Просмотр содержимого документа
«"Когда изобрели велосипед?"»
Ф.И.О. учителя Метелева Татьяна Викторовна
Класс: 1
Дата: 16. 02. 2017
Предмет: окружающий мир
Тема урока: Когда изобрели велосипед?
Место и роль урока в изучаемой теме: девятый урок в разделе «Где и когда» из 11.
Цель урока: познакомить с историей развития велосипеда и его устройством; обговорить правила безопасной езды на велосипеде.
Планируемые результаты
Личностный результат - осознавать роль велосипеда в нашей жизни и необходимость соблюдения правил безопасной езды на велосипеде.
Метапредметный результат – уметь извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку; сравнивать старинные и современные велосипеды.
Предметный результат – знать устройство велосипеда, знать историю появления и усовершенствования велосипеда; уметь называть и показывать части велосипеда, объяснять причины, по которым необходимо соблюдать правила безопасной езды на велосипеде.
-Что мы изучали на наших уроках окружающего мира? А для чего нам это нужно? А сейчас проверим вашу готовность к уроку.
- Рассмотрите картинки, что на них изображено?(пиджак, пальто, платье, туфли и т.д.)
- Назовите эти предметы одним словом (одежда)
- Может ли одежда быть всегда одинаковой? Почему. Какая одежда бывает?
2. Ориентировочный этап.
-Посмотрите на картинку сегодня я надел спортивный костюм, футболку, кроссовки. Куда в таком виде я могу отправиться? (На тренировку)
А на чем можно отправиться на тренировку? (велосипеде, машине, лыжах…)
-А вот на чем поеду я, отгадайте загадку
У него - два колеса и седло на раме.
Две педали есть внизу, крутят их ногами ( велосипед). Картинка.
Значит на уроке мы будем узнавать сегодня… (Все о велосипеде.)
Да, сегодня на уроке мы узнаем много нового о велосипеде.
А, у кого есть велосипед?
(слайд со словом велосипед. Значение слова из толкового словаря.)
Давайте прочитаем это слово. Запомните, как слово правильно пишется.
Прием «Верные и неверные утверждения»
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы?» На каждой парте лежит карточка, на обратной стороне в табличке записаны номера с 1 по 8. Я буду читать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Вы думаете и ставите знак «+», если вы верите, или «-», если не верите.
1
2
3
4
5
6
7
8
Вопросы:
1…первый велосипед изобрели более двухсот лет назад.
2…он был деревянный.
3…у велосипеда не было педалей.
4…самокат, паук, костотряс, драндулет - это всё название одного транспорта.
5…есть велосипед с одним колесом.
6….есть двухместный велосипед
7…есть специальные дорожные знаки и правила для велосипедистов
8….на велосипеде по улицам можно ездить только с 14 лет.
-Скажите пожалуйста, есть ли минусы в вашей таблице.
Наверно, у вас уже возникли в голове какие-то вопросы о велосипеде. Что бы вы хотел узнать об этом виде транспорта?
Формулировка целей урока (детьми).
-Как раньше назывался велосипед?
-Как он выглядел?
-Какие бывают велосипеды?
С какого возраста можно ездить на велосипеде по улицам? …
Вот это нам и предстоит узнать на уроке.
А где можно добыть нужную нам информацию? (в книгах, энциклопедиях, в интернете, из кинофильмов)
-Отложите ваши листочки. Мы вернемся к ним после изучения нового материала и проверим, правильно ли вы думали.
3. Новая тема
«Не нужно изобретать велосипед!» - возможно, вы слышали эту фразу. Когда так говорят, обычно имеют в виду, что не нужно заново выдумывать то, что уже существует. Но, как ни странно, об изобретении велосипеда многие знают очень мало. Кто же, где, когда и как создал это транспортное средство?
Существует версия, что первый велосипед был изобретен Леонардо да Винчи. Однако она является спорной. Также не нашла стопроцентного подтверждения версия о том, что это транспортное средство было изобретено крестьянином Артамоновым.
Информация, которую теперь можно называть легендой: некий крепостной Артамонов из Нижнего Тагила в 1801 году придумал двухколесный деревянный самокат с рулем и испытал его, проехал на нем много тысяч километров и через несколько месяцев доехал до Москвы, показал свое изобретение русскому царю. Царю подарок понравился. Крепостной получил в награду свободу и немного денег, а этот забавный случай через некоторое время забыли.
В 1817 году 200 лет назад в Германии появился двухколёсный велосипед. Это была тяжёлая жёсткая конструкция с равновеликими деревянными колёсами, усиленными железными обручами. Движение осуществлялось отталкиванием ногами от земли. Видимо, поэтому и назвали новую машину велосипедом – ведь в переводе «велосипед» означает «быстрая нога». Передвигаться на нём было неудобно, седока трясло. Прозвали эту машину тогда «костотряс». Желающих прокатиться верхом на двух колесах, толкая себя ногами, было хоть отбавляй.
На смену ему пришел «паук». Это был велосипед, в котором вместо деревянных колес появились металлические обручи с большим количеством спиц. Металлические обручи покрывали резиновыми шинами.
Диаметр колес увеличили, чтобы увеличилась скорость передвижения.
«Пауки» уже имели рычаги управления и педали, прикрепленные к переднему колесу. Переднее колесо увеличили в размере, и человек сидел над ним. Такое положение было опасным.
Через 20 лет на смену «пауку» пришла машина, похожая на современный велосипед.
И теперь уже неважно, кто изобрел велосипед. Несмотря на простоту конструкции, он дал импульс развитию средствам передвижения (мотоциклам, машинам). Велосипед уже много лет изменяется и совершенствуется.
4. Практический этап
Работа в парах
Давайте вспомним, как нужно работать в парах? (не ругаться, не спорить, выслушивать мнение другого, делать вместе).
Соберите мозаику
Физкультминутка
Посмотрите на первые велосипеды и на современный велосипед. Есть у них сходство?
Из каких частей состоит велосипед? Рассмотрим картинку в учебнике.
(Обучающиеся называют, а учитель показывает эти части).
Индивидуальная работа.
На листочках соединить название частями велосипеда.
Сравните ваш рисунок с рисунком в учебнике.
А кто, ребята, умеет кататься на велосипеде? Где вы катаетесь? (…)
Безопасная езда.
Для велосипедистов, так же, как и для водителей машин, есть правила безопасной езды.
- Кто знает, с какого возраста разрешается кататься на велосипеде по улицам и дорогам? (с 14 лет)
- А где можно кататься? (Во дворе, парке, стадионе)
Даже существуют дорожные знаки для велосипедистов.
- А вы знаете эти знаки? (“Велосипедная дорожка” (синий цвет), “Движение на велосипеде запрещено” (красный цвет)).
Работа в тетради Задание 3.
Виды велосипедов.
– Молодцы! Ребята, давайте посмотрим друг на друга, мы все разные. Маленькие и большие, сильные и слабые, дети и взрослые. И каждый человек при желании должен подобрать велосипед для себя. Какие велосипеды знаете вы? Все велосипеды делятся на дорожные, спортивные, подростковые, детские и специальные. Мне хочется показать вам разные велосипеды.
Дорожный – это велосипед для езды по городу и небольших прогулок по ровной местности.
Спортивный – позволяет совершать длительные прогулки, для занятий спортом.
Подростковый – для ребят подросткового возраста.
Детский – для детей. Чаще всего это первый велосипед у ребёнка.
Велоколяска – это велосипед и коляска.
Тандем – 2 местный велосипед, оба седока вращают педали, а контроль над управлением осуществляет едущий впереди.
Грузовой – для перевозки небольших грузов.
Цирковой – колёсное транспортное средство для выполнения цирковых трюков
Чем полезен велосипед? Ответы детей.
- Велосипед помогает сохранить и укрепить здоровье человеку
- Велосипед помогает развивать выносливость
- При езде на велосипеде сохраняется чистота окружающей среды потому, что он самый экологически чистый вид транспорта.
- При езде на велосипеде, на дорогах сохраняется дорожное покрытие.
5. Контроль знаний
ТЕМА: «КОГДА ИЗОБРЕЛИ ВЕЛОСИПЕД?
1. Обведи кружком все буквы правильных ответов.
Части велосипеда:
а) рама;
б) якорь;
в) колёса;
г) спица;
д) педали;
е) руль.
2. Какой предмет необходим каждому велосипедисту? Обведи нужную букву.
а) фары;
б) аптечка;
в) насос.
3. Какие колёса были у первых велосипедистов? Обведи нужную букву.
а) деревянные;
б) пластмассовые;
в) резиновые.
4. Где можно кататься на велосипеде? Вычеркни лишнее.
В парке,
во дворе,
на дороге,
на стадионе.
5. Что обозначает этот знак? Обведи нужную букву.
а) велосипедная дорожка;
б) место остановки;
в) движение на велосипеде запрещено.
6. Рефлексивно-оценочный этап
- А теперь давайте вернемся к нашей игре в начале урока (Игра «Верите ли вы, что…»)
Что нового вы узнали на уроке?
Какое задание вам больше понравилось?
На каком этапе вам прошлось особенно трудно?
- Оцени свою работу (прикрепляют к доске зеленые, желтые и красные стикеры).
Домашнее задание:
Рассказать своим близким обо всём, что узнали. Посмотреть информацию в энциклопедиях, Интернете.
Если бы вы были изобретателями, каким бы был ваш велосипед? А может быть вы нарисуете велосипед будущего… Нарисуйте свой велосипед. На следующем уроке презентация велосипедов.