kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: " Куликовская битва"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: " Куликовская битва". Коспект составлен по учебнику А.А. Плешакова часть 2 по УМК Школа России. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: " Куликовская битва"»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: « Куликовская битва»

Цель урока: познакомить с историческим событием - Куликовской битвой, рассматривая причины, ход битвы.

Задачи:

Образовательные:

  • разобраться в ходе битвы

  • выяснить причины, приведшие к битве

  • выяснить значение битвы для дальнейшего хода истории

Развивающие:

  • развитие аналитического мышления

  • развитие умения сопоставлять факты и делать выводы

  • развитие умения работать с картой

Воспитательные:

  • воспитание патриотизма

  • воспитание интереса к истории

Оборудование: учебники, презентация, видеорлик

Этапы  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организация класса

1)Приветствие

2) Эмоциональный настрой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Здравствуйте, сегодня урок истории проведу у вас я. Зовут меня Римма Павловна.

Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок,

Тихо девочки за парты сели,

Тихо мальчики за парты сели,

Нам меня все посмотрели,

Мы легонечко вздохнем,

И урок истории начнем.

- Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения.

- История былых времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её главное предназначение. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.

- А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, главные события, с которыми мы с вами уже познакомились.

Взаимное приветствие

Личностные: у ученика будут сформированы представление о причинах успеха в учебе, положительное отношение к  познавательной деятельности, этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций, интерес к учебному материалу; ученик получит возможность для формирования: представления о ценности и уникальности природного мира, природоохранне, здоровье сберегающем  поведении.

 

 

 

II. Актуализация знаний

1)Блиц опрос

2)Соотнесение даты и события

-В каком веке на Русь напали монголо – татарские кочевники?

Кто возглавил поход на Русь?

Как стала называться государство монголо-татар?

Что такое дань?

Почему Русь покорилась монголо-татарам?

Какие земли были более безопасными на Руси?

Какое княжество было сильнейшим на Руси в те времена?

Кто правил в Москве?

Чем известен в истории Иван Калита?

- Правильно, ребята молодцы. А теперь проверим, как вы знаете даты и название событий.

-Руку поднимаем, не выкрикиваем.

1223г.

1237г.

15 июля 1240г.

5 апреля 1242г.

1380г.

13в.

Хан Батый

Золотая Орда

Не было мира и согласия между русскими князьями

Северо – восточные Московское

Иван Данилович Калита

Начал объединять земли вокруг Москвы

 

Нашествие монголо-татар на Русь

Битва на реке Калке

Ледовое побоище

Невская битва

Регулятивные: ученик научится принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;  получит возможность научится в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять  пошаговый контроль по результату под руководством учителем; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищем.

III. Подведение к теме урока

-Ребята, у нас с вами осталась одна дата. В этот год произошло очень важное для России событие. Это Куликовская битва.

- Летописцы в толстых книгах

Записали в этот год:

«Нет над нами больше ига,

Сбросил иго наш народ!»

Славно поле Куликово,

Наше войско вышло к Дону.

Много войн и много бед,

Много радостных побед!

-На уроке мы ответим на следующие вопросы:

  • Почему произошла битва?

  • Каким образом шла подготовка к битве?

  • Где произошла битва?

  • Как проходила битва?

  • Какое значение имела Куликовская битва?

Внимательно слушают

Познавательные:  ученик научится  осуществлять поиск нужной информации в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить свой ответ в устной форме;  анализировать  изучаемые объекты окружающего мира  с выделением их отличительных признаков, проводить сравнение изучаемых объектов;  ученик получит возможность научится  ориентироваться на  возможное  разнообразие способ решения учебной задачи; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

IV. Изучение нового материала

-Откройте учебник на странице  64.

- В 1374 году  произошло важное событие: князь Дмитрий Иванович не обращал внимания на требования хана, перестал платить дань Орде.

- Орда в это время ослабела и распалась на части. Так же, как между русскими князьями, между ханами начались смуты и распри. После долгих смут в Золотой Орде овладел властью воевода Мамай. Сердился он на Дмитрия Ивановича, московского князя, что тот не обращал особого внимания на его требования, не хотел платить ему той дани, которую платили прежде московские князья ханам.

-Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь. Но, несмотря на это Дмитрию Ивановичу удалось собрать хорошее боевое войско.

-Ребята, а почему произошла битва?

- Как вы думаете, кто мог входить в это войско? Только умелые дружинники?

- Давайте точно ответим на это вопрос. Найдите 3 абзац.

- Начнет читать….

- Так кто входил в войско русского князя?

-Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монгола–татарами все русские княжества должны объединить свои силы.

 - За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также крестьяне и горожане разных княжеств. Главные дружинники явились во всеоружии.

- Вооружение того времени было очень тяжелое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: кольчуги и  панцири . Чаще всего использовали кольчуги – рубахи до колен, составленные из плотно сплетенных мелких железных колец.   На голове носили разного рода шлемы.

- Главным наступательным оружием были копья и стрелы. Кроме стрел и копий употреблялись мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры.

- Какое снаряжение было у русского войска?

-За сколько дней собралась Русь на великое сражение?

-Кто в него входил?

-А как вы думаете силы и возможности равные у двух сторон? - Кто лучше подготовлен?

-Князь был верующим человеком. Как вы думаете, к кому он мог обратиться за помощью перед таким серьезным, решающим сражением?

- Прочитаем, что написано об этом в летописи: Он пришел к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий – муж добродетельный и даром пророческим обладает. Святой же, когда услышал об этом от великого князя, благословил его, молитвой вооружил и сказал: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься».

- Кто-нибудь догадался, к какому Сергию пошел князь?

- Верно. Он отправился в Троице-Сергиев монастырь к его основателю - Сергию Радонежскому.

- Сергий радушно встретил князя Дмитрия и долго с ним беседовал. На прощание, в присутствии всех, перекрестил его и сказал: «Иди на поганых, и Бог будет тебе помощником!» Затем наклонился к князю и тихо добавил: «Ты победишь».

Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.

- Благословил ли Сергий князя на бой?

-Почему?

Открывают учебники на ст.66

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

Читают 3 абзац по учебнику

 

 

Внимательно слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают текст со слайда, отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: ученик научится допускать  существование различных точек зрения, договариваться и приходить к общему мнению;  ученик получит возможность научится формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные  для окружающих высказывания; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Физминутка

- Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем.

Повторяют движения за учителем

 

 

- И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого до того врага.

- Продолжит читать…

- Князь сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон. После переправы русских войск через реку Дмитрий Иванович приказал сжечь мосты.

- Как вы считаете, с какой целью это было сделано?

- Князь Дмитрий стремительно повел свою рать на юг – навстречу монгольскому правителю Мамаю. Сошлись войска на Куликовом поле, там, где река Непрядва впадает в Дон.

- Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей.

- Ребята, а кто знает что такое поединок?

- Правильно, поединок – не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – не что иное, как суд бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне бог.

- Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Потрясая копьем, он громовым голосом вызвал на поединок любого русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьем наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всем скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.

-И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи.

- Ордынцы всей своей силой теснили русских ратников. И тогда из засады вылетела русская конница. Растерялись враги и пустились в бегство. Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной.

- Сейчас вы просмотрите видеоролик о ходе сражения.

- Ребята, с чего началась куликовская битва?

- Кем был Челубей?

- А от русского войска кто выступил на поединок?

- Как происходил ход битвы?

- Ребята, какое значение имела победа русского войска?

-Правильно, ребята Куликовская битва имела великое значение в истории русского народа. Русь впервые почувствовала свою силу. Русский народ понял, что его главная сила в соединении княжеств. Выросло значение Москвы и её князя в глазах русских людей. От Москвы народ стал ожидать защиты от всех сильных врагов.

Читают по учебнику, отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просматривают видеоролик, отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Закрепление изученного материала

- Наш урок, ребята подходит к концу. Сейчас мы проверим, как вы усвоили данную тему.

- Ваша задача отгадать кроссворд. При ответе поднимаем руки и не выкрикиваем.

Читают вопрос на слайде и отвечают

 

VI. Итог урока

- Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ

- Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.

-Вовеки славься, Русь, Россия!

И будь всегда сама собой.

Твои народы вместе – сила!

Никто не справится с тобой!

-Сегодня на уроке мы отлично поработали и я бы хотела отметить учащихся, которые очень старались и  активно работали на уроке…

- На этом наш урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу на уроке.

 


VII. Рефлексия


- Мне было интересно….

- Я узнал….

- Мне было легко, потому что….

- Мне было сложно усвоить материал, потому что….


 





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: " Куликовская битва"

Автор: Наталья Евгеньевна Угарова

Дата: 25.03.2021

Номер свидетельства: 576749

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: " Куликовская битва""
    ["seo_title"] => string(79) "konspekt_uroka_po_okruzhaiushchemu_miru_v_4_klasse_po_teme_kulikovskaia_bitva_1"
    ["file_id"] => string(6) "616626"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1667466881"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Куликовская битва"."
    ["seo_title"] => string(69) "konspekt_uroka_po_okruzhaiushchemu_miru_v_4_klasse_kulikovskaia_bitva"
    ["file_id"] => string(6) "646467"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1709038645"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока литературного чтения Р. Рождественский "Реквием" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-r-rozhdiestvienskii-riekviiem"
    ["file_id"] => string(6) "138033"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417459995"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "УМК Перспектива, конспект урока по теме : "Путешествие с археологами". "
    ["seo_title"] => string(76) "umk-pierspiektiva-konspiekt-uroka-po-tiemie-putieshiestviie-s-arkhieologhami"
    ["file_id"] => string(6) "159204"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421858370"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства