2.Актуализация знаний Цель: дать характеристику сегодняшнему дню, закрепить изученный материал. | 4 | Фенологическая минутка: - Скажите ,пожалуйста, какое сейчас время года. Выберите из предложенных картинок Осень. Сегодня ясно или пасмурно? Дует ли ветер? Есть ли сегодня осадки? Ребята, что вы узнали на прошлом уроке?(на прошлом уроке вы узнали, какие деревья называются лиственными, а какие – хвойными). Сейчас мы проведём игру. Расселим лиственные и хвойные деревья отдельно друг от друга: Слева -лиственные, а справа- хвойные. Молодцы! С заданием справились хорошо. | Характеристика дня Работа над закреплением изученного материала | Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами) |
3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | 4 | Слайд 2 -Давайте послушаем отрывок из сказки К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха», а потом ответим на вопрос. Муха-муха-Цокотуха, позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла муха на базар и купила самовар. «Приходите, тараканы, я вас чаем угощу». Тараканы прибегали, все стаканы выпивали. Приходили к Мухе блошки, приносили ей сапожки, а сапожки не простые, в них застёжки золотые. Приходила к Мухе бабушка-пчела, Мухе-Цокотухе мёду принесла. Бабочка – красавица, кушайте варенье! Или вам не нравится наше угощенье? - Кого пригласила Муха к себе в гости? (Тараканы, Блошки,Пчела,Бабочка) | Слушают отрывок и отвечают на вопрос учителя. Рассматривают на слайде и называют всех гостей.(Коллективная работа). | Личностные: Освоить роли ученика; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Познавательные (знакомятся с разнообразием насекомых) |
4. Целеполагание Цель : спланировать свою деятельность. | 3 | Постановка проблемного вопроса: - Посмотрите на гостей Мухи-Цокотухи, и скажите, как одним словом можно назвать всех? - Как их можно назвать точнее. – Как вы думаете, о ком мы будем говорить сегодня на уроке? Слайд3 Кто может сформулировать тему нашего урока? (Кто такие насекомые) - Сегодня мы узнаем, каких животных называют насекомыми, почему их так называют и будем учиться отличать насекомых от других животных. Информация учителя: Насекомые – самая многочисленная группа животных. Они появились самыми первыми на Земле. Они живут в почве, на земле и даже в воде. Они – часть природы. Насекомые умеют летать, прыгать, ходить по земле. | Отвечают на вопросы -Животные . Выдвигают предположения. - О насекомых. Слушают информацию учителя о насекомых | Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами) Регулятивные (планировать деятельность, умение определять цель деятельности на уроке) |
5.Реализация учебной деятельности. Цель: узнать каких животных называют насекомыми, почему их так называют, как отличить насекомых от других животных.
А) Работа с учебником | 10 | - В своих путешествиях по родному лесу, по берегам чистой речки, на зеленых полянах Муравей Вопросик нередко встречал удивительных животных. Рассмотрим их на с. 32 учебника. Как вы думаете, какое из них — насекомое? (Ответы детей)
-Давайте повнимательнее рассмотрим этих животных. - Кто знает, как называется первое животное? - Посмотрите сколько ног у первого животного? Слайд 4 Многоножка – кивсяк. Питается кивсяк опавшими листьями. Обнаружив присутствие врага, кивсяк, будучи медлительным животным, не спасается бегством, а сворачивается в кольцо. Есть у него и средство защиты. Это особые железы, которые вырабатывают вещество с резким неприятным запахом. - Слайд 5 Рак - Слайд 6 Паук - А это что за животное? Слайд7 (Богомол) Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву Слайд 8 Муравей спросил у Мудрой Черепахи: „Как же узнать, какое из животных — насекомое?“ Их разговор услышала бабочка. Она сказала: „Посмотри на меня. Я — насекомое“. Давайте и мы рассмотрим бабочку на рисунке (с. 32). (Рассматривание частей тела бабочки.) Найдите у бабочки голову, грудь, брюшко. Что находится на голове у бабочки? усики ( ими она улавливает запахи, так как носика у бабочки нет), глаза, хоботок(с помощью которого бабочка пьет нектар.) На груди бабочки крылья и ноги. А теперь посчитаем, сколько у бабочки ног. (Шесть.)
Сообщение о бабочках нам приготовила Юля. Давайте её послушаем… Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница. Раньше всех весной вылетает яркая жёлтая бабочка – лимонница. Она живёт дольше всех бабочек – 10 месяцев: родится летом, перезимует, весной отложит яички и умрёт. Из яичек появятся гусеницы, которые превратятся в куколок, а из куколки вылетает бабочка. Питаются бабочки нектаром цветов. А есть такие, которые вообще не едят. СЛАЙД 9 Посмотрите на слайды и называйте ту часть тела , на которую указывает стрелочка. - К нам прилетели стрекоза и божья коровка. «Мы тоже насекомые, — сказали они. — Рассмотрите нас».
- Рассмотрите на с 32 стрекозу и божью коровку, найдите у них те же части тела, что и у бабочки. Вместо хоботка у них челюсти, потому что они питаются другой пищей. Сосчитайте сколько ножек у божьей коровки и стрекозы. Что же общее есть у всех насекомых?
Сообщение о Божьей коровке нам приготовила Илона . Давайте её послушаем…Оказывается, среди насекомых тоже есть корова -божья коровка. Коровкой её назвали не случайно, оказывается, она умеет выделять «молоко», правда, не белое, а оранжевое. Это ядовитое молочкоотпугивает врагов божьей коровки.
Обратите внимание: Тело насекомых в бороздках, будто оно насечено. Поэтому они и называются насекомыми, от слов «насечка», «насекать». Организует работу по учебнику: Нацеливает на размышление, предлагает посмотреть на картинку ещё раз с. 32. Перед нами была проблема, определить кто из животных насекомое. Теперь вы можете назвать среди них насекомое? Многоножка кивсяк – это насекомое? Рак, Паук- это насекомые? Слайд 10Богомол? – это насекомое? Как вы определили?
Посмотрите, сколько насекомых присоединились к нашей беседе. Назовите тех, которых знаете. Сообщение про комаров нам приготовила Дарья. Давайте её послушаем… Кусаются только самки-комарихи. Напьются они крови у животных или у человека, переварят её и летят поближе к воде откладывать яички. Комар-самец кровь не пьёт. Он питается соком растений и сладким нектаром. Писком – дрожанием крылышек – комары «разговаривают» друг с другом. По писку комар различает, куда отправился его брат: за пищей или от опасности убегает Как же отличить насекомых от других животных? Посмотрите на картинки снизу. Как вы думаете, какой вопрос муравей задаёт черепахе? Муравей- насекомое?А крылышки у него есть? А могут муравьи летать? (Нет). У муравьев крыльев нет. У всех ли насекомых есть крылья? В природе существуют крылатые и не крылатые виды насекомых Что изображено на следующей картинке? Хватит ли сапожек для мухи? Как же узнать насекомых среди множества животных? |
Высказывают свои предположения.
Рассматривают бабочку
Сообщение
Повторяют части тела бабочки.
Сообщение
Отвечают на вопросы У насекомых 6 ног. Делают вывод
Сообщение
У насекомых 6 ног. Делают вывод | Коммуникативные (выполнять задания под руководством учителя) (умение слушать и понимать других, дискуссия)
Познавательные: Развивают умение ориентироваться в своей системе знаний, учатся отличать новое от уже известного
Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)
Познавательные: формируем умение группировать (классифицировать) объекты природы по отличительным признакам
Познавательные:умение находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
В) Экспериментальная площадка | 3 | У меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение имеют эти предметы к питанию насекомых? Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка Слайд 13,14,15 | Высказывают предположения. | Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке) Коммуникативные: работать в группе |
Г)Беседа о бережном отношении к природе. | 2 | Проводит беседу о бережном отношении к природе. -Ребята, как вы думаете, нужны ли нам насекомые? -Какую пользу они приносят природе, людям? Человек получает от насекомых мёд, шёлк и многие ценные лекарства.Насекомые опыляют растения. Это помогает повысить урожай. Наконец, насекомые украшают нашу природу Слайд16 | Высказывают свои предложения. Отвечают на вопросы, делают выводы: Они украшают нашу землю, пчёлы дают нам мёд. Бабочки радуют нас своей красотой, заботятся о чистоте природы, поедают вредителей. | Личностные: нравственно–этическая ориентация, выражают эмоциональную отзывчивость. |