Тема: Почва
Цель: познакомить с почвой как верхним плодородным слоем земли, выявить основные свойства почвы, в процессе опытов установить состав почвы, узнать об образовании почвы; способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира; воспитание самостоятельности в определении и высказывании самых простых, общих для всех людей правил поведения; воспитание умения оценивать свою работу по заданным критериям, соотнесения своей оценки с оценкой учителя; сравнения своих достижений (во времени); развивать речь, память, мышление, внимание, воображение учащихся.
Ресурсы: ТСО.
Ход урока:
Организационный момент. Постановка учебной цели.
Актуализация опорных знаний.
- Ребята, а вы любите тайны? Сегодня мы с вами откроем большую тайну. На днях нам принесли посылку. Давайте посмотрим, от кого она. На крышке посылки есть ребусы. Разгадав данные ребусы, вы узнаете, кто прислал нам эту посылку.
Дети разгадывают ребусы: крот и червь.
- Откройте коробочку и посмотрите, что в ней. Земля.
- Земля - чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка - в кладовой двадцать. Мешок картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать мешков. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, моркови. Волшебство - подумаете вы, сказка. Нет. Чудесная кладовая есть на самом деле. Земля кормилица, земля поилица, родная мать земля. Так исстари уважительно и ласково зовем мы нашу землю. Кто из вас не видел ее, не трогал, не вскапывал ее при посадке деревьев, кустарников и других растений. И у этой кладовой есть научное название.
- Чтобы узнать научное название земли, выполните следующее задание. Я буду задавать вопросы, а вы должны будете найти ответы среди слов, расположенных в квадрате, и вычеркнуть их.
Оставшиеся буквы и составят слово - научное название земли. Отвечая на данные вопросы, мы повторим имеющиеся у вас знания.
Все то, что нас окружает, и не сделано руками человека. (Природа)
Газообразное состояние воды. (Пар)
Видимое вокруг нас пространство. (Горизонт)
Твердое состояние воды. (Лёд)
Прибор для ориентирования на местности. (Компас)
Газ, входящий в состав воздуха, который необходим для дыхания человека и животных. (Кислород)
Какое свойство воды проявляется, если воду перелить из одного стакана в другой? (Текучесть)
- Прочитайте слово, которое у нас осталось. Почва. Итак, тема нашего сегодняшнего урока определена - мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит.
Запись темы на рабочих листах.
Коллективная учебная деятельность
Открытие новых знаний, умений и навыков.
Закрепление изученных знаний, умений и навыков.
Повторение изученных знаний, умений и навыков.
- Зачем же наши маленькие друзья прислали нам почву? Оказывается, глубоко-глубоко в земле жил маленький червь. Был он неугомонный и любознательный. Но скучно и одиноко было ему. «Неужели эта черная, сырая земля – мой дом?» – постоянно думал он. И решил он отправиться в путешествие. А где-то, в одном из укромных уголков почвы, жил обыкновенный крот. Основную часть своей жизни он проводил под землей и прекрасно разбирался в подземном мире. Знал, к примеру, как быстрее всего прорыть нору в твердом грунте, как найти самые вкусные и питательные корешки, как от врагов укрыться. И вот однажды встретились червь и крот. И возник между ними спор: их дом - это просто черная и сырая земля, или это почва, которая имеет в своем составе много полезного и без которой не может обойтись ни одно растение на земле. Для того, чтобы мы помогли разрешить их спор они и прислали нам почву, в которой живут. А нам с вами предстоит проделать ряд опытов, чтобы узнать состав почвы и познакомиться с ее основным свойством. Экспериментальная работа
Опыт 1
- Что вы наблюдаете?
Запись в рабочем листке:
Мы взяли стакан с водой и бросили туда комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят___________________. Значит в почве есть________________.
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух.
Опыт 2
Возьмите бумагу.
Насыпьте на неё немного почвы.
Плотно придавите её к бумаге вторым листом.
Стряхните почву обратно в стакан.
- Что вы наблюдаете?
Запись в рабочем листке:
Мы взяли бумагу, насыпали на неё немного почвы. Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось __________. Это__________. Она появилась из почвы. Значит в почве есть _________.
Ключевые слова: мокрое пятно, вода.
Опыт 3
- Что вы наблюдаете?
Запись в рабочем листке:
В стакан с водой мы добавили почву и размешали ложечкой. Мы заметили, что ____________. На дно выпал осадок. Это ___________. Значит, в почве есть ______________.
Ключевые слова: вода стала мутной, мелкие песчинки, песок и глина.
Опыт 4
- Что вы наблюдаете?
Запись в рабочем листке:
Мы взяли бумагу, насыпали на неё немного почвы. В почве мы увидели ________________.
Ключевые слова: остатки листьев, корешки, части насекомых.
- Итак, мы выяснили, из чего состоит почва. Очень обрадовался этому червячок, теперь-то он знает, что его дом - почва. Но теперь его волнует другой вопрос: зачем нужна почва и кто еще живет в почве? Работа с текстом
- Сейчас мы прочитаем текст, и вы в парах выполните задания к тексту.
Прочитай текст
Почва - это верхний плодородный слой земли. Плодородной почву называют потому, что она содержит вещества, которые необходимы для роста и развития растений, без которых не бывает и плодов. В состав почвы входят песок, глина, мелкие камешки, гниющие остатки растений и животных. В почве также есть воздух и вода. Гниющие остатки растений и животных образуют перегной. Чем больше в ней перегноя, тем она темнее. Именно поэтому самые плодородные почвы называются чернозёмами. Такая почва очень плодородна. Плодородие - основное свойство почвы.
В почве обитают различные животные. Это кроты, мыши, суслики, хомяки, многочисленные насекомые и черви. Все эти животные разрыхляют почву, выкапывают в ней ходы и норы, по которым в почву поступают вода и воздух. Особенно большую пользу приносят земле кроты. Они буквально «перепахивают» почву в тех местах, где обитают. Огромную пользу приносят и дождевые черви. Они роют ходы, глубоко перемешивая почву. Дождевые черви питаются гниющими растениями и затаскивают их с поверхности земли в свои норки. От этого увеличивается количество перегноя в почве. Черви, как и другие животные, погибая, обогащают почву перегноем.
Выполни задания
1. О чём этот текст?
а) о том, как в почве образуется перегной
б) о важности почвы
в) о почве и ее обитателях
2. Что такое почва? Допиши ответ, используя текст.
Почва – это _____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
3. Выпиши из текста то, что входит в состав почвы:
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
4. Выбери и отметь верное значение слова перегной:
а) корни растений
б) гниющие остатки животных и растений
в) растения и животные
5. Цвет почвы зависит от количества в ней …
а) перегноя
б) удобрений
в) влаги
6. Допиши предложение:
Самые плодородные почвы называются _______________, потому что ________________________
________________________________________________________________________________________
Подчеркни названия животных, которые обитают в почве:
Змея, червь, насекомые, ёж, крот, мышь, заяц, суслик, хомяк, черепаха.
Закончи предложение, выбрав верный вариант:
Особенно большую пользу приносят земле кроты, так как …
а) сохраняют свои запасы в почве;
б) «перепахивают» почву;
в) уничтожают корни растений.
Как дождевые черви помогают сделать почву более плодородной? Выпиши из текста предложения-ответы.
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Какие выводы можно сделать из текста?
а) все животные роют норы в почве;
б) перегной образуется из сгнивших остатков растений и животных;
в) кроты наносят почве большой вред;
г) кроты и черви способствуют плодородию почвы.
- Обрадовался наш червячок. Он узнал много интересного о почве и поспешил к себе домой. Больше почва не казалась ему черной, сырой и противной. И он понял, что живет среди друзей.
4. Самостоятельная учебная деятельность
Дидактическая игра «Да, нет»
В разных местах класса висят две карточки со словами «ДА», «НЕТ». Каждый учащийся получает высказывание по теме урока. Оценив его, он подходит к одной из карточек. Учитель вместе с учащимися оценивает правильность выбора.
В состав почвы входит вода. Да
В состав почвы входит воздух. Да
В состав почвы входит песок. Да
В состав почвы входит глина. Да
В состав почвы не входит перегной. Нет
В состав почвы не входит воздух. Нет
Перегной делает почву плодородной. Да
Кроты и черви обитают в почве. Да
Перегной - это гниющие остатки растений и животных. Да
Почва может быть плодородной без перегноя. Нет
Черви и кроты не приносят для почвы никакой пользы. Нет
По ходам червей в почву не может проникнуть вода. Нет
Домашнее задание: познакомиться с текстом «Образование почвы».
Подведение итогов урока.
- Молодцы, ребята. Очень хорошо работали на уроке. Что нового узнали на уроке? В каком мире побывали? Какое задание понравилось больше всего? Какое задание вызвало затруднение?
Приложение (домашнее задание)
Когда червячок возвращался домой, он неожиданно задумался: кто же мог построить дом ему и его друзьям? Как же образовалась почва? Вот на этот вопрос он решил поискать ответ в данном тексте.