обобщать); формирование умения выстраивать речевые высказывания.
карточки для работы в группах, светофоры для самооценки.
Этап урока. Цель урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности. | Здравствуйте! -Я сегодня шёл на урок и у меня было очень хорошее настроение, несмотря на то, что на улице осень, природа готовится к зиме. А как вы думаете, почему у меня было хорошее настроение? -А что пригодится для успешной работы на уроке? | Приветствуют учителя и друг друга. Ответы детей. Ответы детей. | Личностные: формирование положительной мотивацию к обучению. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Цель: подготовка мышления учащегося и организация осознания им внутренней потребности к построению учебных действий. | 1. У маленькой животинки сто серебристых монеток на спинке. 2. Лежит верёвка, шипит, плутовка, Брать её опасно-укусит. 3. Деловитая хозяйка Пролетает над лужайкой. Похлопочет над цветком Он поделится медком. 4. У меня ходули- Не страшит болото. Лягушат найду ли Вот моя забота. | Рыба (класс – рыбы) Змея (класс – пресмыкающиеся) Пчела (класс - насекомые) Цапля (класс – птицы) | Познавательные: обобщение знаний, ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
3.Целеполагание. Цель: постановка темы и цели урока. | -На какие темы мы говорили на предыдущих уроках? - Учитель задаёт вопросы и учеников возникает Проблемная ситуация. 1. Подумайте, как связаны между собой осина, заяц и лиса? 2. Как связаны дуб, кабан, волк? 3. Что произошло с лесом, если бы исчезли осины, волки? - Почему возникли затруднения? Предлагает предположить, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. Предлагает сверить свои предположения с учебником ( стр. 64) Предположите, какие учебные задачи мы поставим перед собой. А какие задачи ставит Муравьишка – Вопросик? | Ответы детей (Разнообразие растений и животных) Ответы детей ( не все могут ответить на поставленные вопросы). Мы ещё многого не знаем. Тема: Как связаны растения и животные. Читают тему урока в учебнике и сверяют со своим предположением. Ставят учебные задачи ( выяснить, что называют невидимыми нитями.) Читают в учебнике и сверяют задачи со своимипредположениями. | Личностные: формирование активной позиции в учебной деятельности. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные: делать выводы на основе обобщения знаний. |
4.Работа по теме урока Цель: развитие умения извлекать информацию из дополнительных источников. | Предлагает прочитать текст стр. 64 хорошо читающими детьми. Предлагает подумать над вопросами: 1 группа: - О каких невидимых нитях говорится в рассказе? 2 группа: Составьте цепочку: что с чем связано в данном тексте? 3 группа: Как вы думаете, чем это всё закончилось 4 группа: Обсудите, что такое невидимые нити? Прочитайте вывод в учебнике. | Чтение текста. Работа в группах. Ответ группы. Ответ группы. Ответ группы. Ответ группы.(Это связи в окружающем мире) Читают вывод и сравнивают его со своим утверждением. | Личностные: формировать интерес к познанию окружающего мира; представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью высказывать свое мнение. |
5.Физкультминутка. Цель: снять утомление детей. | Весело в лесу Зайцы утром рано встали, Весело в лесу играли. По дорожкам прыг-прыг-прыг! Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.) Вот лиса идёт по лесу. Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте.) Чтоб ответить на вопрос, Тянет лисонька свой нос. (Потягивания — руки вперёд.) Но зайчата быстро скачут. Как же может быть иначе? (Прыжки на месте.) Тренировки помогают! И зайчата убегают. (Бег на месте.) Вот голодная лиса (Ходьба на месте.) Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх.) Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.) Садится, отдыхает. (Дети садятся за парты.) | Повторяют за учителем. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выполнять действия. Личностные: Осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя. |
6. Продолжение по теме урока. Цель: побуждение к самостоятельной исследовательской деятельности, систематизация полученной информации. | Предлагает, используя вывод учебника, выполнить задание №1 стр. 45 в тетради. У кого были трудности при выполнении задания? Что не хватило для правильного выполнения этого задания? Предлагаю поработать в группах. - У вас на столе лежат карточки с заданиями. Смоделируйте при помощи схемы связь в природе. Приклейте нужные рисунки и начертите между ними стрелку. Картинки на доске - Какие связи вы увидели 1 группа сказала, что систему знаний и божья коровка поедает тлю. А, кто знает, сколько вредителей за свою жизнь может съесть божья коровка? -Более 6000 тлей. Какой вывод про божьих коровок можем сделать? | Индивидуальное выполнение задания. Дети сигнализируют карточкой светофор (красный цвет). Ответы Моделируют схемы, выбирая нужные карточки и оставляя в стороне карточки с неживой природой. Вывешивают полученныемодели на доску и доказывают, почему именно так. Оценивают ответ каждой группы светофором (зелёный, красный) 1 группа: Божья коровка питается тлёй, если не будет божьих коровок, то станет много тлей, которые погубят растения. 2 группа: Пчела собирает нектар с цветов, если не будет цветов, то пчёлы тоже улетят, тогда у человека не будет мёда. 3 группа: Синица поедает гусениц, если не будет синиц, гусеницы размножатся и погубят много деревьев. 4 группа: Если человек начнёт Отлавливать божьих коровок за их красоту, будет распространяться тля, уменьшатся урожаи, в садах, парках начнут гибнуть растения. Оценивают работу групп светофором. Ответы. Вывод: Их нельзя уничтожать. | Личностные: формировать интерес к познанию окружающего мира; представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выполнять действия. |
7.Итог урока. Цель: подвести итоги урока. | -Назовите тему урока. -Вспомните задачи урока -Что же такое невидимые нити? -Как нужно относиться к природе? -Кому было интересно на уроке? | Ответы детей. | Познавательные: делать выводы на основе обобщения знаний |
8.Рефлексия. Цель: оценивать результат своей деятельности. | -Оцените свою работу светофором (красный, жёлтый, зелёный) -Молодцы! Сегодня вы очень хорошо поработали. | Оценка. | Регулятивные: адекватно оценивать результат своей деятельности. |