I.Организационный момент | 1 мин. | - Здравствуйте, сегодня урок окружающего мира проведу я. Меня зовут Карина Ренатовна, садитесь. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Проверяю готовность обучающихся к уроку. - Школьный прозвенел звонок – Нам, дружок, пора учиться. Окружающий нас мир Интересно познавать? Его тайны и загадки Мы готовы разгадать? Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать, Только лишь оценку «пять»! | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку Организовывают свою деятельность. | Личностные: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. |
II. Актуализация знаний и мотивация | 3 мин | - Прежде чем начать новую тему, проведем проверку домашнего задания по теме «Золотой век русской культуры (XIX век) в виде викторины. Викторина. (Слайды 1-2) Проверка на слайде. (Слайд 3) - Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки. - Хорошо, тогда я приглашаю вас отправиться за новыми знаниями. Перед тем как путешественники отправляются куда-либо, близкие дают им напутствие (Слайд 4). - Вот напутствие для нас: это слова древнего философа Конфуция: "Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта это путь самый горький» - Мы вместе пройдем сегодня этими нелегкими путями. А тему урока поможет вам сформулировать работа в группах. | Решают викторину | Познавательные: логические: обобщение Коммуникативные: монологические высказывания, взаимодействие Регулятивные: оценка и взаимооценка |
III. Постановка учебной задачи Цель: умение отвечать на поставленные вопросы; умение работать с книгой. | 15 мин | Групповая работа. - Каждой группе предлагается задание: сложить из частей картинки (изображения Останкинской телебашни, картины Пластова «Летом», Третьяковской галереи). - А кто знает, что изображено на этих картинках? (Слайд 5-7) - Можно ли Останкинскую телебашню, картину русского художника Аркадия Александровича Пластова «Летом» и фасад Государственной Третьяковской галереи назвать произведениями искусства? Почему? - Как вы думаете, в каком веке были созданы эти произведения искусства? - Мы уже сказали, что все это - произведения искусства, узнали, когда они созданы. Теперь давайте свяжем эти произведения искусства со временем и сформулируем тему нашего урока. - Правильно, тема нашего урока (Слайд 8) Искусство России XX века. - Кто может сформулировать цели урока? (Слайд 9) (Слайд 10) - Искусство можно разделить на несколько видов - это архитектура, живопись, литература, музыка. Сегодня в рамках нашего урока мы познакомимся с двумя видами искусства России 20 века: с архитектурой и живописью. Русская архитектура 20 века: - Слово «архитектура» пришло в русский язык из греческого языка. Если мы обратимся к словарю, то узнаем, что архитектура - это искусство располагать, строить и украшать здания; строительное искусство. В 20 веке русская архитектура развивалась в разных направлениях и стилях. Появлялись самые разнообразные здания и сооружения. (слайд 11) Перед вами здание женской гимназии в г. Богородске Нижегородской области. Оно было построено в 1908 году по проекту архитектора Александра Кузнецова (слайд 12) Сейчас в этом здании располагается школа. (Слайд 13) Это дом на Моховой улице, здание, построенное в 1934 году по проекту архитектора Ивана Жолтовского (Слайд 14) Строительство этого здания сопровождалось критикой со стороны разных русских архитекторов того времени. Не принято было в то время строить дома в таком стиле. Но дом был построен, стоит до сих пор, Сейчас там располагается офис одной из крупных российских компаний. Архитектура - это искусство строительства не только зданий, но и, например, мостов. Это тоже искусство. Ведь мост должен быть не только крепким, долговечным, но и красивым. (Слайд 15) Перед вами Крымский мост в Москве. Мост через Москву - реку был построен в 1938 году по проекту архитектора Александра Власова. (Слайд 16) Его длина составляет 168 м. (Слайд 17) С приходом в нашу жизнь радио, а затем и телевидения, нужно было сооружение, которое передавало бы теле- и радиосигнал. Таким сооружением стала Шуховская телерадиобашня высотой 160 м., построенная в 1920 году по проекту Владимира Григорьевича Шухова (Слайд 18) Позже, в 1967 году выстроили Останкинскую телебашню. Её высота составляет 540 м. | Работают в группах Ответы детей - В XX веке. - Искусство России 20 века. Архитектура. - Познакомиться с видами искусства, с картинами русских художников ХХ века, с русской архитектурой ХХ века. Слушают | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме Личностные: мотивация к новому учебному материалу |
Физкультминутка | 2 мин | - Но создание таких прекрасных зданий заслуга не только архитекторов, но и строителей. Сейчас мы немного отдохнем и проведем игру, которая называется «Строители». Встали все. - На стройке жаркая пора, Сигнал уже пробил. Сегодня каменщик с утра К работе приступил. Кладёт кирпич за кирпичом - Растёт этаж за этажом. И с каждым часом, С каждым днём Всё выше, выше новый дом! - Садитесь. | Поднимают руки в стороны – вверх. Три раза хлопают в ладоши. Приседают на корточки. Медленно поднимаются, прикладывая поочередно ладонь на ладонь. Становятся на носочки, поднимают руки вверх. | Регулятивные: Организовать свою физическую деятельность |
IV. Этап обобщения затруднений во внешней речи | 8 мин | (Слайд 19) Перед вами Дом Правительства Российской Федерации, построенный в 1979 году архитектором Дмитрием Николаевичем Чечулиным (Слайд 20) Именно здесь, в Белом доме, как его еще называют, работает правительство РФ Работа с учебником. - А сейчас узнаем, что предлагает нам учебник. Открываем учебники на стр. 117. - Здесь вы видите фотографию Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Это величественное здание с колоннами. На стр.116. прочтем об этом музее. - Найдите в тексте ключевые слова: дату постройки и имя архитектора. - Когда было завершено строительство фасада Третьяковской галереи и кто был автором проекта? - Кем и когда был построен особняк Рябушинского? Изобразительное искусство 20 века - А сейчас представьте, что мы зашли в Третьяковскую галерею, купили билет, взяли план галереи, заходим в первый зал. А как он называется, узнаете, если отгадаете загадку: натюрморт, портрет, пейзаж - как назвать всё это одним словом? - Молодцы! | Слушают Ищут информацию в учебнике - Живопись | Регулятивные: умения участвовать в диалоге. Коммуникативные: формулировать собственную позицию и мнение Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме |
V.Закрепление изученного | 8 мин | - Сейчас поработаем в парах. Перед вами розовый конверт с репродукциями картин русских художников 20 века. Распределите их по жанрам: портрет, натюрморт, пейзаж. - Кто изображен на портрете? - На картинах Пластова, Тихомирова, Машкова изображены реальные люди, события и природа. В искусстве это направление живописи называется реализм. Обратимся к словарю. Реализм - направление в искусстве, где изображение максимально соответствует действительности. - Теперь посмотрите на картину художника Малевича. Чем она отличается от других? Так по-особому, по-своему видят мир художники-абстракционисты. Абстракционизм - направление искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи. Абстракционизм - направление живописи, которое получило развитие в ХХ веке. Основоположником течения является Казимир Малевич. Переходим в следующий зал. Знакомство с картиной Пластова «Летом». - Перед вами картина Пластова «Летом» (Слайд 6) - Что изображено на этой картине? О чем хотел рассказать нам художник? - Обратите внимание на картины К. С. Малевича. Давайте рассмотрим картину «Косарь» (Слайд 21) - Кто здесь изображен? Отличается ли эта картина от увиденных нами ранее? Чем? (Слайд 22) - Картина «Черный квадрат» (1913 г.) сделала Малевича всемирно известным. Давайте подумаем вместе: что хотел сказать автор этой картиной? - Что вас в ней удивило? | Работа в парах Распределяют картины по жанрам Ответы детей Ответы детей | Коммуникативные: контролировать действия партнера; Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
Итог урока | 2 мин | Наше сегодняшнее путешествие заканчивается. - О каких произведениях искусства мы говорили на уроке? - В каком веке были построены сооружения (произведения искусства)? - С какими художниками познакомились? - Какая из картин понравилась больше? | - О зданиях, о картинах - В XX веке. - Пластов, Малевич, Малявин | Регулятивные: осуществлять итоговый контроль. |
Рефлексия | 1 мин | - Если Вам понравился урок и вы все поняли, то поднимите зеленый карандаш, если были затруднения, то желтый, если ничего не поняли и вам не понравился урок, то поднимите красный карандаш. Домашнее задание Стр. 119. Ответить на вопросы | Рефлексия Записывают домашнее задание | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |