- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия
личностные:
- развивать устную речь, умение формулировать свои мысли;
- осознавать своё единство с окружающим миром.
I.Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Добрый день, коллеги! СЛАЙД
- Ребята, поздоровайтесь с гостями.
- Присаживайтесь тихонечко девочки, еще тише мальчики.
- В начале урока пожелайте друг другу удачи.
- Поздоровайтесь с партнёром
по лицу
по плечу
- Мне хотелось, чтобы нам сопутствовали:
Улыбка СЛАЙД
Сотрудничество
Понимание
Единодушие
Хорошее настроение
- Одним словом (сверху вниз) УСПЕХ.
- Давайте вспомним девиз урока:
Знаешь – говори, не знаешь – слушай.
II.Актуализация опорных знаний.
- Какой раздел мы сейчас изучаем?
(«Страницы истории России») СЛАЙД
Урок сегодня необычный,
Продолжим в прошлое шагать,
И будем снова, с интересом,
Историю России изучать.
1.Повторение тем.
- Вспомните темы этого раздела с товарищем по лицу за 30 секунд.
Ответы:
1.Жизнь древних славян.
2.Во времена Древней Руси.
3.Страна городов.
4.Трудные времена на русской земле.
5.Русь расправляет крылья.
6.Куликовская битва.
7.Иван III, Иван IV. СЛАЙД
2.Работа у доски по изученным темам.
- Посмотрите на доску. Прочитайте. Слева карточки, которые мы будем использовать.
Александр Невский Батый
Дмитрий Донской
Иван Калита
Иван III
- Какое из этих имён лишнее? Почему? Как можно назвать людей, оставшихся в списке?
Батый – хан Золотой Орды.
Остальные – это князья Руси.
- В каком году полчища Батыя пришли на Русь?
Карточки: Батый 1237 год
- Назовите трёх князей, у которых стояла общая задача перед Русью при их правлении? .
Ивана Калита, Дмитрий Донской, Ивана III – дать отпор Золотой Орде. Александр Невский – сражался на северо – западных рубежах.
- Какие даты можно связать с именем Александр Невский?
Карточки: 15 июля 1240 год – битва на Неве
5 апреля 1242 год – Ледовое побоище на Чудском озере
- Один из этих князей сам был на поле битвы со своей дружиной? Кто это?
Дмитрий Донской – 8 сентября 1380 год, битва на поле Куликовом.
СЛАЙД (КАРТА)
- Чем действия Ивана Калиты отличались от действий Ивана III
в отношениях с Золотой Ордой?
Иван Калита поддерживал хорошие отношения с Ордой, не воевал. Набегов на Русь не было. Ему даже доверили самому собирать дань.
- Почему он выбрал такие действия? Был труслив? Боялся?
Воевать напрямую с Ордой было бессмысленно.
1.В Орде была сильная власть.
2.Русь была ослаблена набегами монголов. Русь бы опять разорили.
За это время Московское княжество смогло:
1.Отстроить города
2.Укрепить войско
3.Поднять торговлю.
4.Начал собирать вокруг Москвы разрозненные части земли.
Ивана Калиту называют первым собирателем Руси.
- Какие главные перемены на Руси, по вашему мнению, произошли при Иване Третьем?
При правлении Ивана Ш
1.Внутри Орды шла борьба за власть, значит, стало слабее.
2.Русь к тому времени окрепла, приобрела новые земли.
Иван III перестал платить дань хану Ахмату. Хан Ахмат привел войско к реке Угре, но увидев войско русского великого князя Ивана III, увел свое войско без сражения.
- Когда это произошло?
Карточка: Ахмат 1480 год
- Какими были князья? Мудрыми, умными, дальновидными.
- Давайте посчитаем, сколько лет Русь находилась под игом монголов?
Батый Ахмат
1237 год 243 года 1480 год
3.Тест
1.Объединение разрозненных княжеств — эта задача стояла в период правления:
а) Дмитрия Донского
б) Ивана Калиты
в) Ивана Третьего
2.Сражение 8 сентября 1380 года произошло
а) на реке Неве
б) на Чудском озере
в) на Куликовом поле
3.Какоймонгольский хан привел свои войска к реке Угре?
а) Мамай б) Батый в) Ахмат
4. При каком князе Русь полностью освободилась от ордынского ига?
а) при Иване Калите
б) при Дмитрие Донском
в) при Иване III
5. Главный храм на Руси:
а) Троицкий монастырь
б) Грановитая палата
в) Успенский собор
6. Кто стал первым в истории России царём?
а) Иван Калита
б) Иван III
в) Иван IV Грозный
Взаимопроверка в парах по плечу.
Оценивание теста: СЛАЙД
без ошибок
5
1 ошибка
4
2 ошибки
3
3 ошибки и более
2
- Итак, первым царём в России стал Иван IV Грозный. СЛАЙД
На уроке мы ещё о нём вспомним.
Карточка: Иван IV Грозный.
III.Самоопределение к деятельности.
1.Повторение.
- Отгадайте загадку.
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
(Книга) СЛАЙД
- Как это может быть связано с темой урока?
- Скорее всего тема урока будет связана с книгами.
- А зачем нужны книги? (Чтобы получать знания)
- Всем ли были доступны книги в XVI веке? (Нет. Только богатым людям)
- И поэтому цена одной книги была высока, книга могла стоить целое состояние.
- У каждого из вас в портфеле находятся несколько книг. Перед уроком я просила посчитать сколько книг у вас?
- Сколько? (Ответы)
- В XVI веке в России такое количество книг, которое имеет каждый из вас, было только у богатых людей государства. Вы были бы богачами.
- Книг на Руси было мало.ПОЧЕМУ?
Очень долго переписывали – это 2 причина (кроме стоимости)
- Если их писали рукой, то как они назывались? (Рукописными)
2.Сообщение по теме «Рукописные книги».
- Путь создания рукописной книги прошла Тужибаева Мирослава. В прошлом году она писала научно – исследовательский проект «Рукописная книга своими руками». Мирослава выступит с сообщением.
СООБЩЕНИЕ
- Спасибо! Вот такие были рукописные книги. Они были дорогие. Писалт их очень долго.
- Мирослава, сколько времени ты писала?
Игра «Встать – сесть» (сингапурский приём)
+ Встаньте те, кто знает, что книги, написанные пером и чернилами, назывались рукописными.
+ Встаньте те, кто знает, что переписывали книги монахи.
- Встаньте те, кто знает, что писали они древние книги шариковыми ручками.
+ Встаньте те, кто знает, что перочинный ножик был необходим для заточки пера.
- Встаньте те, кто знает, что рукописные книги создавали очень быстро.
+ Встаньте те, кто знает, что запись событий из года в год называется летописью.
+ Встаньте те, кто знает, что в настоящее время книги изготавливают из древесного волокна.
3.Постановка проблемы.
- Многие люди в 16 веке были неграмотные. ПОЧЕМУ? (Не было учебников для обучения грамоте)
- Зачем стране нужны образованные люди?
(Государству нужны были грамотные люди для управления землёй русской)
- Кто в 16 веке был царём? Притом первым? Иван IV Грозный.
- Какой выход предложили бы вы на месте государя?
(Печатать книги)
- Какая же тема урока?
МАСТЕРА ПЕЧАТНЫХ ДЕЛ СЛАЙД
- Кто такие МАСТЕРА? (Умельцы, люди, печатающие книги)
- Кто в Европе уже печатал книги? (Иоганн Гутенберг)
- Что он придумал? (Печатный станок и буквы – литеры)
Раньше одну Библию переписывали десятки лет. А Иоганн Гутенберг за год напечатал 300 книг.
- А сейчас вернёмся в наше государство. В Москву.
- Что вам бы хотелось узнать по этой теме? Какие вопросы вы бы задали?
Какие задачи поставим на уроке?
1.Узнать о книгопечатанье на Руси.
2.Выяснить, кто был первопечатником на Руси. СЛАЙД
- Как понять слово «первопечатник»? Объясните лексическое значение слова.
ПЕРВЫЙ ПЕЧАТАТЬ СЛАЙД
- То есть напечатал первый.
IV.Открытие нового знания.
1.Работа в группах.
- Новая тема «Мастера печатных дел»
- Зная задачи урока, приступим к их реализации.
- Работаем в группах:
1 группа – «Первопечатник Иван Фёдоров» с.82
2 группа – «Врата учёности» с.84
- №2 раздаёт вопросы своей группе.
- Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы.
- Ответы должны быть полными. Информация ясная, точная. Затем группы отвечают на вопросы друг друга. Приступайте.
Вопросы для 1 группы:
1. Кто приказал открыть типографию в Москве? (Царь Иван IV Грозный.)
2. Где она находилась? (Около стены Китай-города.)
3. Кто был первопечатником России? (Иван Федоров.)
4. Какую первую книгу он выпустил? («Апостол».)
5. Опишите ее. (Книга имела тяжелый переплет из досок, обтянутых кожей. Четкий шрифт, красивые заставки в виде трав, веток, шишек и листьев.)
6. Что еще напечатал Иван Федоров? (Первый русский букварь.)
7. Где установлен памятник Ивану Федорову? (В Москве, около места, где была расположена первая типография.)
Вопросы для 2 группы:
1. В каком столетии в России стало больше грамотных людей? (В XVII столетии.)
2. Кто обучался грамоте? (Не только знать и служители церкви, но и горожане.)
3. Кого обучали чаще всего? (Учились только мальчики, среди женщин было немного грамотных, это были представительницы знати.)
4. Как бедняки использовали свои знания грамоты? (За плату писали письма, составляли различные документы.)
5. Кто был автором первого русского букваря? (Василий Бурцов.)
Кто был автором «Грамматики»? (Мелетий Смотрицкий.)
6. Какой букварь был напечатан в конце века? (Кариона Истомина)
7. Кто постигал азы премудрости много лет спустя по этим книгам? (М.В. Ломоносов.)
8. Как он называл свои первые учебники? («Врата учености».)
- ПОЧЕМУ «Врата учёности»?
- Ответы в виде игры «Ты – мне, я – тебе»
V.Первичное закрепление темы.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Рабочая тетрадь с.29 №3
- Объясните пословицу 17 века: Слово – ветер, а письмо – на век. СЛАЙД
(Словами скажешь, могут забыть или исказить при передаче, а записанный текст сохранится на века)
VI.Подведение итогов урока.
- Какова тема урока?
МАСТЕРА ПЕЧАТНЫХ ДЕЛ
- В начале урока мы ставили перед собой задачи. Помог ли наш урок решить эти задачи.
1.Узнать о книгопечатанье на Руси.
- Конечно, книгопечатание в России появилось поздно, если сравнивать с Европой на целых 100 лет. Но это не помешало России развиваться.
2.Выяснить, кто был первопечатником на Руси.
Иван Фёдоров
- Полезное ли дело сделал Иван Фёдоров для России?
- Какую пользу принесло книгопечатание? (Ответы)
- Закончите фразы:
1.Книги стали дешевле, значит … стали доступны народу.
2.Появились учебники, значит … открылись школы.
3.Появились учёные, значит … стали развиваться науки.
- А историкам этот период изучать легче, больше материала. Стали лучше и быстрее сохранять информацию (указы, хроники и документы).