Просмотр содержимого документа
«Кто такие насекомые?»
Конспект урока по окружающему миру
в 1 классе на тему:
«Кто такие насекомые?»
Конспект интегрированного урока по окружающему миру в 1 классе
на тему: «Кто такие насекомые».
Программа «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова.
Цель урока:
- познакомить учащихся с признаками насекомых.
Задачи урока:
-сформировать у детей общее представление о насекомых, их отличительных признаках;
- использовать дифференциацию и индивидуализацию обучения;
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе;
- развивать творческое воображение учащихся.
Оборудование:
План урока:
Организационный момент (1 мин)
Вступительная беседа (4-5 мин). «Вхождение» в тему урока.
Раскрытие темы урока. (10-12 мин)
Работа с учебником (7-8 мин)
Выполнение аппликации (8-10 мин)
Итог урока (2 мин)
На проведение физкультминуток отводится 2-3 минуты в течение урока.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Ребята, здравствуйте! Тихонько садитесь на свои места.
2. Вступительная беседа.
- Дорогие ребята, какое сейчас время года (осень), а совсем недавно было … (ответы детей - лето). (СЛАЙД 1)Представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнышко. И мы с вами оказались на зеленой лужайке. Именно сюда нас пригласил Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья.
- Но кто же они? Догадайтесь!
- В эту пору здесь очень весело. Как много пчел летает возле цветущих трав (СЛАЙД 2). Пахнет медом. Над цветами летают бабочки (СЛАЙД 3), гудят шмели (СЛАЙД 4), жуки (СЛАЙД 5), а в траве стрекочут кузнечики (СЛАЙД 6).
-. Кто может назвать друзей Муравьишки Вопросика? (Ответы детей - пчелы, бабочки, шмели, жуки, кузнечики, стрекозы.)
- Каким же словом мы можем их назвать? (Насекомые.)
- Кто догадался, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (О насекомых.)
- Как по-другому мы можем назвать Муравьишку? (Насекомое.)
- Отгадайте загадку. О каком из насекомых здесь говорится?
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
(Бабочка)
Давайте представим, что мы с вами красивые бабочки (дети встают).
Физкультминутка.
Спал цветок, (дети присели))
И вдруг проснулся! (поднялись, потянулись)
Больше спать не захотел! (покачали головой)
Улыбнулся, встрепенулся, (помахали ручками)
Взвился вверх и улетел! (покружились и тихонько сели на свои места)
3. Раскрытие темы урока.
Существует более миллиона насекомых. Они живут повсюду, за исключением морских глубин. У многих из них шесть ног, пара усиков, одна или две пары крыльев и тело, состоящее из трех частей. Самый главный орган чувств насекомых – это усы, у кого-то они мохнатые, у кого-то совсем коротенькие, а у кого-то тоненькие как ниточка! (СЛАЙД 7) Длинные усики помогают насекомым вокруг себя ощупывать предметы. Рот у насекомых тоже у всех разный и зависит от пищи, которой они питаются. У бабочки, которая любит полакомиться сладеньким нектаром, - длинный хоботок. Очень острые и зазубренные челюсти у жука. (СЛАЙД 8) Многие насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе нет глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из огромного множества глазков, каждый из которых может дать свое изображение. Во все стороны смотрит стрекоза и, не поворачивая головы, хватает добычу своими длинными лапками! (СЛАЙДЫ 9, 10) Как вы думаете, можно ли убивать насекомых (Нет). Почему? (Все в природе взаимосвязано, если люди уничтожат насекомых, погибнут птицы, которые ими питаются, не будет птиц, значит – не будет и животных)
4.Работа с учебником. (с.20)
Откройте свои учебники на странице 20.
Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко, усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар. На груди у бабочки крылья и ноги.
- Сколько крыльев у бабочки? (Четыре)
- Сколько мы видим? (Два) Почему?
- Сколько ног у бабочки? (Шесть)
- Какие насекомые прилетели к бабочке? (Стрекоза, божья коровка)
Учитель вывешивает на доску соответствующие картины. Дети рассматривают стрекозу и божью коровку, находят у них те же части тела. У стрекозы и божьей коровки нет хоботка, вместо него - челюсти потому что эти насекомые питаются другой пищей.
- Сосчитайте количество ног у стрекозы и у божьей коровки. Что вы можете сказать? (Их по шесть)
- Обратите внимание на правую страницу (с.21). Каких насекомых вы видите?
- Сосчитайте ножки у насекомых.
ВЫВОД (дети делают самостоятельно): что у всех насекомых по 6 ног.
- Что объясняет Черепаха Муравьишке (с.20)? (У всех насекомых по шесть ног. Муравьишка считает ноги. Он – насекомое.)
- Так как же узнать, какое животное – насекомое, а какое –нет? (Ответы детей: Нужно сосчитать его ножки)
Межпредметная связь с уроком математики:
- Сколько пар туфелек принес Муравьишка Бабочке? (Ответы детей: три) Почему? (Ответы детей: Бабочка –насекомое. У нее шесть ног или три пары ног, в одной паре две туфельки. В двух – четыре, а в трех – шесть туфелек. Значит на шесть ножек надо шесть туфелек).
- Найдите рисунок вверху левой страницы. Назовите животных, которые не являются насекомыми. (Сороконожка, рак, паук.)
- Почему? (Ответы детей: потому что у них не по шесть ножек)
- Кто знает, как называется это насекомое? (Учитель показывает рисунок богомола в учебнике). И обращает внимание на доску (СЛАЙД 11)
- Сейчас я вам расскажу об этом интересном насекомом
Богомол обычно стоит на четырёх из шести лап, а передние держит сложенными впереди, как будто молится. Но не дайте себя обмануть! На самом деле этот хищник поджидает в засаде насекомых, чтобы с быстротой молнии схватить неосторожную жертву. Богомол — насекомое юга, многие из вас его встречали. Представляете, древние греки богомола в средние века его считали предсказателем погоды или вестником весны.
А хотите побольше узнать о самом главном нашем друге – Муравьшке? (СЛАЙД 12)
- Каких животных можно назвать насекомыми? (У которых 6 ног).
IV. Игра «Узнай насекомое» (Дети встают со своих мест и звуками изображают насекомых)
Не зверь, не птица,
Нос, как спица;
Летит – кричит;
Сядет- молчит;
Кто его убьет-
Свою кровь прольет. (Комар) (СЛАЙД 13)
Кто над нами
Вверх ногами
Ходит – не страшится,
Упасть не боится? (Муха)(СЛАЙД 14)
Где сладко, там она кружит,
Как пчела.
Она жалит и жужжит,
Как пчела.
И попадается в компот, как пчела.
Вот только меду не дает
Как пчела. (Оса) (СЛАЙД 15)
-А сейчас прикройте название кружочками и назовите насекомых еще раз.
Дети работают по учебнику (с.21)
- Рассмотрите рисунок ниже. Каких насекомых вы узнали? (Кузнечик, шмель.)
- Мудрая Черепаха предлагает раскрасить рисунок. Какой цвет нужно выбрать для кузнечика?
- А для шмеля?
- Прочитайте вопрос Мудрой Черепахи. Почему кузнечик зеленый, а шмель пестрый?
- Кузнечику помогает зеленая окраска спрятаться от врагов. Ему очень трудно себя защищать, поэтому он прячется. Шмель имеет жало, он не боится врагов. Своей пестрой окраской, он старается предупредить в том, чтобы к нему не прикасались, иначе он может ужалить.
Дети раскрашивают рисунок.
Физкультминутка.
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
Выполнение аппликации
А мы с вами сегодня сделаем своими руками одно очень красивое насекомое, которое называется – божья коровка. (СЛАЙД 16)
6. Итог урока.
Ребята, ответьте на вопрос, кто такие насекомые? (Это животные, у которых шесть ног) Какие у них есть еще отличительные особенности? (У них есть еще крылья, усики). Приведите примеры насекомых.