Просмотр содержимого документа
«Конспект "Зона степей"»
Тема урока: «Зона степей».
Учебный предмет: Окружающий мир.
Класс: 4.
Программа: УМК «Школа России».
Номер урока в разделе: 8 урок в разделе «Природа России».
Тип урока: урок открытия нового знания
Технология построения урока: кейс-технология
Методы обучения:
деятельностный метод обучения
создание проблемной ситуации;
поисковый;
наглядно-иллюстративный;
словесный
метод ИКТ
Формы организации деятельности:
фронтальная
групповая
дифференцированная
Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представлений о природной зоне степей; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир».
Планируемые результаты:
Личностные:
имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в равных ситуациях;
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе к объектам природы.
Метапредметные:
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом.
Коммуникативные:
задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Познавательные:
выделять существенную информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
моделировать различные ситуации и явления природы;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.
Предметные:
получат представление о степной зоне; познакомятся с ее географическим положением и климатическими условиями; узнают особенности растительного и животного мира зоны степей, хозяйственной деятельности населения;
получат возможность научиться работать с учебником, с картой, дополнительной литературой, гербарием, организовать рабочее место.
Материально-техническое обеспечение:
1)УМК А.А.Плешаков и др. Окружающий мир. 4 класс.
Учебник, ч.1, с.110-117.
Рабочая тетрадь, ч.1, с.54-56.
От земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы, А.А.Плешаков.
Гербарий растений степи.
2) Карта природных зон, кейсы с материалами и заданиями, гербарий растений степи; 4 ноутбука, презентация «Зона степей», карточка с кроссвордом для каждого ученика, интерактивная доска; проектор, листы самооценки.
Ход урока
Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Я очень рада видеть вас сегодня.
- Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки, кто уверен, что справиться со всеми трудностями. Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
- Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку нашим гостям!
С таким замечательным настроением мы начинаем наш урок! Я верю, что у вас всё сегодня получится. А наш урок будет познавательным и интересным!
Актуализация опорных знаний.
(Звучит веселая, бодрая песенка о путешествиях).
- Ребята, скажите, о чём эта песенка?
- Вы любите путешествовать? Кто из вас путешествовал? Куда и с кем вы путешествовали?
- Путешествовать можно в одиночку, как современный российский путешественник, священник Фёдор Филиппович Конюхов (мы о нём смотрели ролик на предыдущих уроках), а можно командой. Да и цели путешествий могут быть различными.
- Сегодня мы с вами совершим научную экспедицию в качестве научных сотрудников и проведём своё исследование. Чтобы отправиться в путешествие, надо проверить, достаточно ли у вас знаний, все ли пройдут отборочный этап.
- Какими чертами характера должен обладать научный сотрудник?
(Он должен быть умным, рассудительным, внимательным и наблюдательным…)
- Именно такие качества вам помогут сегодня на уроке.
1. Фронтальный опрос.
- По какому разделу мы работаем? (Природные зоны России)
- Давайте вспомним, с какими природными зонами мы познакомились.
(Ученик называет и показывает на карте природные зоны)
- Почему на Земле разные природные зоны? Отчего это зависит?
(От климата. Климат зависит от распределения тепла на земле, растительность и животный мир также зависят от климата. В Северных районах солнечные лучи падают наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо её нагревают. Чем южнее, тем более прямее падают солнечные лучи на Землю, тем сильнее они нагревают земную поверхность).
- Какую природную зону мы исследовали на прошлом уроке?
- Из скольких частей она состоит? Назовите эти части.
(Зона тайги, зона смешанных лесов, зона широколиственных лесов)
2. Тест «Лес и человек» (для детей с ОВЗ)
За что лес называют «лёгкими планеты»?
за защиту водоёмов
за охрану почвы
за очистку воздуха
Какие леса образуют тайгу?
лиственные
смешанные
хвойные
Какое дерево не является широколиственным?
Осина, клён или вяз
К какой группе животных относится летяга?
птицы
звери
пресмыкающиеся
Какое животное не является хищником?
Лось, рысь или сокол
Какое растение не встречается в лесах России?
Берёза, калина или ягель
3. Самостоятельная работа (выборочно).
- Исправьте географические ошибки в тексте.
Лесная зона расположена к северу (правильно-к югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (правильно – более мягкие), чем в тундре. Растительный мир беден (правильно-богат). Большую территорию зоны занимает широколиственный (правильно – хвойный) лес. В лесной зоне широко распространенными (правильно – редкими) животными являются зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. Лес не является (правильно – является) домом для растений, животных, грибов.
Игра «Отгадай природную зону»
- С метеорологической станции пришли письма. Необходимо определить природную зону, в которую было отправлено письмо. 1. Здесь тёмные хвойные леса на широких пространствах. Хозяин здесь бурый медведь. (Тайга) 2. Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика) 3. Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра)
4. Здесь климат теплее, чем в тайге. Наряду с хвойными деревьями растёт берёза,
осина, ольха. (Зона смешанных лесов)
- Ну что ж,я вижу, вы неплохо подготовились и готовы к экспедиции.
III. Самоопределение к деятельности
- Вспомним правила работы в группе:
Новая природная зона приглашает нас-
Снова в экспедицию отправляется класс
А чтобы тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать.
Работа в группах. Разгадывание кроссворда.
Вопросы к кроссворду:
1. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму. Растёт в тундре и лесной зоне.
2. Вроде сосны, вроде ёлок,
А зимою без иголок.
3.Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой.
4. В народе это дерево называют сладким. Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый.
5. Лиственное дерево со стволом черного или серого цвета, его легко узнать по небольшим темным шишечкам на ветках.
Ответы:
1. Брусника.
2. Лиственница.
3. Медведь. ,
4. Липа.
5. Ольха.
Ключевое слово: Степь.
Чтение наизусть стихотворения «Степь» П. Вяземского.
Бесконечная Россия
Словно вечность на земле!
Едешь, едешь, едешь, едешь,
Дни и версты нипочем!..
Степь широко на просторе
Поперек и вдоль летит,
Словно огненное море,
Зноем пышет и палит…
Небеса, как купол медный.
Раскалились. Степь гола;
Кое-где пред хатой бедной
Сохнет бедная ветла...
Шагом, с важностью спокойной
Тащат тяжести волы;
Пыль метет метелью знойной,
Вьюгой огненной золы…
Степи голые, немые,
Все же вам и песнь, и честь!
Все вы – матушка-Россия,
Какова она ни есть!
Целеполагание.
- Определите тему урока. (Зона степей)
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
(Изучить природу зоны степей.)
- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Составим план наших действий.
План работы:
1. Географическое положение и климатические условия (сочетание тепла и влаги) зоны степей.
2. Растительный мир степи.
3. Животный мир степи.
4. Влияние деятельности человека на зону степей. Экологические проблемы.
- Какие источники нам помогут добыть информацию?
(Учебник, карта природных зон, информация в интернете, атлас-определитель).
Организация работы с кейсами.
- Да, действительно, наш класс отправляется в экспедицию для исследования зоны степей. Сегодня вы будете не просто школьниками, а научными сотрудниками. Мы сейчас обозначили 4 основных вопроса, которых необходимо коснуться. Для этого вы будете работать в группах. Каждая группа подготовит свое сообщение, связанное с нашей темой.
1 группа называется «Географы». Эти сотрудники расскажут нам о географическом положении и климатических условиях зоны степей.
2 группа- «Ботаники». Эти сотрудники помогут разобраться в растительном мире зоны степей.
3 группа- «Зоологи» расскажут о животном мире зоны степей.
4 группа- «Экологи» нам поведают об основных занятиях населения зоны степей, раскроют экологические проблемы этой зоны.
На столах у вас лежат кейсы с несколькими источниками информации и проекты выступлений. На изучение вопроса дается 15 минут. Затем вы озвучите свои результаты исследования.
Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы). Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.
3) Климатические условия (зима, лето, их продолжительность, температура, осадки, ветры).
4) Какая там почва?
Источник 1.
Учебник А.А. Плешаков "Окружающий мир". 4 класс, I ч. (стр.110-111; стр.72-73).
2. Интернет- источник
Карта природных зон. На карте степи обозначены жёлтым цветом…
Степь располагается на юге Сибири, на территории республики Башкортостан, Хакассии, степные пространства находятся также и на стыке границ России, Китая и Монголии, на территории Забайкалья.
Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона. Большая часть расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть на Западно - Сибирской равнине. Солнце в степи поднимается выше, лето в степи длинное и жаркое. Средняя температура июля +22– 23 °С (местами +40°).Чем дальше на восток, тем жарче и суше лето. Туда не доходит влажный воздух с Атлантического океана. От зноя высыхают ручьи и речки, трескается земля. Степь в этот период сухая. Горячие ветры – суховеи перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко, ливневого характера. Быстро испаряется влага.
Зима здесь короче и теплее, но достаточно холодная – 20–30 °С. Снега очень мало. Для этого сурового времени года характерны снежные метели - бураны.
Весна в степи начинается рано. Очень красива степь весной. Почва степей не везде одинакова. Во многих местах богата перегноем, имеет черную окраску - чернозёмы.
Климатические условия.
Средняя температура летом +22ᵒ-25ᵒ
Средняя температура зимой -20ᵒ-30ᵒ
Осадки летом: малочисленные, ливневый характер дождей.
Осадки зимой: снежный покров низкий.
Кейс №2. « Ботаники»
Презентация выступления:
1) Какие растения растут в степи? Почему в степи мало деревьев?
2) Как растения приспособились к жизни в жарком и засушливом климате? Рассказать о луковицах, корнях, листьях.
3) Почему летом в степи так пахнет травами?
Источник 1.
Учебник А.А. Плешаков "Окружающий мир". 4 класс, I ч. (стр.111(рисунок), стр.114).
Источник 2.
Текст с описанием степи
Из-за того, что в зоне степей мало влаги — не растут деревья. Здесь слишком сухо для деревьев, но достаточно влаги для трав. В феврале-марте снег тает, в апреле расцветает ковер из тюльпанов, ирисов. Красива степь весной, когда сойдет снег. В это время зеленая степь покрыта разноцветными огоньками тюльпанов, ирисов, гиацинтов. Степь напоминает красочный луг: травяной покров густой и высокий, яркими пятнами выделяется цветущее разнотравье. Степь похожа на пышный красочный ковер.
Источник 3.
Гербарий растений степи.
Пользуясь гербарием и текстом, назовите приспособление растений к природным условиям степи.
Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Они растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю. Корни ковыля густо пронизывают всю землю и забирают из неё практически всю воду. Многие ковыли – ценное кормовое растение, некоторые - сырьё для бумажной промышленности.
Источник 4.
Атлас "От земли до неба" (стр. 35,45).
Источник 5.
Под травами образовались богатые черноземные почвы. Это позволяет выращивать в степной зоне ценнейшие культурные растения (пшеницу, кукурузу, свёклу, подсолнечник, арбузы, дыни), разводить огороды и сады.
В засушливых южных степях преобладает злаковая растительность, широко представленная травами: пырей, типчак, ковыль, житняк, зопник колючий, качим метельчатый, синеголовник полевой.
В степи встречаются: ветреница, гусиный лук, шалфей, полынь, пахучий тимьян, лапчатка, перекати-поле. Одни имеют длинные переплетающиеся корни, другие корневища или луковицы. Растения невысокие, стелются по земле. Узкие листья многих покрыты восковым налётом или опушены волосками. Во время летней жары многие растения испаряют эфирные масла, что тоже позволяет сохранять влагу. Вот почему в степи так пряно пахнет травами.
Дрофа - самая крупная птица в России. Тяжелая, длинноногая, но быстрая в полете. Небольшими стаями или поодиночке дрофы прилетают на свои кормовые участки - ковыльные и полынные степи. Там есть муравейники, а в них - корм для птенцов - «муравьиные яйца». Здесь же можно найти множество насекомых. Водится и пища покрупнее: ящерицы, лягушки, грызуны. А уж молодых сочных побегов и семян - видимо-невидимо! На земле, в высокой траве, самка выводит птенцов. Дрофа-мать заботлива и осторожна. Если грозит опасность, птица притворяется раненой и, хромая, убегает - отвлекает внимание от выводка.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дрофа
Сайгаки - степные антилопы - тонконогие, быстрые. Их стада мчатся со скоростью 70-80 километров в час, поднимая тучи пыли, но животные не задыхаются, ведь у них есть устройство для очистки воздуха - короткий нос, нависающий над ртом. Сайгаки необычайно выносливы. В поисках корни проходят огромные расстояния без отдыха. Стойко переносят жару и могут подолгу обходиться без воды. И в еде не капризны: поедают траву, лишайники, даже полынь и ядовитые растения. Оказывается, в их организме много меди, а она нейтрализует действие растительных ядов.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сайгаки
Источник 3.
В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель. Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы спрятаться от хищников. В степи живут суслик, хомяки, мыши-полевки. В норах они делают себе запасы на зиму. Много змей, ящериц. Богат растительный и животный мир степи, когда достаточно влаги. Страшно же выглядит степь в период засухи. Все выжжено солнцем. Некоторые суслики и сурки впадают в спячку. И конечно, в степи есть хищники: степной орел, степной хорек, степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у животных часто под цвет растительности.
В степях живёт больше 50 видов млекопитающих и более 250 видов птиц. И совсем не много крупных растениеядных животных.
Источник 4.
Атлас "От земли до неба" (стр.
Кейс №4. Экологи:
Презентация выступления:
1) Какие основные занятия населения зоны степей?
2) Какие растения и животные внесены в Красную книгу?
3) Какие экологические проблемы есть в этой природной зоне?
3) Что делается для охраны природы?
Источник 1.
Основные занятия населения степи.
В степной зоне население занимается земледелием и животноводством. Но всё же основное занятие населения в зоне степей - это земледелие, так как земли степей очень плодородны.
Учебник А.А. Плешаков "Окружающий мир". 4 класс, I ч. (стр.115-116)
Источник 3.
Растения и животные степей, занесенные в Красную книгу.
Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль-красавка, кузнечик, степная дыбка, растение пион тонколистный. Чтобы гнезда, построенные на полях, не были разорены во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают перед вспашкой полей и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда подрастут, выпускают в степь.
Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. Браконьерство, пожары, вырубка лесов, загрязнение рек стоками и почв отходами- вот ещё ряд проблем степной зоны.
Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.
Учитель показывает упражнения, сопровождая их инструктажем.
Дети выполняют упражнения, согласно инструкции и показу.
Представьте себе, что вы – растения степи.
Дети показывают, как они быстро растут.
(Поднимают руки вверх)
Ветер- суховей колышет стебли растений
Дети с поднятыми руками вверх покачиваются
Жарко, солнце так и жжет землю.
Дети-растения показывают, как им плохо.
(Руки постепенно опускаются вниз)
Подул ветер – все сильнее и сильнее, и началась пыльная буря.
Дети, изображая бурю, дуют и кружатся вокруг своей оси.
Вдруг все стихло. Полил ливень.
Все садятся на свои места
Презентация выступлений.
- Теперь, уважаемые научные сотрудники, когда завершена исследовательская работа над выступлениями, прошу выступить одного представителя от каждой группы. По окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы.
Подведение итогов. Оценивание.
Итоги подводятся после выступления каждой группы.
- Наша экспедиция завершается.
- Какую цель ставили в начале урока? (Познакомиться с природной зоной степей.)
- Достигли мы этой цели?
- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы нашли ответы?
- Какие источники помогли достичь поставленной цели?
Рефлексия учебной деятельности.
Работа в тетради на печатной основе (стр.53, №2)
- Научные сотрудники, я прошу вас проверить утверждения в №2 на стр.53 в тетради на печатной основе. Выберите верный ответ.
Проверка.
- Вы, ребята, неплохо поработали на уроке. Молодцы!
- Покажите с помощью человечка на лестнице успеха уровень усвоения новых знаний.
Всё получилось
только часть заданий выполнена верно
не получилось так, как хотелось
Домашнее задание.
1. Учебник стр.110-117, читать и пересказывать.
2. ТПО стр.54 №3,4.
3. Составьте «Синквейн» со словом СТЕПЬ (по желанию)