Цель урока: сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое).
Задачи урока:
Создать условия для формирования понятия круговорота воды в природе.
Систематизировать и расширить знания учащихся о процессах, происходящих с водой.
Продолжить формирование мировоззренческих идей материальности мира, для этого: учить выявлять причинно-следственные связи и закономерности явлений природы, развивать наблюдательность, внимание, образное мышление и представление, формировать единую картину мира,
Создать условия для развития коммуникативных компетенций у учащихся,
Оборудование: Компьютер, презентация, видеофрагмент м\ф "Капитошка", раздаточный материал для моделирования круговорота воды, карточки со схематическим изображением картины природы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Круговорот воды в природе»
Тема: Круговорот воды в природе.3 кл
Цель урока: сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое).
Задачи урока:
Создать условия для формирования понятия круговорота воды в природе.
Систематизировать и расширить знания учащихся о процессах, происходящих с водой.
Продолжить формирование мировоззренческих идей материальности мира, для этого: учить выявлять причинно-следственные связи и закономерности явлений природы, развивать наблюдательность, внимание, образное мышление и представление, формировать единую картину мира,
Создать условия для развития коммуникативных компетенций у учащихся,
Оборудование: Компьютер, презентация, видеофрагмент м\ф "Капитошка", раздаточный материал для моделирования круговорота воды, карточки со схематическим изображением картины природы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок - Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем Ни минуты не теряем.
- Какой сейчас у нас урок? (урок окружающего мира) Сегодня мы продолжим разговор об удивительном мире природы.(слайд1)
А кто нам сегодня будет помогать путешествовать по этому миру? Давайте познакомимся. (Видеофрагмент м/ф "Капитошка")
-Кто такой Капитошка? (Капля воды) (Слайд2)
- Как вы думаете, почему именно Капитошка нам будет помогать? (Говорили о воде на предыдущем уроке.)
- Что мы узнали о воде? Вода (значение, состав, свойства)
-С кем Капитошка подружился? (С Волчонком)
- Волчонок ничего не смог найти в своей книге об этом загадочном существе. Давайте поможем ему больше узнать о новом друге.
2. Актуализация знаний.
1) - Зачем нужна вода?
2)-Капитошка-капля воды!
3) - Исследуя воду на предыдущем уроке, мы узнали много её свойств. Выберите для Волчонка нужные слова, обозначающие свойства воды (без вкуса, без запаха, прозрачность, текучесть, растворитель)
4) - Я думаю, что мы можем даже небольшой рассказ составить о воде.
Прочитайте предложения. Какие слова "спрятаны" в тексте?
Текст
Вода при нагревании :::.и при охлаждении::::.В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода - хороший ::::.Воду можно очистить с помощью::::
Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери так говорил о воде: "У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете". (слайд3)
Антуан де Сант-Экзюпери
5)
А вода о себе ещё так говорит: Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу!
- О чём тогда пойдёт речь на уроке? О чём вместе с Волчонком мы постараемся узнать? (о разных состояниях воды)
- Как вы это понимаете? (вода в природе существует в 3 состояниях: твёрдом, жидком и газообразном)
3. Изучение нового материала.
- Загадки помогут нам вспомнить воду в различных её состояниях.
На дворе переполох, с неба сыплется горох. (Град)
Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)
Молоко над речкой плыло, ничего не видно было. (Туман)
Бел как мел, с неба прилетел. (Снег)
Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днём. Ищем, ищем, не найдем.
-Где можем наблюдать воду в жидком, твёрдом и газообразномсостоянии?(Распределить картинки - названия состояний воды по группам: роса, море, реки, озёро,, ручей, дождь, Лёд, снег, сосулька,айсбер Туман. Пар.)
Почему говорят, что вода - это главное вещество в природе, одно из его чудес? (стр 76-77)
- От чего зависит разное состояние воды? Почему она то в твёрдом состоянии, то в жидком, то в газообразном? (От температуры)
- Эти процессы превращения воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого - в газообразное, из газообразного - в жидкое называют процессами таяния и замерзания, испарения и конденсации. Превращения воды происходят при изменении температуры воды.
- Волчонок доволен: мы много смогли ему рассказать, он даже успел сделать записи в своей книге.
- А Капитошка, подружившись с Волчонком, остался жить поблизости? (Нет. Улетел на облачко.)
Физминутка
Облако.
Беленькое облако (Округленные руки перед собой) Поднялось над крышей (Поднять руки над головой) Устремилось облако Выше, выше, выше (Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону) Ветер это облако Зацепил за кручу. Превратилось облако в грозовую тучу
(Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.)
- Почему? О каком свойстве воды говорит это явление? (Испарение).
-Так что же, Капитошка и Волчонок больше никогда не встретятся? (Ответы детей)
- Давайте попробуем доказать Волчонку этот природный процесс в бытовых условиях.
4. Открытие новых знаний. Практическая работа.
- Что это за тело? (ледяной кубик)
- Какое вещество? (вода)
- В каком состоянии? (твердом)
- Что надо сделать, чтобы вода стала в жидком состоянии? (Необходимо нагреть)
- Какой процесс происходит? (таяние, превращение из твердого состояния в жидкое)
- Продолжим нагревать воду. Что произойдет? (при 100 градусах начнется процесс кипения и вода начнет превращаться в водяной пар)
- Поставим над поднимающимся паром холодное стекло. Что произойдет? (начнется процесс конденсации - остывания воды и превращение в жидкое состояние)
- Мелкие капли стекаются в более крупные и что же с ними происходит?
ВЫВОД:
- Также происходит и в природе, только за более длительный промежуток времени.
- Говорят что вода "вечная путешественница". Как вы это понимаете?
- Как называется этот процесс путешествия воды в природе? (Круговорот)
- Какие слова спрятались в слове круговорот? (КРУГ и ВОРОТ.)
- ВОРОТ - вращение. Так происходит и в природе.
- Откройте учебник на 78-80 стр. Прочитайте статью учебника А как же круговорот воды происходит и в природе. Делайте пометки карандашом, если что-то незнакомое "?"
После чтения спросить у детей, что для вас оказалось незнакомым, непонятным.
Так встретятся ли волчонок и Капитошка? (Да)
- И вот какую историю поведала нам сама вода:
Я живу в открытом море, Там гуляю на просторе. Путешествовать люблю, И подруг с собой беру. Лишь пригреет солнце жарко, В море мне сидеть уж парко. Рвусь из водной той среды К солнцу паром из воды. До небес я поднимаюсь, Там с подругами встречаюсь Образуя облака. Ветер нас несет, пока В туче нам не станет тесно. И тогда, скажу вам честно, То дождинкой, то снежинкой Я стремлюсь на землю вниз. Ну, дружок, теперь держись! В лесу, в городе и в поле, В речке, в озере и в море, И на тоненькой травинке, Каплей маленькой росинки. Побывала я не раз. И теперь в гостях у вас.
- А сейчас попробуйте зарисовать эти превращения, когда они происходят в природе. (Работа в группах, )
-Объясните, используя схему круговорота воды, какие процессы происходят с водой во время ее путешествия.(испарение, конденсация, замерзание, таяние)
- В каких состояниях бывает вода, проходя круговорот в природе?
- Проверим, правы ли мы в своих выводах.
5. Систематизация и обобщение полученных знаний.
- Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества, необходимые для жизни растений, из одного места в другое.
Летом всё понятно: испарение, конденсация, осадки и вновь испарение:, а зимой дождей нет, значит, и круговорота воды нет. Получается, что Капитошка с Волчонком зимой не встретятся, а зима у нас длинная.
- Давайте подумаем, есть ли круговорот воды зимой. (Да, нет)
- Может ли вода испаряться при низких температурах? (Нет)
- Для чего хозяйки зимой вывешивают выстиранное бельё на улицу? (Сушить)
- Поднимите руки, чьи родители сушат зимой бельё на улице.
- Высыхает? (Да)
- Значит, вода испаряется и в мороз.
- В природе в газообразное состояние вода может переходить не только из жидкого, но и из твёрдого: из снега и льда.
- Зимой в виде чего возвращается вода на землю? (в виде снега)
А снег - это вода.
Круговорот воды бесконечен.
6. Рефлексия деятельности.
- С чем познакомились (с каким процессом) сегодня на уроке?
-- Что должен помнить каждый землянин о воде? (чтение стихотворения учащимися по строчке)
Вода появляется из ручейка, Ручьи по пути собирает река. Река полноводно течет на просторе. Пока, наконец, не вливается в море. Моря пополняют запас океана. Над ним формируются клубы тумана. Они поднимаются выше пока Не превращаются в облака. А облака, проплывая над нами, Дождем проливаются, сыплют снегами. Весной соберется вода в ручейки, Они побегут до ближайшей реки. Как весь процесс называют в народе?
Круговорот воды в природе.
- Волчонок нашёл ещё много вопросов, связанных с водой
Откуда на небе вода?
Почему вода не кончается?
Могут ли высохнуть моря?
Вы вымыли в классе доску. Она мокрая. Куда делась вода?
Может ли вода исчезнуть с лица Земли?
Если бы облака были красными, какого цвета были бы лужи?
Почему зимой иногда лопают водопроводные трубы?
Почёму стеклянная бутылка, если она наполнена водой, на морозе ломается?
Почему летом после дождя лужи высыхают быстрее, чем осенью?
-На все ли из них вы можете сейчас ответить? (нет)
-Чем же тогда мы займёмся на следующем уроке? (Продолжим разговор о воде)
7. Домашнее задание
Хрестоматия. стр47-48
Поискать ответ на вопрос Волчонка. (раздать вопросы)
Вода - путешественница, значит и маленькая капелька воды тоже.
Представьте, где и как может путешествовать капелька, и напишите мини-сочинение сказку о путешествии капельки.