kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Ледяная зона"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект подходит для учащихся 4 классов. Конспект урока с дифференцированными заданиями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Ледяная зона"»

Тема урока: «Ледяная зона.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: сформировать представление у учащихся об особенностях природной зоны, расположенной на крайнем Севере

Задачи: 1. Формирование знаний о ледяной зоне

2.Развитие познавательной активности учащихся, умения анализировать с опорой на ранее изученный материал.

3. Воспитание бережного отношения к природе.

Методы и формы обучения: частично–поисковые, наглядные, практические, проблемный, фронтальная, индивидуальная, групповая.



Конспект урока

I . Организационный момент.

- Долгожданный дан звонок- 

Начинается урок. 

-Мы пришли сюда учиться, 

Не лениться, а трудиться, 

Работаем старательно 

Слушаем внимательно. 

- На нашем уроке сегодня присутствуют гости, поздороваемся с ними. Улыбнитесь друг другу и присаживайтесь за свои рабочие места..

II. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

- Ребята, у нас сегодня очередное заседание клуба «Мы и окружающий мир», на котором нам с вами надо будет очень продуктивно поработать.

-Одинаково ли освещает и согревает нашу Землю Солнце? (Нет. Северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла и света, южные - больше.)

-Зависит ли от этого смена природных условий на земном шаре?(Зависит. В направлении с севера на юг сменяются несколько природных зон)

-На предыдущем уроке мы познакомились с понятием ПРИРОДНАЯ ЗОНА. Что же это такое?

(Участки суши со сходными (похожими) природными условиями, сменяющимися в определенном порядке от полюса к экватору).

- Почему с севера на юг сменяются несколько зон? (Северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла и света, южные – больше. Вот почему в направлении с севера на юг сменяются несколько природных зон).

-Перед вами кроссворд по изученным темам. Только разгадав его мы узнаем тему нашего заседания.

1.Солнце – это (звезда)

2. Ближайшая планета к Солнцу (Меркурий)

3.Какой район Земли получает больше всего тепла? (экватор)

4. Сколько природных зон в России?(шесть)

5.Самая большая планета Солнечной системы?(Юпитер)

6.Что имеет ось Земли, из-за чего двигаясь вокруг Солнца поворачивается к нему то одним полюсом, то другим? (наклон)

7. Что такое земля? (планета)

III . Открытие нового знания.

-Какое слово получилось по вертикали? (Арктика)

-Вот мы и определились с темой заседания. Арктику также называют ледяной зоной.

-Исходя от темы какую цель поставим на сегодняшнее заседание? (изучить природные условия ледяной зоны)

1. Показ на карте. Рассказ учителя.

- Самая северная зона России называется Арктикой или ледяной зоной.

«Арктос» в переводе с греческого — медведь. Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой Медведицы.

- Чтобы исследовать эту природную зону мы разделились на 3 группы: географы, биологи, зоологи. В группе для работы разделитесь на две микрогруппы: 1)исследователей и 2)научных консультантов. Каждая группа получает пакет документов, где есть, задание для вас, которое вам надо выполнить пользуясь учебником и материалом из детской энциклопедии. Так же вы найдете вспомогательный наглядный материал. Есть сигнальная карточка, которую можно поднять, если при работе возникнут вопросы и я к вам подойду.

С полученными результатами исследования от группы выступает один человек. Данные этого исследования мы занесем в творческую карту.

Время работы группы 9 минут

(Группы начинают выступать. Первыми выступают группа географов)

-Вы рассказали, что зимней полярной ночью можно понаблюдать за полярным сиянием. Я вам предлагаю сделать то же самое и полюбоваться этим прекрасным природным явлением.

Выступает группа биологов.

Выступает группа зоологов

- Итак, все научные группы хорошо поработали и я вам предлагаю немного передохнуть.

Физкультминутка

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть

-Можем ли мы назвать Арктическую зону пустынной?(В Арктике совсем не пусто. Там, не смотря на суровые условия, растут растения, живут животные и птицы и даже выращивают своих детёнышей)

- Про связь Арктики и человека сообщение приготовила Константинова Кира. Ставлю 5 за приготовленное сообщение.

IV. Первичное закрепление.

-Как вы думаете, есть ли связь между животными? (карточки на доске) Составьте цепи питания, которые сложились в Арктике.

Рачки, рыбы, птицы, тюлени, белые медведи

Рачки-рыбы-птицы;

Рачки – рыбы – тюлени;

Рыбы – тюлени – белые медведи.

Домашнее задание.

-Домашним заданием будет подготовить сообщение о любом животном из зоны Арктики.

V. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Наше исследование закончилось, пришло время обобщить полученные нами сведения. Перед вами текст с пропущенными словами. Наша задача – общими усилиями используя полученные знания восстановить текст.

Арктика занимает острова Северного Ледовитого океана и северную часть полуострова Таймыр.

Зимой в Арктике полярная ночь. Темноту освещают луна, звёзды. Температура опускается до – 60 градусов. Летом в Арктике светло. Температура редко бывает выше 3-4 градусов.

В зоне арктических пустынь встречаются такие растения как: лишайники, полярный мак, полярная ива, мельчайшие водоросли. Они стойкие и неприхотливые растения..

В Арктике можно увидеть следующих животных: белые медведи, песцы, тюлени, моржи, кайры, тупики, чайки, гагарки, поморники. Птиц от потери тепла предохраняют перья и пух. У белого медведя очень густая, длинная шерсть. У тюленей и моржей значительный жировой слой.

Постоянных поселений людей в Арктике нет. Для охраны редких животных на полуострове Таймыр и на острове Врангеля созданы заповедники.

-Очень хорошо справились с заданием.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

- Перед вами карточки с тремя уровнями заданий:

Дифференцированные задания.

№1 – для тех, кто хорошо усвоил новый материал;

№2 – для тех, у кого остались какие-то сомнения в этой теме;

№3 - для тех, кому изучение новой темы показалось сложным;

- Возьмите на выбор одну карточку. Приступаем к выполнению. Сдайте листы на проверку.

VII этап. Рефлексия деятельности (итог урока)

-С какой природной зоной познакомились на уроке?

-Посмотрев на нашу творческую таблицу можно ли сказать, что мы достигли цели нашего заседания?

-За что вы сегодня хотели бы себя похвалить?

-Что вам еще хотелось бы узнать нового по изученной теме?

- Перед вами наборы карточек разного цвета:

Красные – для тех, кто хорошо усвоил новый материал;

Зеленые – для тех, у кого остались какие-то сомнения в этой теме;

Синие - для тех, кому изучение новой темы показалось сложным;

-На этом наше заседание подошло к концу. Спасибо всем за работу.





















Приложение.

Задание :

1 группа( Географы). Природные условия Арктики.

Научные исследователи. Географическое положение природной зоны. Где расположена зона Арктики?





Задание:

1 группа( Географы). Природные условия Арктики.

Консультанты. Выявить причины таких суровых климатических условий. (Почему холодно?) Погодные условия летом и зимой.





Задание:

2 группа (Биологи). Растительный мир Арктики.

Научные исследователи. Какие растения встречаются в Арктике.





Задание:

2 группа (Биологи). Растительный мир Арктики.

Консультанты. Как растения приспособились к таким суровым условиям.





Задание:

3 группа. (Зоологи) Животный мир Арктики.

Научные исследователи. Какие животные обитают в Арктике?

Задание:

3 группа. (Зоологи) Животный мир Арктики.

Консультанты. Как животные приспособились к жизни в этих климатических условиях?















































Творческая карта.



Ледяная зона

Географическое положение


Растительный мир


Животный мир


Деятельность человека








































Из детской энциклопедии для географов.

Арктика – это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. На островах Арктики расположена зона арктических пустынь. Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь всегда холодно. Зимой в Арктике долгая полярная ночь. Темноту освещают луна и звёзды. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до минус шестидесяти градусов. Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет. Это зависит от географического положения арктической зоны. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.







Из детской энциклопедии для биологов.

К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие живые организмы. Растительный мир Арктики очень беден. На островах, прямо на голых камнях встречаются лишайники и мхи. Они очень малы. Также приспособились к жизни на камнях полярные маки и некоторые другие растения. В толще воды, не покрытой льдом, большое количество планктонных растений- водорослей. Существует такой вид моха, который приспособился к жизни на льду, в морях встречаются «зеленые льдины». Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями.







Из детской энциклопедии для зоологов.

Животных арктической зоны кормит море. Морскими водорослями питаются рачки, а ими - рыбы. Основная пища рыб и животных – это рыба. На скалистых берегах собираются чайки, кайры и гагарки, здесь они выводят потомство. Птиц с необычными клювами называют тупики. Все звери прекрасные пловцы. От холода их защищает слой жира. Это моржи и тюлени. На тюленей охотятся белые медведи. У них длинная густая шерсть белого цвета и широкие лапы, чтобы удобнее было передвигаться по снегу и льду. В водах северных морей, где проходят тёплые течения, обитает великолепное животное – гренландский кит.





Дифференцированные задания.





1 уровень

1. Из перечисленных растений вычеркните те, которые не встречаются в Арктике: мхи, лишайники, полярный мак, незабудка, карликовая берёза, сосна.

2. Из перечисленных животных вычеркни тех, которые не живут в Арктике: белый медведь, песец, морж, тюлень, кайры, тупики, чайки, гагары, гренландский кит, морской окунь.







2 уровень.

1. Почему именно эти растения могут расти в Арктике?___________________________

__________________________________________________________________________

2. Как животные Арктики приспособились к суровым условиям обитания?__________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________









3 уровень

Составь 3 цепи питания:

  1. рачки- ________________- _____________,

  2. рачки - _______________- ______________.

  3. ____________- _____________ - _________________







Сообщение «Человек и ледяная зона. Заповедники ледяной зоны»

Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Они ведут наблюдения за погодой. Геологи исследуют возможность добычи полезных ископаемых. Через Северно-ледовитый океан пролегает самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий. Поэтому по Северному морскому пути регулярно движутся караваны торговых судов, по которым сквозь льды прокладывают мощные ледоколы.

Люди занимаются рыболовством, охотой. Но не всегда это делают разумно. В настоящее время природе Арктики нанесен огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж. Они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

Для охраны редких животных на полуострове Таймыр и на острове Врангеля созданы заповедники. Заповедник на острове Врангеля называют «родильным домом» для белых медведей. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси

Спасибо за внимание!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Ледяная зона"

Автор: Храмова Алевтина Владимировна

Дата: 21.09.2020

Номер свидетельства: 557988

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны холодного пояса, 2 класс" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-prirodnyie-zony-kholodnogho-poiasa-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "165359"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422800616"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект урока по окружающему миру во 2классе по теме "Засушливые зоны умеренного пояса"  с применением ТРКМЧП "
    ["seo_title"] => string(127) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-vo-2klassie-po-tiemie-zasushlivyie-zony-umieriennogho-poiasa-s-primienieniiem-trkmchp"
    ["file_id"] => string(6) "154911"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421226577"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока: "Зона арктических пустынь" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-zona-arktichieskikh-pustyn"
    ["file_id"] => string(6) "127667"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415359378"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Путешествие по природным зонам России. Ледяная зона. "
    ["seo_title"] => string(57) "putieshiestviie-po-prirodnym-zonam-rossii-liedianaia-zona"
    ["file_id"] => string(6) "206401"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430159537"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Природная зона арктическая пустыня" "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-4-klass-prirodnaia-zona-arktichieskaia-pustynia"
    ["file_id"] => string(6) "158365"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421737724"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства