kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру на тему: "ПОВЕРХНОСТЬ НАШЕГО КРАЯ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать необходимость и способы охраны земной поверхности; способствовать формированию у учащихся представления о поверхности родного края; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему: "ПОВЕРХНОСТЬ НАШЕГО КРАЯ"»

Урок 21. Поверхность нашего края

Цели
деятельности
учителя

Показать необходимость и способы охраны земной поверхности; способствовать формированию у учащихся представления о поверхности родного края; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания»

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осваивают элементарные нормы адекватного природосообразного поведения

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

http://festival.1september.ru/articles/562851/

http://www.profistart.ru/ps/blog/31333.html

Оборудование

физическая карта России; административная карта России; физическая карта области; рисунки и фотографии
с изображением оврагов, карьеров, свалок; схема «Формы рельефа»

Основные
понятия

Рельеф, равнина, гора, холм, овраг, балка, террикон

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной деятельно-
сти

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Звучит припев «Песни о России» (слова О. Высотской, музыка В. Локтева):

Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны ее родней!..

– Почему в целом свете нет роднее страны, в которой мы живем?

– Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашему родному краю. Мы пройдем территорию нашего края
с востока на запад и с севера на юг

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге
с учителем.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; умеют оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; проявляют интерес к изучаемому предмету

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Актуализация опорных

знаний

Проверка
домашнего задания: тестирование.

Обобщение имеющихся знаний

– Выполните тест «мой край» .




– вспомним, какие формы рельефа встречаются в нашей стране.

Выполняют задания теста.



Составляют схему.

Индивидуальная, фронтальная

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходи-

Устные ответы,

выполненные

задания теста, заполне-


на доске заполняется схема:

– Вспомните, каким цветом на карту нанесены плоская равнина, холмистая равнина, плоскогорье и горы.

– Как отличить горы и холмы? Что у них общего
и чем они отличаются?

Отвечают
на вопросы


мую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для

ние схемы

III. Изучение нового материала

Целеполагание.






Рассказ учителя.

Составление рассказа
об овраге
по плану.

– Сегодня познакомимся с другой формой поверхности земли. Догадайтесь, о чем идет речь:

Они образуются с маленькой рытвины, бороздки на поверхности земли под воздействием талой и дождевой воды увеличиваются. У них крутые осыпающиеся склоны, на которых почти нет растительности. (Овраги.)

Рассказывает об образовании оврагов .


предлагает учащимся рассказать об овраге по плану:

1. Где находится овраг?

2. Причины его появления.

3. Что можно сделать, чтобы остановить его увеличение?

Слушают учителя.








Составляют рассказ.






фронтальная, индивидуальная.












Устные ответы, составленный

рассказ, выполненные задания из эле-

ктронного приложения к учебнику




Работа с таблицей.







Работа
по учебнику.








Беседа по прочитанному в учебнике материалу.

– Через много лет склоны оврагов покрываются растительностью, он перестает расти и превращается
в балку.

– Составьте сравнительную характеристику оврагов и балок, сходства и отличия занесите в таблицу.

Характеристика поверхности

Сходства

Различия

Овраг



Балка

– Какой ущерб наносят овраги? Почему необходимо
с ними бороться?

– О методах борьбы с оврагами прочитайте текст
в учебнике (с. 150). Расскажите, как люди ведут борьбу с оврагами.

предлагает прочитать статью «Надо ли охранять… поверхность?» в учебнике (с. 148–149). Затем демонстрирует фотографии пустырей, свалок, заброшенных карьеров.

– А что сделали бы вы, чтобы на Земле не было таких мест?

– Есть еще одна незаживающая рана на поверхности Земли. Это горы, которые создал человек. Прочитаем статью в учебнике (с. 152–153).

– Как называются эти горы?

– Как образовались эти горы?

– Чем опасны терриконы?

– Как люди борются с ними?




Заполняют таблицу.







Читают текст
в учебнике. рассказывают о методах борьбы с оврагами .




высказывают свои предположения.




Коллективная.







Индивидуальная.








партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия при выполнении работы.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием


Задания
из электронного приложения к учебнику

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации

Выполняют
задания

Индивидуальная



IV. Включение
в систему знаний
и повторение изученного

Кроссворд.










кроссворд:

1. Я нахожусь на краю поля, образовался от неправильного распахивания земли. (Овраг.)

2. У меня есть подошва, пологий склон и невысокая

вершина. (Холм.)

3. Гора, которую создал человек. Она распространяет тучи пыли и может гореть. (Террикон.)

4. Строение земной поверхности. (Рельеф.)

5. Есть подошва, склон, а вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку. (Гора.)

6. Ровная, без гор и холмов земная поверхность. (Равнина.)

Разгадывают кроссворд.












Фронтальная, коллективная, индивидуальная

Познавательные:

осуществляют логические действия; используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство.

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные:
выражают свои мысли с достаточной

Устные ответы, записи
в тетради




Игра «Узнай меня» (вариант)

7. Углубление на земной поверхности с пологим склоном, поросшим травой и кустарниками. (Балка.)


• Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку. (Гора.)

• У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. (Холм.)

• Меня создал человек, я распространяю тучи пыли
и могу гореть. (Террикон.)

• Я – углубление на земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарник. (Балка.)

• Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли. (Овраг.)

Предлагает учащимся самим проверить правильность ответов




Участвуют
в игре.











Осуществляют самопроверку


полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации


V. Итоги

урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа. Выставление оценок

– О чем мы узнали сегодня на уроке?

– Что мы называем родным краем?

– Где находится наш(-а) край (область)?

– Какова поверхность нашего(-й) края (области)?

– Какой вред приносит овраг людям?

читают вывод в учебнике (с. 151).

Отвечают
на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое
от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке

Устные ответы

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

VI. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учебник, с. 147–153. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 3

Задают уточняющие вопросы

фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач


Ресурсный материал

Тест «Мой край»

Подчеркни правильный вариант ответа.

1. Мой край расположен на материке:

а) Африка; б) Австралия; в) Евразия; г) Северная Америка.

2. Мой край находится в природной зоне:

а) леса; б) степи; в) тундры; г) пустыни.

3. Мой край находится:

а) в Восточном полушарии; б) Западном полушарии.

4. В моем краю растут:

а) кактусы, кипарисы; б) ель, береза, осина; в) ягель, клюква, карликовая ива; г) полынь, саксаул, ковыль.

5. У нас обитают:

а) лоси, зайцы, кабаны; б) косули, волки; в) олени, медведи; г) суслики, степной орел, степная гадюка.

6. Мой край дает родной стране:

а) продукты сельского хозяйства; б) легковые автомобили; в) морепродукты.

7. Территория моего края расположена:

а) в тропическом поясе; б) полярном поясе; в) умеренном поясе.

Рассказ учителя

– На равнинах иногда можно увидеть резкие ветвистые углубления с крутыми склонами и узким дном. Это овраги. Во время таяния снега или сильных дождей многочисленные ручейки сливаются вместе и образуют бурные потоки. Вода по склонам устремляется в низкие места, размывает землю, образуя рытвины. Не скрепленная корнями растений рытвина легко размывается водой, углубляется, расширяется, превращается в овраг. От большого оврага ответвляются мелкие. Вся местность бывает как бы изрезана ими. В овражистой местности легко заблудиться. Вот как описывает овраг один путешественник: «Я отправился к оврагу и был поражен картиной, которую увидел. Очутился я в диком, темном и сыром ущелье. Солнечные лучи не проникали на его дно. Чем дальше я шел, тем выше подымались стены. Надо мной виднелась лишь узкая полоска голубого неба. Кое-где встречались боковые овраги».

Рассказ о методах борьбы с оврагами

– Овраги разрушают плодородные земли. Этим они наносят большой вред хозяйству. Поэтому люди ведут борьбу с оврагами. По краям оврагов высаживают деревья и кустарники, корневая система которых препятствуют разрушению поверхностного слоя земли; строят плотины, которые удерживают потоки воды. Землю около оврагов пашут только поперек склонов, чтобы вода по борозде не стекала в овраг, размывая его склоны.

В борьбе с оврагами вместе со взрослыми в свободное время участвуют и дети: они ухаживают за посадками на склонах оврагов, пропалывают, поливают их. Главное – предупредить и остановить образование оврагов, сохранять на них растительность. Пологие – распахивать только поперек склонов, использовать передовую систему обработки склонов, предупреждая образование рытвин, сохраняя растительность в тех местах, где возможно образование оврагов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по окружающему миру на тему: "ПОВЕРХНОСТЬ НАШЕГО КРАЯ"

Автор: Караева Ленара Акимовна

Дата: 19.03.2019

Номер свидетельства: 503796

Похожие файлы

object(ArrayObject)#859 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока окружающего мира  в 4 классе  по теме «Поверхность нашего края» "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-4-klassie-po-tiemie-povierkhnost-nashiegho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "115740"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412097157"
  }
}
object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока окружающего мира  на тему: «Наши подземные богатства» "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-nashi-podziemnyie-boghatstva"
    ["file_id"] => string(6) "174452"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424125754"
  }
}
object(ArrayObject)#859 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока окружающего мира, презентация для урока по теме "Водоёмы" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-priezientatsiia-dlia-uroka-po-tiemie-vodoiomy"
    ["file_id"] => string(6) "166039"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422895799"
  }
}
object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока по окружающему миру на тему "Леса России" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-liesa-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "115723"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412093078"
  }
}
object(ArrayObject)#859 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока во 2 классе по познанию мира на тему "Почва. Значение почвы""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekturokavo2klassiepopoznaniiumiranatiemupochvaznachieniiepochvy"
    ["file_id"] => string(6) "269704"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450889211"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства