плечу.

Оценивание теста: СЛАЙД

без ошибок

5

1 ошибка

4

2 ошибки

3

3 ошибки и более

2


- Итак, первым царём в России стал Иван IV Грозный. СЛАЙД

На уроке мы ещё о нём вспомним.


Карточка: Иван IV Грозный.


III.Самоопределение к деятельности.

1.Повторение.

- Отгадайте загадку.

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

(Книга) СЛАЙД


- Как это может быть связано с темой урока?

- Скорее всего тема урока будет связана с книгами.

- А зачем нужны книги? (Чтобы получать знания)

- Всем ли были доступны книги в XVI веке? (Нет. Только богатым людям)

- ПОЧЕМУ? (Стоили дорого – это 1 причина)

- ПОЧЕМУ стоили дорого?

1.Материал дорогой.

Пергамент стоил дорого (вырастить телёнка, выделка шкуры дорого стоила)

2.Работа переписчика стоила дорого. Писали вручную.

- И поэтому цена одной книги была высока, книга могла стоить целое состояние.


- У каждого из вас в портфеле находятся несколько книг. Перед уроком я просила посчитать сколько книг у вас?

- Сколько? (Ответы)

- В XVI веке в России такое количество книг, которое имеет каждый из вас, было только у богатых людей государства. Вы были бы богачами.

- Книг на Руси было мало. ПОЧЕМУ?

Очень долго переписывали – это 2 причина (кроме стоимости)


- Если их писали рукой, то как они назывались? (Рукописными)



2.Сообщение по теме «Рукописные книги».

- Путь создания рукописной книги прошла Тужибаева Мирослава. В прошлом году она писала научно – исследовательский проект «Рукописная книга своими руками». Мирослава выступит с сообщением.

СООБЩЕНИЕ

- Спасибо! Вот такие были рукописные книги. Они были дорогие. Писалт их очень долго.

- Мирослава, сколько времени ты писала?




Игра «Встать – сесть» (сингапурский приём)

+ Встаньте те, кто знает, что книги, написанные пером и чер­нилами, назывались рукописными.

+ Встаньте те, кто знает, что переписывали книги монахи.

- Встаньте те, кто знает, что писали они древние книги ша­риковыми ручками.

+ Встаньте те, кто знает, что перочинный ножик был необхо­дим для заточки пера.

- Встаньте те, кто знает, что рукописные книги создавали очень быстро.

+ Встаньте те, кто знает, что запись событий из года в год на­зывается летописью.

+ Встаньте те, кто знает, что в настоящее время книги изго­тавливают из древесного волокна.


3.Постановка проблемы.

- Многие люди в 16 веке были неграмотные. ПОЧЕМУ? (Не было учебников для обучения грамоте)

- Зачем стране нужны образованные люди?

(Государству нужны были грамотные люди для управления землёй русской)

- Кто в 16 веке был царём? Притом первым? Иван IV Грозный.

- Какой выход предложили бы вы на месте государя?

(Печатать книги)


- Какая же тема урока?

МАСТЕРА ПЕЧАТНЫХ ДЕЛ СЛАЙД

- Кто такие МАСТЕРА? (Умельцы, люди, печатающие книги)

- Кто в Европе уже печатал книги? (Иоганн Гутенберг)

- Что он придумал? (Печатный станок и буквы – литеры)

Раньше одну Библию переписывали десятки лет. А Иоганн Гутенберг за год напечатал 300 книг.


- А сейчас вернёмся в наше государство. В Москву.

- Что вам бы хотелось узнать по этой теме? Какие вопросы вы бы задали?

Какие задачи поставим на уроке?

1.Узнать о книгопечатанье на Руси.

2.Выяснить, кто был первопечатником на Руси. СЛАЙД

- Как понять слово «первопечатник»? Объясните лексическое значение слова.

ПЕРВЫЙ ПЕЧАТАТЬ СЛАЙД

- То есть напечатал первый.


IV.Открытие нового знания.

1.Работа в группах.

- Новая тема «Мастера печатных дел»

- Зная задачи урока, приступим к их реализации.

- Работаем в группах:

1 группа – «Первопечатник Иван Фёдоров» с.82

2 группа – «Врата учёности» с.84

- №2 раздаёт вопросы своей группе.

- Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимо­выручки, дружбы.

- Ответы должны быть пол­ными. Информация ясная, точная. Затем группы отвечают на вопросы друг друга. Приступайте.


Вопросы для 1 группы:

1. Кто приказал открыть типографию в Москве? (Царь Иван IV Грозный.)

2. Где она находилась? (Около стены Китай-города.)

3. Кто был первопечатником России? (Иван Федоров.)

4. Какую первую книгу он выпустил? («Апостол».)

5. Опишите ее. (Книга имела тяжелый переплет из досок, об­тянутых кожей. Четкий шрифт, красивые заставки в виде трав, веток, шишек и листьев.)

6. Что еще напечатал Иван Федоров? (Первый русский букварь.) 

7. Где установлен памятник Ивану Федорову? (В Москве, около места, где была расположена первая типография.)


Вопросы для 2 группы:

1. В каком столетии в России стало больше грамотных людей? (В XVII столетии.)

2. Кто обучался грамоте? (Не только знать и служители цер­кви, но и горожане.)

3. Кого обучали чаще всего? (Учились только мальчики, среди женщин было немного грамотных, это были представитель­ницы знати.)

4. Как бедняки использовали свои знания грамоты? (За плату писали письма, составляли различные документы.)

5. Кто был автором первого русского букваря? (Василий Бур­цов.)

Кто был автором «Грамматики»? (Мелетий Смотрицкий.)

6. Какой букварь был напечатан в конце века? (Кариона Истомина)

7. Кто постигал азы премудрости много лет спустя по этим книгам? (М.В. Ломоносов.)

8. Как он называл свои первые учебники? («Врата учености».)


- ПОЧЕМУ «Врата учёности»?

- Ответы в виде игры «Ты – мне, я – тебе»


V.Первичное закрепление темы.


Выполнение заданий в рабочей тетради.

Рабочая тетрадь с.29 №3

- Объясните пословицу 17 века: Слово – ветер, а письмо – на век. СЛАЙД

(Словами скажешь, могут забыть или исказить при передаче, а записанный текст сохранится на века)



VI.Подведение итогов урока.

- Какова тема урока?

МАСТЕРА ПЕЧАТНЫХ ДЕЛ


- В начале урока мы ставили перед собой задачи. Помог ли наш урок решить эти задачи.

1.Узнать о книгопечатанье на Руси.

- Конечно, книгопечатание в России появилось поздно, если сравнивать с Европой на целых 100 лет. Но это не помешало России развиваться.


2.Выяснить, кто был первопечатником на Руси.

Иван Фёдоров


- Полезное ли дело сделал Иван Фёдоров для России?

- Какую пользу принесло книгопечатание? (Ответы)


- Закончите фразы:

1.Книги стали дешевле, значит … стали доступны народу.

2.Появились учебники, значит … открылись школы.

3.Появились учёные, значит … стали развиваться науки.


- А историкам этот период изучать легче, больше материала. Стали лучше и быстрее сохранять информацию (указы, хроники и документы).


VII.Рефлексия.

- Приём «Рефлексивный экран». Закончите, пожалуйста, высказывание.

Сегодня я узнал… СЛАЙД

Мне было интересно (понравилось)…

Мне захотелось…

Теперь я могу (умею)…

Мне было трудно…


- Кого можно похвалить за урок?

(Самооценка. Комментарии учителя)


VIII. Домашнее задание.

1. Выучить материал учебника

2. Выполнить творческое задание из рабочей тетради с.28 №2 (кроссворд)

3. Написать обращение к ученикам школы от имени Ивана Фёдорова о бережном отношении к книге.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастера печатных дел

Автор: Силантьева Татьяна Михайловна

Дата: 05.12.2021

Номер свидетельства: 593494

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Урок окружающего мира по теме "Страницы истории Отечества. Мастера печатных дел". "
    ["seo_title"] => string(95) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-stranitsy-istorii-otiechiestva-mastiera-piechatnykh-diel"
    ["file_id"] => string(6) "242722"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445525698"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока по теме "Мастера печатных дел""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt_uroka_po_tiemie_mastiera_piechatnykh_diel"
    ["file_id"] => string(6) "417799"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495476062"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Технологическая карта по окружающему миру по теме "Мастера печатных дел""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_po_okruzhaiushchiemu_miru_po_tiemie_mastiera_piechat"
    ["file_id"] => string(6) "426423"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1503856854"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Мастера печатных дел "
    ["seo_title"] => string(25) "mastiera-piechatnykh-diel"
    ["file_id"] => string(6) "104370"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402686227"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Презентация "Файлы и папки" (УМК) "
    ["seo_title"] => string(33) "priezientatsiia-faily-i-papki-umk"
    ["file_id"] => string(6) "178730"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424876522"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства