II Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: проверить и уточнить понимание учениками осенних месяцев, их признаков. Фронтальная работа II Постановка учебной задачи. Цель: создать ситуацию, подготавливающую к изучению новой темы. III. Изучение нового материала: Цель: знакомство с птицами оседлыми и перелетными, кочующими и зимующими, узнать почему птицы улетают в теплые края. Работа в парах ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Фронтальная работа IV Первичное закрепление. Цель: закрепление полученных знаний о птицах осенью Вид работы :работа по учебнику, беседа, работа в парах Работа в группах ФИЗКУЛЬТМИНУТКА V Самостоятельная работа Цель: проверить, как дети усвоили изученный материал Проверочная работа VI Итог урока Цель: обобщить открытое знание. Самооценивание | - Ребята, на одном из уроков мы с вами описывали, давали характеристику второму осеннему месяцу. Как он называется? СЛАЙД 2 - Правильно. А какие мы теперь знаем характерные признаки для этого месяца? Что происходит с погодой, с растительным и животным миром? Аутотренинг (играет симфоническая музыка «Одинокий пастух») Еще недавно было лето. Закроем глазки и представим себя в лесу. Тихо, только слышим пение птиц. Мы идём по лесу тихо-тихо и наслаждаемся трелью соловья. Нам легко, в душе испытываем радость, наслажденье, мы отдыхаем. Мы входим в птичий мир, заглянем в «кладовую» пернатых. Во всём Земном шаре нет такого уголка, куда не залетают птицы. Птицы широко распространены. СЛАЙД 3 Человек встречает их и в полярных странах, и на экваторе, на воде, и на вершинах высочайших гор, в плодородных степях, в пустынях, в лесах и безлесных пространствах. Сегодня наш урок будет необычным. На уроке мы совершим путешествие в страну пернатых в форме устного журнала «Птицы осенью». В нашем журнале несколько страничек. ИТАК, дети, в путь, успехов вам! - Открываем первую страничку «Угадай-ка ». СЛАЙД 4 - Ребята, я сейчас буду загадывать вам загадки, а вы должны будете отгадку найти у себя на листочках. Как вы понимаете, речь пойдет о ком? - Верный ответ, т.е. угаданную птичку, вы должны подчеркнуть красным карандашом. - Работаем в паре. Маленький мальчишка в сером ярмачишке, По дворам шныряет, крохи собирает? В полях ночует, коноплю ворует? (воробей) Летом за пахарем ходит А под зиму с криком уходит? (грач) В лесу ночном кукует птица Она назвать себя боится… Не спит опушка, а птицу эту звать …. (кукушка) Днём слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот ? (сова) Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (сорока) - А теперь проверим, каких же птичек мы позвали к нам в гости. - Воробей. -А какие звуки издаёт воробей? (чик-чирик) -Кукушка. - А какая песенка у этой птицы?(ку-ку-ку). - Сова. - А звуки издаёт у-у-ух. - Каких вы знаете ещё птиц? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Открывается 2 страничка «Заботы птиц». СЛАЙД 5 - Весной настаёт время птицам петь. И они поют до половины лета, пока не вырастут их птенцы. Три главных, четыре самые важные заботы летом у птиц – самочек. Какие это главные заботы? - гнездо свить для детей; - яйца снести и высадить птенцов; - птенцов вскормить - научить летать, подготовить их полёту. В этом деле им помогают самцы. Вот, наконец, вскормлены птенцы, научились летать и разыскивать себе еду. Пора лететь. А сейчас, выясним: почему же птицы улетают? Давайте вспомним. - Как изменилась погода по сравнению с летом? - Как изменилась жизнь цветов? - Повлияло ли это на жизнь насекомых? - Повлияет ли это на жизнь птиц? - Что вынуждены делать птицы? - Так почему же птицы улетают? - Всё верно. Меньше плодов и ягод, цветов, насекомых – пищи для птиц и многие от этого улетают в тёплые страны к теплу и корму. Конечно, есть ещё несколько биологических причин отлётов птиц, но главная – недостаток пищи. Открывается 3 страничка «Перелётные и зимующие птицы» СЛАЙД 6 - Жизнь многих птиц словно меняется сезонами. Сюда относится и такое удивительное явление в их жизни, как осенние перелёты из наших мест в тёплые страны и весеннее возвращение. Птиц, совершающих такие перелёты как называют? СЛАЙД 7,8,9,10 - Каких вы знаете перелётных птиц? - Птиц, постоянно живущих в данной местности называют ОСЁДЛЫМИ. Их 20% видов от общего числа. - Почему мы называем птиц осёдлыми? - Каких вы знаете оседлых птиц? СЛАЙД 11 Самая большая группа – это КОЧУЮЩИЕ. Они кочуют, т.е. переходят в разные места в определённой области, не улетают в тёплые края. К нам в гости кочует снегирь. СЛАЙД 12 Птиц, которые зимуют в данной местности называют ЗИМУЮЩИМИ. (воробьи, голуби, сороки. совы). СЛАЙД 13 - Ребята, откройте учебник на с.36. Давайте прочитаем небольшой текст. - Давайте подумаем и попробуем ответить на этот вопрос. А также найдите на рисунках птиц, о которых говорится в тексте. Предлагаю поработать в паре. - Ребята, а вы знаете, что отлёт у птиц идёт в определённом порядке. Посмотрите на экран. СЛАЙД 14 - Ребята, а кто знает, в каком порядке улетают птицы своего вида?(Не все птицы улетают одновременно. Первыми от нас улетают те птицы, которым не удалось вывести птенцов. За ними молодые, но уже окрепшие птенцы. Через некоторое время самцы, а затем самки. Перед отлётом птицы собираются в стаи. На зимовке птицы не поют. Когда заканчивается отлёт местных пернатых птиц, когда опустеют леса, поля, парки, появляются снегири, чечётки). - Посмотрите в учебник на стр. 37. Прочитаем стихотворение. -А сейчас я предлагаю вам поработать в группах. - У вас на партах лежат листочки с изображением птиц. Ваша задача разделить птиц, изображенных на этих листочках, на две группы. Одну группу птиц подчеркните красным карандашом, другую группу – синим. (после выполнения работы учитель задает вопрос: - На какие же две группы вы разделили этих птичек? ( идет проверка у доски. От каждой группы выступает представитель) СЛАЙД 15 ( птицы в двух группах) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - Ребята, но это еще не все интересное о птицах. Оказывается, определенный вид птиц улетает по – особенному, по-своему. Посмотрите на экран: СЛАЙД 16, 17 К лином журавли…… К олонной стрижи…… - Ребята, откройте рабочую тетрадь - Начнем с речевой разминки. - А теперь самостоятельно выполните следующее задание. Открывается 4 страничка «Опасности». СЛАЙД 18,19 В пути много бед ждёт перелётных птиц. Ночью лучше лететь: меньше опасности. Тёмной ночью летят стаи мелких птичек, караваны журавлей. И вот начинается дождь. Ничего не видно, мокнут перья, крылья тяжелеют. Лететь дальше становится не под силу. Стая за стаей, караван за караваном опускаются на землю, здесь усталые и обессиленные птицы попадают когти и зубы хищникам. А тут ещё…. (СЛАЙД 20 с браконьером) - Ребята, кто это? (браконьер) - Кто такой браконьер? (браконьер-это человек, который незаконным путём отстреливает птиц ) - Правильно ли это он делает?(нет, так как уничтожает живые существа) _ Давайте послушаем стихотворение «Просьба» Н. А. Заболоцкого. Раненая птица в руки не давалась, Раненая птица птицей оставалась. Этот сон давнишний до сих пор мне снится: На траве кровавой вздрагивала птица. Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят. Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря! Ведь небо без птиц - не небо, А море без рыб - не море, А земля без зверей - не земля. Люди-исполины, люди-великаны, Есть у вас винтовки, сети и капканы. Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно. И должно быть сердце. Сердце человечье! Люди-человеки, страны и народы, Мы теперь навеки должники природы! Надо с этим долгом как-то расплатиться, Пусть расправит крылья раненая птица. - К чему нас призывает автор? - Нарисуйте запрещающие знаки, которые вы бы поставили в своём городе. - И наступит весна. И опять запоют в наших лесах, парках, садах птицы. А мы будем наслаждаться их пением. - Ребята, возьмите чистый листочек и приготовьтесь ответить на мои вопросы. Давайте договоримся, если вы отвечаете «да», то ставите +, если – «нет»,то ставите - Экспресс-опрос +(да), - (нет). 1. Птицы бывают прелетные и зимующие. (+) 2. Рябчик – перелётная птица? (-) 3. Воробей – осёдлая птица (+) 4. Сразу ли все птицы улетают (-) 5. Поют ли птицы во время зимовки (-) 7. Человек помогает птицам зимой (+) 8. Люди, защищающие птиц, называются браконьерами (-) -А теперь обменяйтесь в паре листочками и давайте проверим. Открывается страничка «Итоговая» СЛАЙД 21 - Ребята, вот и подходит к концу наш урок. Давайте подведем итог и скажем, что же нового мы узнали на уроке? - Оцените свою работу. Интересно ли вам было на уроке? - Мы сегодня все очень хорошо поработали, узнали много нового и интересного. Спасибо вам за урок! Слайд 22 | - Октябрь. - Погода делается пасмурной, серой. Больше дождливых дней. Деревья практически сбросили свой осенний наряд. Многие животные легли в зимнюю спячку. - О птицах. Парная работа. Дети поднимают руку и называют отгаданных птиц. С названием отгаданной птицы на экране появляется ее изображение. СЛАЙД 4 Соловей, глухарь, перепёлка, снегирь ит.д. Прослушивается аудио запись с голосами птиц. Стали дни короче, температура понизилась. Они уже стали вянуть. Да. Они стали прятаться в кору деревьев, в норки. Да, у птиц будет меньше еды. Искать места, где есть корм. Ищут тёплые места и корм. ПЕРЕЛЁТНЫМИ. ласточка, жаворонок, скворец…. птицы живут у нас постоянно воробей, дятел, синица….. Читает ученик. Парная работа. Ответы детей. Читает ученик. Ответы детей на вопросы к стихотворению. Дети работают в группах. Перелетные и зимующие. Дети описывают любую птицу с картинки. Дети самостоятельно находят зимующих птиц и раскрашивают около них квадратик. Дети наизусть классу читают стихотворение. -Жалеть птиц, не убивать Дети рисуют, а затем показывают классу и объясняют свой знак. Идет взаимопроверка. На слайде показываются правильные ответы. Дети раскрашивают на листочках соответствующую своей работе картинку, а затем поднимают вверх. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже освоено, и что еще подлежит усвоению; Личностные: самоопределение. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: контроль, коррекция, оценка; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже освоено, и что еще подлежит усвоению; . Регулятивные: рефлексия |