kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока «Трудовой фронт» 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока «Трудовой фронт» 4 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Трудовой фронт» 4 класс»

Министерство образования и науки Астраханской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области

«Астраханский социально педагогический колледж»



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОБНОГО УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

по теме: «Трудовой фронт»

проведённого в 4 «А» классе «СОШ №1»





Студентка: Чиркова М.С.__________

Учитель: Логинова Ю.А.__________

Методист: Осипова Л.В.__________

Оценка за урок: ____________



Астрахань, 2025

Тема урока

Трудовой фронт

Цель

Познакомить обучающихся с историей Трудового фронта России

Планируемые образовательные результаты учащихся

Личностные: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину.

Метапредметные:

Регулятивные: рассказывать о работе трудового фронта во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, используя фотографии учебника;

Коммуникативные: принимать участие в диалоге; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; принимать участие в работе группами; уважать мнение других;

Познавательные: иметь представление о понятии «трудовой фронт».


Тип урока

Комбинированный

Форма проведения

Объяснительно-наглядная, фронтальная, групповая

Учебное оборудование, материалы для учащихся

Учебник, раздаточный материал

Учебное оборудование, материалы для учителя

Технологическая карта урока, презентация, учебник

Используемая учителем литература

Учебник окружающего мира 4 класс Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Интернет-ресурсы

Средства ИКТ

Компьютер, проектор, экран

Дата проведения

04.04.2025.









Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели.

На меня все посмотрели.

- Давайте проверим вашу готовность к уроку. Поднимите руку те, у кого на партах нет учебника.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Личностные: готовность обучающихся к саморазвитию; мотивация к познанию и обучению


2. Актуализация знаний

- Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте проверим ваши знания по прошлой теме.

- Ребята, какая была прошлая тема урока?

- Обратите внимание на слайды. А вспомнить тему нам поможет «Своя игра».

ВОВ

1. В каком году началась ВОВ?

2. Почему война называется Отечественной?

3. Когда началась блокада Ленинграда?

Герои ВОВ

1. Какой подвиг совершил Н.Ф. Гастелло?

2. Кому было поручено командовать обороной Москвы?

3. Какая крепость стала «живым щитом»?

Сражения ВОВ

1. Какая битва продолжалась 125 дней?

2. В конце января 1943 года была прорвана 16-месячная…

3. Какая битва стала окончательным переломом в войне?

За правильные ответы дети получают звёзды.
- Ребята, ваша задача отвечать на вопросы игры, мы сразу будем проверять ответ с помощью слайдов, за правильные ответы вы будете получать звёзды.



- «Вставай, страна огромная!»

ВОВ:

  1. В 1941-ом.

  2. Потому что война направлена на защиту Отечества

  3. 8 сентября 1941 года

Герои ВОВ:

  1. Лётчики под его командованием направили горящий самолёт в скопление вражеских автомобилей, бензоцистерн и танков.

  2. Георгию Константиновичу Жукову

  3. Брестская крепость

Сражения ВОВ:

  1. Сталинградская битва

  2. Блокада Ленинграда

  3. Курская битва

Познавательные: овладение и использование знаково-символических средств (логические операции, включая общие приёмы решения задач)

Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи,

Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию.

3. Подведение к теме. Целеполагание.

- А чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте посмотри видеофрагмент со времён ВОВ.

Видеофргамент – 1 мин 43 сек

- Ребята, скажите кто трудился на заводах во время войны?
- Как жилось людям во время войны?

- Как вы думаете, хватало ли им еды?

- Представляете, сколько заводов и фабрик работало на Германию, но ведь наша страна выиграла эту войну, значит тыл внёс большой вклад в нашу победу.

- Так кому будет посвящён сегодняшний урок?

- Прочитайте тему на с. 82 учебника. Сформулируйте цель урока, используя слова:

Мы узнаем…

Мы познакомимся…




- Простые люди

- Неудобно, бедно, голодно

- Нет




- Труженикам тыла

- Трудовой фронт.


- Мы узнаем историю трудового фронта. Мы познакомимся с подвигами тружеников тыла.

Познавательные: овладение и использование знаково-символических средств (логические операции)

Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, аргументировать свою позицию.

4. Работа по теме

- Сегодня на уроке мы поговорим о важной странице истории нашей страны – о трудовом фронте времён Великой Отечественной войны. Вы, конечно, знаете, что это была война, очень страшная и тяжёлая. Но помимо сражений на полях боя, шёл ещё один, не менее важный, фронт – трудовой.

Представьте себе: мужчины ушли на войну, защищать Родину. А кто же будет работать в городах и сёлах? Кто будет производить оружие, одежду, еду для солдат и для всех остальных? Этот огромный труд лег на плечи женщин, детей, стариков.

Они работали на заводах, в колхозах, в шахтах, строили дороги и мосты, лечили раненых. Это был невероятно тяжёлый труд, часто в голоде и холоде, под постоянными бомбёжками.

- Героизм в тылу не уступал героизму на фронте. Люди работали круглосуточно, часто под открытым небом, в лютые морозы. Значительное количество оборудования располагалось в неприспособленных помещениях. Рабочие стремились дать больше продукции фронта. Как вы думаете почему?

- Каждый выкованный снаряд, каждый выращенный колосок пшеницы приближали долгожданный день победы.

- Ребята, приведите примеры. Что производили люди, работающие в сёлах и городах?

- А кто, в основном, трудился в тылу, если почти все мужчины ушли на войну?

- Где работали люди на трудовом фронте?


- Что они делали?


- Почему люди, работающие на трудовом фронте тоже считаются героями?



- Чтобы лучше разбираться в этой теме, давайте прочитаем первые 2 абзаца на с. 82 учебника про себя. Даю пару минут.

- Перечислите, кто шёл защищать Отечество?


- Найдите и прочитайте, что делали с громадными станками?





- В какие города перевозили предприятия?

- Под каким девизом они начинали работать там?

- Чем в этой войне стал тыл?

- Чем необходимо было обеспечить войска, чтобы оборона была успешной?

- Что для этого было необходимо?





- Кто занял рабочие места мужчин?

- Читаем следующие 2 абзаца на с. 82-83. Даю пару минут

- Чем помогали подростки во время войны?





- Какой вклад вносили дети?




- Что делали школьники? Прочитайте в тексте.





- Какую надпись делали на бутылках?


Слушают материал















- Потому что понимали: от их труда зависела победа над врагом






- Оружие, одежду, еду для солдат и всех остальных

- Женщины, дети, старики


- На заводах, в колхозах, в шахтах, больницах

- Строили дороги и мосты, лечили раненых

- Потому что они работали круглосуточно, и в мороз, и в жару, и под открытым небом без еды, воды.


























- Весь народ: юноши, взрослые люди, девушки и женщины. - Громадные тяжёлые станки разбирали, упаковывали, грузили на жд платформы, доставляли в пункт назначения, устанавливали на новом месте.


- В Казань, Омск, Новосибирск

- Всё для фронта, всё для победы!

- Трудовым фронтом

- Техникой, оружием, боеприпасами, одеждой, едой.

- Необходимо было, чтобы бесперебойно работали железная дорога, морской и речной транспорт, все виды связи – телефон, телеграф, почта, радио.

- Старики, женщины и подростки.













- Они были организованы в строительные отряды, сдав экзамены, уезжали сооружать противотанковые рвы для защиты городов.

- Ухаживали в госпиталях за ранеными, опекали малышей, пока сутками трудились для фронта матери.

- Собирали бутылки. Заполняли их горючей смесью, закупоривали и отсылали в воинские части. Бутылка становилась грозным оружием против танков.

- «Как Гитлер не хвалится, а под Москвой завалится.»

Познавательные: знаково-символические средства (логические операции, работа с информацией (умение распознавать достоверную и недостоверную информацию; устанавливать причинно-следственные связи; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами).

Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения учитывать позицию собеседника; учитывать разные мнения; аргументировать и обосновывать свою позицию; задавать вопросы, необходимые для реализации собственной деятельности.


5. Физминутка

- Вы большие молодцы. Ответили на все вопросы. Давайте немного отдохнём и разомнёмся. Встаньте из-за парт и повторяйте движения.

Пусть всегда будет солнце! 

Пусть всегда будет небо! 

Пусть всегда будет море! 

Пусть всегда буду я! 


Пусть всегда поют песни! 

Пусть всегда будут танцы! 

Пусть всегда будут птицы! 


Пусть всегда будет мир! 




Поднять руки вверх

Развести руки в стороны над головой

Развести руки в стороны перед собой

Подняться на носочки, погладить себя

Сделать наклоны головы в стороны

Сделать присядку

Повороты в стороны, имитация крыльев руками

Хлопки над головой

Регулятивные: умение соотносить свои действия с действиями учителя


6. Работа по теме

- Ребята, рассмотрите иллюстрации на с. 83. Прочитайте, что на них изображено.

Один ученик читает вслух, следом я

- Попробуйте рассказать в нескольких предложениях о работе трудового фронта во время войны с помощью этих картинок, то есть о том, чем они занимались.



- А чем награждали этих людей за их заслуги?


- Вернитесь на с. 82. Взгляните на медаль. Прочитайте, за что ею награждали людей?

- Какой же ещё подвиг совершили ленинградцы. Давайте узнаем, прочитав статью на с. 84-85 про себя.

- О каком соборе говорится в 1-ом абзаце?

- Какой подвиг совершили музейные работники?


- Что делали сотрудники Эрмитажа с горами грязи и мусора?


- Как сохранили произведения искусства сотрудники Эрмитажа?



- Куда отправили эшелоны?

- Когда вернулись бесценные сокровища в Ленинград?

- Как вы думаете, почему Гитлер планировал стереть Ленинград с лица земли?

- Что позволяет считать заботу о спасении сокровищ культуры в Ленинграде народным делом?

- Сохранение культурного наследия России в годы ВОВ – подвиг. Ведь народ может быть по-настоящему независимым только тогда, когда он сохраняет свои духовные сокровища.




- Во время трудового фронта люди строили танки, изготовляли снаряды, возводили баррикады, работали на полях.
- Орденом Трудового Красного Знамени.

- За трудовую доблесть





- Об Исаакиевском соборе

- Они сохраняли прекрасные произведения искусства

- Они латали крышу и убирали мусор в залах музея


- С самого начала войны они готовили к эвакуации миллионы предметов из музейных коллекций.


- На Урал, в Свердловск

- Осенью 1945 года

- Он хотел сломить русский дух, силу и мощь

- А то, что все работали, не покладая рук, например, учёные, уборщицы, экскурсоводы.

Познавательные: знаково-символические средства (логические операции, работа с информацией.

Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, осуществлять.

Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения задавать вопросы, необходимые для реализации собственной деятельности.


7. Первичное закрепление

- Сейчас я раздам вам карточки. Вам необходимо сопоставить изображения, с которыми мы сегодня работали и их названия.

- Сравните свои ответы со слайдом. Исправьте, если есть ошибки.

Словарный диктант. Задание: закончите предложения.

  1. В дни наступления врага работники тыла эвакуировали … 

  2. Рабочие места мужчин в тылу занимали …

  3. В госпиталях школьники помогали...

  4. Дети собирали пустые бутылки для...

  5. Студенты после учёбы уезжали … 








- Заводы

- Женщины, старики, дети

- Ухаживать за ранеными

- Бомб с зажигательной смесью

- Рыть противотанковые рвы

Регулятивные: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель

8. Продолжение по теме урока

- Ребята, в истории блокадного Ленинграда есть ещё один подвиг, о котором хочется рассказать - «Подвиг учёных института имени Вавилова в блокадном Ленинграде».

Николай Иванович Вавилов - советский учёный. Он организовывал экспедиции по всему миру для создания уникальной коллекции культурных растений.

Многие государства хотели заполучить эту коллекцию. Она была так важна, потому что в ней сохранился чистый генетический материал, который можно будет использовать в дальнейшем для получения новых видов или сохранить уже существующий вид.

Жители Ленинграда меняли свои вещи на продукты питания. Учёные института имени Вавилова не оставили жителей города в беде. Они помогали жителям выращивать картошку - проводили лекции, защищали семена и урожай от грызунов, организовали посадку картофеля в парках, скверах, то есть везде, где земля позволяла это сделать.

Учёные назначали между собой ответственных за сохранность различных культур, хоть у них было достаточно запасов, чтобы пережить голод. Вот некоторые яркие примеры тех учёных:

В ноябре 1941 года прямо за рабочим столом умер от голода Александр Щукин, исследовавший масличные культуры. В руке у него нашли пакетик с образцом миндаля.

В январе 1941 года не стало хранителя риса Дмитрия Сергеевича Иванова. Его кабинет был заставлен коробками с кукурузой, гречихой, просом и другими культурами.

Хранительница овса Лидия Родина и еще 9 работников института тоже скончалась от дистрофии в первые два года блокады.

- Кто такой Николай Иванович Вавилов? Чем он занимался?



- Что хранилось в коллекции Вавилова и почему она была так важна?



- Что делали жители Ленинграда, чтобы получить продукты?

- Как учёные института имени Вавилова помогали жителям Ленинграда?



- Где сажали картошку учёные?


- Назовите имена трёх учёных, погибших от голода, и какие культуры они изучали/хранили?



- Почему учёные, имея собственные запасы, всё равно умерли от голода?



- Какие качества проявили учёные института во время блокады?

Слушают материал






























- Советский учёный, организовавший уникальную коллекцию культурных растений

- Чистый генетический материал культурных растений. Важна для получения новых видов или сохранения существующих.

- Меняли свои вещи на продукты питания

- Выращивали картошку – проводили лекции, защищали семена и урожай от грызунов, организовали посадку картофеля

- В парках, скверах и других местах, где была земля.

- Александр Щукин (масличные культуры), Дмитрий Сергеевич Иванов (рис, кукуруза, гречиха, просо), Лидия Родина (овёс)

- Потому что они отдавали предпочтение сохранению коллекции, чтобы её можно было использовать после войны.

- Мужество, самоотверженность, ответственность, преданность науке и своему делу.

Познавательные: знаково-символические средства (логические операции, работа с информацией.

Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, осуществлять.



  1. Подведение итогов. Рефлексия.

- С какой темой мы познакомились на сегодняшнем уроке?

- Куда эвакуировали заводы и фабрики во время ВОВ?

- Как защищали Родину студенты и школьники?


- Какой подвиг совершили сотрудники музеев?

- Почему работа трудового фронта была так важна?

- Ребята, поднимите:

палец вверх - если у вас всё получилось,

палец в сторону - если были трудности, но вы с ними справились, опустите палец вниз - если вы не справились с проблемами.

- А сейчас, я награждаю медалями «за отличную память» всех ребят, которые получили звёзды, «за активную работу» всех остальных.

- Трудовой фронт

- На восток

- Сооружали противотанковые рвы, ухаживали за ранеными и тд

- Сохранили произведения искусства

- Потому что они помогали солдатам почти во всём: лечили раненых, шили одежду, создавали оружия, работали на заводах

Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи.
Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока «Трудовой фронт» 4 класс

Автор: Чиркова Мария Сергеевна, Осипова Лариса Валентиновна

Дата: 12.12.2025

Номер свидетельства: 678926

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "План-конспект урока технологии 7 класс (мальчики) "Классификация и термическая обработка сталей" "
    ["seo_title"] => string(104) "plan-konspiekt-uroka-tiekhnologhii-7-klass-mal-chiki-klassifikatsiia-i-tiermichieskaia-obrabotka-staliei"
    ["file_id"] => string(6) "143074"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418441079"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "конспект урока ИЗО на тему "В весеннем небе - салют Победы""
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-izo-na-tiemu-v-viesienniem-niebie-saliut-pobiedy"
    ["file_id"] => string(6) "262198"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449291899"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект уроков по теме "Великая Отечественная война" для 9 класса"
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-urokov-po-tiemie-vielikaia-otiechiestviennaia-voina-dlia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "319040"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460720421"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект уроков по теме "Великая Отечественная война" для 9 класса"
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-urokov-po-tiemie-vielikaia-otiechiestviennaia-voina-dlia-9-klassa-1"
    ["file_id"] => string(6) "319041"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460720428"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект уроков по циклу  "Великая Отечественная война 1941-1945гг." для 9 класса"
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-urokov-po-tsiklu-vielikaia-otiechiestviennaia-voina-1941-1945ghgh-dlia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "319042"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460720834"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства