Конспект урока по УМК "Школа России" Плешакова А.А. Урок позволяет в увлекательной форме рассказать детям о поверхности Луны, изменении ее внешнего вида и причинах этого. Имеет метапредметные связи с литературным чтением и математикой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Почему Луна бывает разной?"»
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Половинкиной Г.Я., учителя начальных классов
МКОУ «Введенская СОШ №1 имени Огненного выпуска 1941 года»
Тема: «Почему Луна бывает разной?»
Тип: открытия нового знания
Цели:
формировать представления о Луне как естественном спутнике Земли, познакомить с причинами изменения внешнего вида Луны;
развивать наблюдательность, умение извлекать информацию из схем и иллюстраций о форме Луны, о том, почему Луна бывает разной;
воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Планируемые результаты:
Предметные: понимать причины изменения видимой поверхности Луны; учить анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем.
Метапредметные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить; моделировать движение Луны вокруг Земли; извлекать информацию из схем, иллюстраций.
Личностные:продолжат развивать логику, мышление, коммуникативные возможности учащихся. Умение сравнивать, анализировать, оценивать, выбирать главное; продолжится формирование нравственных качеств, чувства сплочённости и коллективизма; проявят интерес к новому учебному материалу.
Межпредметные связи: литературное чтение (чтение сказки и загадки о Луне), математика (сравнение предметов по различным признакам).
Взаимопроверка (дети обмениваются листочками и проверяют)
Самооценивание
III. Мотивация учебной деятельности
-А вот мудрая черепашка, ребята пришла к нам с новой темой и своим секретом. До сих пор мы говорили о небе, на котором царят солнце, звёзды и планеты.
А чтобы узнать, что еще можно видеть на небе, отгадайте загадку ребята:
В голубой станице
Девица круглолица.
Ночью ей не спится
В зеркало глядится.
- О чём мы сегодня будем говорить?
- О луне.
IV.Работа над темой урока.
- Возьмите в руки пластилин и слепите луну.
-Почему она получилась у вас разной?
- С тех пор, как человек появился на Земле, Луна представляла для него загадку. В древние времена люди поклонялись Луне, считая ее богиней ночи. Сегодня мы знаем гораздо больше о том, что она представляет собой. - Так что же такое Луна? Луна - не звезда и не планета. Луна – естественный спутник Земли. Так как создала природа. Она вращается вокруг Земли и вокруг своей оси. Но вращается медленнее. И лунный день равен двум нашим неделям. Лунная ночь тоже длится две наших недели. Луна - самое близкое к Земле небесное тело. Тем не менее, когда с космодрома запускают на Луну ракету, ученые 3 дня и 3 ночи находятся в ожидании. Именно столько времени нужно космическому кораблю, чтобы долететь до Луны. (3 суток - 3 дня и 3 ночи) . На Луне нет воздуха, атмосферы. - Еще в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то на серп, который назвали Месяцем. Люди не могли объяснить это явление и придумывали сказки, легенды, мифы. Послушайте одну такую сказку.
Решил месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем. А платье – то узко и коротко.
- Видно, я ошибся, - говорит портной. Снова сел за работу.
В назначенный срок пришел месяц за платьем. Опять платье мало.
- Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной. И снова стал кроить и шить.
В третий раз месяц пришёл к портному.
Увидел портной: идет по небу круглый месяц – не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашёл. Так и остался месяц без платья.
- А сейчас, ребята, я прошу вас нарисовать на доске луну такой, какой вы её видели в небе. (Дети рисуют).
- Почему же луна такая разная? Поможет нам разобраться в этом статья учебника на стр. 34 (чтение статьи).
- Чтобы убедиться, как луна меняет свою форму, я предлагаю вам проделать практическую работу.
(Дети под руководством учителя с помощью теллурия, и зеркала изображают путь движения луны и наблюдают за тенью от зеркала на глобусе, видят, как тень меняет свою форму).
- Сейчас я покажу вам, как работает Луна (с помощью зеркальца направляю солнечный луч на глобус). - Само зеркало светится? (нет) - А теперь, когда я поймаю им луч Солнца? Что это за свет? (отражение солнечного луча)
V. Физминутка
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Поманю их пальчиком,
Бегите все ко мне.
Ну, лови, лови скорей!
Прыг-скок! Прыг-скок!
Убежал на потолок.
VI.Продолжение работы над темой урока - Вот мы и узнали секрет Луны. Раз она не светит, мы можем видеть только ее часть, которая освещена Солнцем. - Прочитаем текст : «Луна сама не испускает света, она, словно, зеркало, отражает свет Солнца». - Когда Солнце освещает ту сторону Луны, которая обращена к нашей Земле, мы видим ее целиком. Это называется ПОЛНОЛУНИЕ. А когда Луна оказывается между Солнцем и Землей, Солнце освещает ту часть Луны, которая нам не видна. В это время ночи темные. Наступает НОВОЛУНИЕ. Но вскоре луна понемногу перемещается, и начинает светиться ее тоненький кусочек МЕСЯЦ. Теперь она выросла наполовину. Ну, а светлая часть Луны с каждой ночью становится все больше и больше. Видите, какая она уже стала – почти совсем круглая! Скоро опять наступит полнолуние, а затем Луна начнет убывать, все больше уходить в тень, пока не исчезнет совсем. И так повторяется каждый месяц. Вывод делает учитель: - Чтобы это объяснить, надо знать один секрет Луны. Этот секрет в том, как она светит. Солнце – это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна… В давние времена люди не знали, как устроена Луна и думали, что ее проглатывает какое-то чудовище, а потом появляется новая. Но мы-то с вами знаем, что это не так! С Земли Луна кажется маленькой. Но на самом деле это, не так. Если нарисовать Землю с арбуз, то Луна окажется яблоком (размером с яблоко). Луна в шесть раз меньше Земли. VII.Выполнение работы в рабочей тетради. ( №1,стр.22)
- Рассмотрите рисунки. Найдите рисунок, на котором правильно показаны
Земля и Луна.
-Обоснуйте свой ответ. Отметьте рисунок галочкой.
Практическая работа
К доске выходят 2 ученика: один- Луна, другой- Земля и показывают вращение.
Выполнение работы в рабочей тетради.№2(стр.23) Работа в группах.
- Представьте, что вы отправляетесь в путешествие на луноходе. Нарисуйте его модель. (Защита моделей луноходов)
VIII. Рефлексия деятельности
-Скоро прозвенит звонок подведем скорей итог.
-Что нового узнали на уроке? (о том что Луна спутник Земли, о поверхности Луны, о фазах, о людях покоривших луну)
• Самооценка работы
-Я хочу чтобы вы оценили свою работу на уроке: ( на столе у каждого лежат звездочки трех цветов)
Красная звезда - на уроке было легко, интересно.
Желтая звезда - испытывал затруднения.
Коричневая звезда - на уроке было скучно, трудно, я ничего не понял.