Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Ледяная зона"»
Тема урока: «Ледяная зона.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: сформировать представлениеу учащихся об особенностях природной зоны, расположенной на крайнем Севере
Задачи: 1. Формирование знаний о ледяной зоне
2.Развитие познавательной активности учащихся, умения анализировать с опорой на ранее изученный материал.
3. Воспитание бережного отношения к природе.
Методы и формы обучения: частично–поисковые, наглядные, практические, проблемный, фронтальная, индивидуальная, групповая.
Конспект урока
I . Организационный момент.
- Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
-Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно
Слушаем внимательно.
- На нашем уроке сегодня присутствуют гости, поздороваемся с ними. Улыбнитесь друг другу и присаживайтесь за свои рабочие места..
II. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
- Ребята, у нас сегодня очередное заседание клуба «Мы и окружающий мир», на котором нам с вами надо будет очень продуктивно поработать.
-Одинаково ли освещает и согревает нашу Землю Солнце? (Нет. Северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла и света, южные - больше.)
-Зависит ли от этого смена природных условий на земном шаре?(Зависит. В направлении с севера на юг сменяются несколько природных зон)
-На предыдущем уроке мы познакомились с понятием ПРИРОДНАЯ ЗОНА. Что же это такое?
(Участки суши со сходными (похожими) природными условиями, сменяющимися в определенном порядке от полюса к экватору).
- Почему с севера на юг сменяются несколько зон? (Северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла и света, южные – больше. Вот почему в направлении с севера на юг сменяются несколько природных зон).
-Перед вами кроссворд по изученным темам. Только разгадав его мы узнаем тему нашего заседания.
1.Солнце – это (звезда)
2. Ближайшая планета к Солнцу (Меркурий)
3.Какой район Земли получает больше всего тепла? (экватор)
4. Сколько природных зон в России?(шесть)
5.Самая большая планета Солнечной системы?(Юпитер)
6.Что имеет ось Земли, из-за чего двигаясь вокруг Солнца поворачивается к нему то одним полюсом, то другим? (наклон)
7. Что такое земля? (планета)
III . Открытие нового знания.
-Какое слово получилось по вертикали? (Арктика)
-Вот мы и определились с темой заседания. Арктику также называют ледяной зоной.
-Исходя от темы какую цель поставим на сегодняшнее заседание? (изучить природные условия ледяной зоны)
1. Показ на карте. Рассказ учителя.
- Самая северная зона России называется Арктикой или ледяной зоной.
«Арктос» в переводе с греческого — медведь. Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой Медведицы.
- Чтобы исследовать эту природную зону мы разделились на 3 группы: географы, биологи, зоологи. В группе для работы разделитесь на две микрогруппы: 1)исследователей и 2)научных консультантов. Каждая группа получает пакет документов, где есть, задание для вас, которое вам надо выполнить пользуясь учебником и материалом из детской энциклопедии. Так же вы найдете вспомогательный наглядный материал. Есть сигнальная карточка, которую можно поднять, если при работе возникнут вопросы и я к вам подойду.
С полученными результатами исследования от группы выступает один человек. Данные этого исследования мы занесем в творческую карту.
Время работы группы 9 минут
(Группы начинают выступать. Первыми выступают группа географов)
-Вы рассказали, что зимней полярной ночью можно понаблюдать за полярным сиянием. Я вам предлагаю сделать то же самое и полюбоваться этим прекрасным природным явлением.
Выступает группа биологов.
Выступает группа зоологов
- Итак, все научные группы хорошо поработали и я вам предлагаю немного передохнуть.
Физкультминутка
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть
-Можем ли мы назвать Арктическую зону пустынной?(В Арктике совсем не пусто. Там, не смотря на суровые условия, растут растения, живут животные и птицы и даже выращивают своих детёнышей)
- Про связь Арктики и человека сообщение приготовила Константинова Кира. Ставлю 5 за приготовленное сообщение.
IV. Первичное закрепление.
-Как вы думаете, есть ли связь между животными? (карточки на доске) Составьте цепи питания, которые сложились в Арктике.
Рачки, рыбы, птицы, тюлени, белые медведи
Рачки-рыбы-птицы;
Рачки – рыбы – тюлени;
Рыбы – тюлени – белые медведи.
Домашнее задание.
-Домашним заданием будет подготовить сообщение о любом животном из зоны Арктики.
V. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Наше исследование закончилось, пришло время обобщить полученные нами сведения. Перед вами текст с пропущенными словами. Наша задача – общими усилиями используя полученные знания восстановить текст.
Арктика занимает острова Северного Ледовитого океана и северную часть полуострова Таймыр.
Зимой в Арктике полярная ночь. Темноту освещают луна, звёзды. Температура опускается до – 60 градусов. Летом в Арктике светло. Температура редко бывает выше 3-4 градусов.
В зоне арктических пустынь встречаются такие растения как: лишайники, полярный мак, полярная ива, мельчайшие водоросли. Они стойкие и неприхотливые растения..
В Арктике можно увидеть следующих животных: белые медведи, песцы, тюлени, моржи, кайры, тупики, чайки, гагарки, поморники. Птиц от потери тепла предохраняют перья и пух. У белого медведя очень густая, длинная шерсть. У тюленей и моржей значительный жировой слой.
Постоянных поселений людей в Арктике нет. Для охраны редких животных на полуострове Таймыр и на острове Врангеля созданы заповедники.
-Очень хорошо справились с заданием.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
- Перед вами карточки с тремя уровнями заданий:
Дифференцированные задания.
№1 – для тех, кто хорошо усвоил новый материал;
№2 – для тех, у кого остались какие-то сомнения в этой теме;
№3 - для тех, кому изучение новой темы показалось сложным;
- Возьмите на выбор одну карточку. Приступаем к выполнению. Сдайте листы на проверку.
VII этап. Рефлексия деятельности (итог урока)
-С какой природной зоной познакомились на уроке?
-Посмотрев на нашу творческую таблицу можно ли сказать, что мы достигли цели нашего заседания?
-За что вы сегодня хотели бы себя похвалить?
-Что вам еще хотелось бы узнать нового по изученной теме?
- Перед вами наборы карточек разного цвета:
Красные – для тех, кто хорошо усвоил новый материал;
Зеленые – для тех, у кого остались какие-то сомнения в этой теме;
Синие - для тех, кому изучение новой темы показалось сложным;
-На этом наше заседание подошло к концу. Спасибо всем за работу.
Приложение.
Задание :
1 группа( Географы). Природные условия Арктики.
Научные исследователи. Географическое положение природной зоны. Где расположена зона Арктики?
Задание:
1 группа( Географы). Природные условия Арктики.
Консультанты. Выявить причины таких суровых климатических условий. (Почему холодно?) Погодные условия летом и зимой.
Задание:
2 группа (Биологи). Растительный мир Арктики.
Научные исследователи. Какие растения встречаются в Арктике.
Задание:
2 группа (Биологи). Растительный мир Арктики.
Консультанты. Как растения приспособились к таким суровым условиям.
Задание:
3 группа. (Зоологи) Животный мир Арктики.
Научные исследователи. Какие животные обитают в Арктике?
Задание:
3 группа. (Зоологи) Животный мир Арктики.
Консультанты. Как животные приспособились к жизни в этих климатических условиях?
Творческая карта.
Ледяная зона
Географическое положение
Растительный мир
Животный мир
Деятельность человека
Из детской энциклопедии для географов.
Арктика – это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. На островах Арктики расположена зона арктических пустынь. Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь всегда холодно. Зимой в Арктике долгая полярная ночь. Темноту освещают луна и звёзды. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до минус шестидесяти градусов. Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет. Это зависит от географического положения арктической зоны. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.
Из детской энциклопедии для биологов.
К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие живые организмы. Растительный мир Арктики очень беден. На островах, прямо на голых камнях встречаются лишайники и мхи. Они очень малы. Также приспособились к жизни на камнях полярные маки и некоторые другие растения. В толще воды, не покрытой льдом, большое количество планктонных растений- водорослей. Существует такой вид моха, который приспособился к жизни на льду, в морях встречаются «зеленые льдины». Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями.
Из детской энциклопедии для зоологов.
Животных арктической зоны кормит море. Морскими водорослями питаются рачки, а ими - рыбы. Основная пища рыб и животных – это рыба. На скалистых берегах собираются чайки, кайры и гагарки, здесь они выводят потомство. Птиц с необычными клювами называют тупики. Все звери прекрасные пловцы. От холода их защищает слой жира. Это моржи и тюлени. На тюленей охотятся белые медведи. У них длинная густая шерсть белого цвета и широкие лапы, чтобы удобнее было передвигаться по снегу и льду. В водах северных морей, где проходят тёплые течения, обитает великолепное животное – гренландский кит.
Дифференцированные задания.
1 уровень
1. Из перечисленных растений вычеркните те, которые не встречаются в Арктике: мхи, лишайники, полярный мак, незабудка, карликовая берёза, сосна.
2. Из перечисленных животных вычеркни тех, которые не живут в Арктике: белый медведь, песец, морж, тюлень, кайры, тупики, чайки, гагары, гренландский кит, морской окунь.
2 уровень.
1. Почему именно эти растения могут расти в Арктике?___________________________
Сообщение «Человек и ледяная зона. Заповедники ледяной зоны»
Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Они ведут наблюдения за погодой. Геологи исследуют возможность добычи полезных ископаемых. Через Северно-ледовитый океан пролегает самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий. Поэтому по Северному морскому пути регулярно движутся караваны торговых судов, по которым сквозь льды прокладывают мощные ледоколы.
Люди занимаются рыболовством, охотой. Но не всегда это делают разумно. В настоящее время природе Арктики нанесен огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж. Они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.
Для охраны редких животных на полуострове Таймыр и на острове Врангеля созданы заповедники. Заповедник на острове Врангеля называют «родильным домом» для белых медведей. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси