3. Реализация плана Мет. приём «Верите ли вы…» | -Прежде, чем отправиться за полезными ископаемыми, геологам нужно проверить всё ли у нас готово (дневники для записей данных исследований, необходимая литература - учебники), а также свои знания. (8 слайд) -У каждой группы исследователей на парте лежит листочек с таблицей. В первой строчке вы видите номера вопросов, а под ними на 2 строчке вы будете ставить «+» - если вы верите или «-» - если не верите. Верите ли вы, что… Природный газ извлекают из-под земли? Гранит используют, как топливо? Несколько лет назад в нашем посёлке добывали одно из полезных ископаемых? Геологи – это люди, которые добывают полезные ископаемые? Нефть добывают на поверхности земли? Песок бывает только жёлтый? Геологи используют в своей работе вездеходы? Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями? Полезные ископаемые могут быть жидкие и газообразные? - А сейчас отложите эти листочки, а в конце урока мы вернёмся к ним и проверим ваши знания. | | Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. |
4. Изучение нового материала. Физкульт. Минутка Мет. приём «Инсерт» | -Давайте начнём наше исследование и узнаем, что такое полезные ископаемые. (9 слайд) - полезные – значит… нужные, необходимые. - ископаемые – значит …их нужно доставать, извлекать. - Поработайте в группе и попробуйте дать определение «Полезные ископаемые». В этой работе вам может помочь учебник, откройте его на странице 48, если вам потребуется подсказка. - Давайте проверим, что у вас получилось. Запишите это определение в свой дневник (тетрадь) на странице 25. (9 слайд) - Молодцы! Вы справились с этим заданием, и мы можем перейти к изучению полезных ископаемых. -На столах каждой группы стоят коробочки с образцами полезных ископаемых и лежат исследовательские карты. -Давайте рассмотрим карту. Вам необходимо разложить образцы в сектора в соответствии с их свойствами. - Сейчас вы будете исследовать каждый образец по определённому плану (он лежит на столах). План изучения: Рассмотри образец полезного ископаемого. Установи свойства полезного ископаемого: твёрдое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя горючее оно или нет. | -Полученные данные запишите в свои дневники (тетради) в таблицу на странице 26. Мы с вами будем заполнять пока только 1 и 2 столбик (названия и свойства полезных ископаемых). -1 группа запишет данные об известняке, граните и нефти. -2 группа запишет в дневник данные о железной руде, каменном угле, глине. -Какие есть вопросы? На эту работу вам 10 минут. -Проверим, что у вас получилось в таблице и исследовательской карте (слайд). -Я вам расскажу о полезном ископаемом, которое несколько лет назад добывали в нашем посёлке. Это песок. Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2 мм до 5 сотых мм. Цвет у него бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый, жёлтый и белый песок встречается чаще всего. И это зависит от того, из какой породы он образовался, потому что песок – вторичная порода. Он представляет собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, воды, ветра. Чаще всего песок образуется из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и другие породы. Обычно больше всего в песке кварца. Благодаря его присутствию, песок незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавлении металла. Да и кирпич не сделаешь без песка. -Что нового вы узнали о песке? - Как вы думаете, для чего мы узнали свойства полезных ископаемых? -Верно. Вот сейчас мы с вами и узнаем, как их применяют. Для чего их добывают. Сейчас вы в группе читаете текст на стр. 49 по абзацам и карандашом отмечаете (подчёркиваете), о каких полезных ископаемых там говорится. Затем заносите данные о нужных вам полезных ископаемых в таблицу № 2 в 3 столбик – применение. 1 группа запишет данные об известняке, граните и нефти. -2 группа запишет в дневник данные о железной руде, каменном угле, глине. -Если возникнут вопросы, поднимите руку. Работайте в группе, вместе обсуждайте и записывайте полученную информацию. На эту работу вам 5 минут. Если группа закончила – поднимите руки (вместе на локотке). -Проверьте, что вы записали в 3 столбик. (слайд) -Давайте отдохнём и выполним разминку. Мы геологами станем Да? – Да! (хлопок над головой) Будут все гордиться нами Да? – Да! (хлопок над головой) Что ждёт нас впереди? Высокая гора (показывают руками) Бурная рука (показывают руками) Её не обойдёшь (топают ногами) Её не проплывёшь (плывут) Её не пролетишь (крылья) Надо напрямик! Всё мы сможем, всё сумеем и своей достигнем цели! Да? – Да! (хлопок над головой) - А теперь мы узнаем, как добывают полезные ископаемые. - Сейчас вы самостоятельно читаете текст на стр.50 и делаете пометы карандашом на полях учебника: «v»- да, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете. «+»- плюс, если то, что вы читаете, является для вас новым. «?»-если то, что вы читаете, непонятно, хотите получить более подробные сведения по данному вопросу. На эту работу вам даю 5 минут. -Для кого не было ничего нового? -Что было новое? Что узнали? Какие новые понятия встретились в тексте? Запишите новые слова в словарик «геолог», «месторождение». -Какие возникли вопросы? -Давайте выполним №5 в своих дневниках. -Что изображено на 1 рисунке? На2? На3? | Полезные ископаемые – это все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве. - Чтобы знать, как их применяют. Работа в словарике | Регулятивные УУД: планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану. Познавательные УУД: читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Познавательные УУД: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные УУД: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. |
Закрепление нового материала. Мет. приём «Верите ли вы…» | -Вы, как настоящие исследователи, геологи сделали новые открытия и должны рассказать о них. Давайте проверим, что вы запомнили. 1. Какие известные тебе полезные ископаемые пропущены в списке: гранит, известняк, нефть, природный газ? 2. Найди ошибки в следующих утверждениях: Большинство полезных ископаемых жидкие. Места, где хранятся добытые полезные ископаемые, называются месторождениями. Верите ли вы, что… Природный газ извлекают из-под земли? Гранит используют, как топливо? Несколько лет назад в нашем посёлке добывали одно из полезных ископаемых? Геологи – это люди, которые добывают полезные ископаемые? Нефть добывают на поверхности земли? Песок бывает только жёлтый? Геологи используют в своей работе вездеходы? Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями? Полезные ископаемые могут быть жидкие и газообразные? -Сравните ваши ответы, которые вы дали в начале урока и в конце. Есть ли у вас ошибки? Какой вывод мы можем сделать? Гранит сыпучий, из крупинок Песок зернистый, прочный Каменный уголь белый, твёрдый Известняк чёрный, хрупкий | Твёрдые Где залегают + - + - - - + + + Узнали новое на уроке | Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. |
Итог урока | -Какие вопросы ставили в начале урока? -Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей? -Почему полезные ископаемые необходимы человеку? -Что помогло нам в работе? -Какие открытия вы для себя сделали? -Поднимите руку, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение? Это задание в тетради №8. -Д/з для всех стр. 48-52 пересказать, ответить на вопросы, №6,7 в тетради. -Сегодня мы с вами попробовали быть геологами. Как вы думаете, нужны ли люди с такой профессией? Может кто-то из вас в будущем станет настоящим геологом, но пусть в вашей памяти останется наш урок-поиск, с трудными заданиями которого вы прекрасно справились. И удостоверение «Юный эколог», которое вы сейчас получите, подтверждение этому (вручение удостоверений). -Вам урок понравился? Покажите, какое у вас настроение на карточке. -Мне было приятно с вами работать. Спасибо за работу. | | Личностные УУД: способность к самооценке своих действий, поступков. |