Просмотр содержимого документа
«Внеурочная методическая разработка»
ГАПОУ АО "Астраханский социально-педагогический колледж"
Внеурочное занятие по окружающему миру в 4 классе на тему "Во времена Древней Руси"
Выполнил: студент группы 3 "АС"
Жученя С.С. _________
Методист: Осипова Л.В. __________
Астрахань, 2024г.
Тема: «Во времена Древней Руси».
Цель: познакомить с первыми русскими князьями, образованием государства Древняя Русь и ролью принятия христианства для Древней Руси.
Задачи: 1) дать понятие о возникновении древнерусского государства, познакомить с историческими личностями – русскими князьями: Рюрик, Олег, Владимир, историческими датами: 882 г. (образование государства) и 988 г. (крещение Руси), учить работать с картой; обучать работе с текстом, учить организовывать совместную учебную деятельность;
2) развивать речь учащихся и кругозор, внимание, умение анализировать и делать выводы;
3) воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей страны, прививать любовь к Родине.
Формируемые УУД:познавательные — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные- формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностныепроявлять внимание, желание больше узнать.
I. Организационный момент.
II.Самоопределение к деятельности.
Чтение стихотворения И. Никитина «Русь» под «Музыку природы» или
(Стихотворение С.Есенина «Гой ты Русь, моя родная» читает С. Безруков).
Под большим шатром голубых небес –
Вижу – даль степей зеленеется.
И на гранях их, выше темных туч,
Цепи гор стоят великанами.
По степям, в моря реки катятся,
И лежат пути во все стороны.
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася.
У тебя ли нет поля чистого,
Где б разгул нашла воля смелая?
У тебя ли нет про запас казны,
Для друзей стола, меча недругу?
И во всех концах света белого
Про тебя идет слава громкая.
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью.
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову.
-Как вы думаете, почему сегодняшний урок я начала с этого стихотворения?
-Пользуясь опорными словами, попробуем предугадать содержание урока:
славяне, князь, Владимир, дружина, крещение, картина «Три богатыря»
– Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по далёкому прошлому нашей страны. Тема урока «Во времена Древней Руси».
III.Актуализация опорных знаний
-Вспомним, что мы знаем о жизни древних славян.
– Проверим наши знания по плану, которому составили на прошлом уроке:
1. Расселение древних славян. (Работа с картой.)
2. Занятия мужчин и женщин. (Рисунки, пересказ.)
3. Сплочённость племени. (Пересказ.)
4. Дома древних славян. (Пересказ, творческая работа)
6.Славянские праздники (Доп. литература, игровой момент)
Подведём итог сказанному. Каким образом же жили древние славяне? (Племенами.)
– Вспомните, когда у людей много богов, как называется многобожие по-другому? (Язычество)
– Назовите основные занятия древних славян. (Охота, рыболовство, бортничество, земледелие.)
• Вывешиваются карточки со словами на доску: 1 - племена; 2 - охота, рыболовство, бортничество, земледелие; 3 - язычество.
IV. Открытие нового знания
1.Работа по теме.
– Мы уже знаем, как жили наши древние предки, древние славяне.
Слайд 1. («Во времена Древней Руси»)
– Нам предстоит сегодня узнать о возникновении древнерусского государства под названием Русь.
- У древних славян правления не было такого, как теперь у нас. Для важных дел старейшины сходились на вече (собрание, мирские сходки) и решали дела сообща. Только впоследствии стали управлять князья. В летописи об этом рассказывается следующее…
– Прослушайте и обратите внимание на то, какие произошли изменения в жизни славян.
Слайд 2. (Рюрик)
• Читает ученик (карточка на каждом столе):
- Между славянскими племенами не было согласия, а были ссоры да драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече себе князя выбрать не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени послы, и велено держать им такую речь: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами». Три варяго-русских князя Рюрик и два его брата пришли к нам начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, братьев послал в другие города. Так началось в 862 году по рождестве христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.
– Почему славяне отправили послов к варягам? (Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да драки.)
– Кто пришёл княжить? (Рюрик и два брата его.)
Физминутка для глаз.«Письмо носом».
Представьте, что кончик носа — это ручка, которой можно писать (или вообразите, что линию носа продолжает длинная указка-ручка, — все зависит от того, как вам удобнее, главное, чтобы вы и ваши глаза не напрягались). Теперь пишите (или рисуйте) в воздухе своей ручкой. Что именно, не важно. Напишите разные буквы, названия городов и стран, небольшое письмо любимому человеку. Нарисуйте домик с дымом из трубы (такой, как рисовали в детстве), просто кружочек или квадратик.
2. Работа с текстом с картой (с.40-41)Слайд 3. (Карта Древней Руси)
- Время шло. Славянские племена стали объединяться. На Руси появляются города: Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Ростов, и концу 9 в. на карте восточной Европы появилось государство - Киевская Русь, к середине 11 в. Русь занимала пространство от Балтийского моря до Черного
- Рассмотрите карту на стр.41 учебника. Каким цветом выделена территория древней Руси в конце 9 века? (светло-зеленым) – показать на большой карте. - А в середине 11 века? (светло-зеленый + темно-зеленый) – показать на большой карте.
- Сравните эти территории по размеру (стала больше, увеличилась).
- Как вы думаете, почему территория увеличилась? (Славянские племена объединялись, князья завоевывали земли).
– Что способствовало объединению славянских племён в единое государство? (Объединились, чтобы легче было противостоять нападению кочевников.)
- Покажите реку Днепр, город Киев – столицу Древней Руси. В какие города можно было попасть путешествуя по реке Днепр?
- Назовите главные дороги, которые связывали между собой жителей этих мест? (Реки и моря. По ним плыли купеческие караваны, ладьи и плоты переселенцев на новые земли)
– Что на карте выделено красной жирной сплошной линией? Как называется эта линия? (Это важнейший торговый путь «из варяг в греки».)
– Почему этот путь назвали именно так, посмотрите внимательно на карту и догадайтесь. (Путь соединяет варяг, которые живут у берегов Балтийского моря и простирается через всю Русь, идёт через Чёрное море… в Византийскую империю в город Константинополь (Царьград), к грекам.)
– Этот путь водный или сухопутный? (Водный – морской и речной.)
– Это торговый путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию. Так назвал этот путь летописец Сильвестр: «Из варяг в греки».
Слайд 4.(Торговый путь из варяг в греки)
• Вывешивается напротив карточки «охота, …» карточка «торговля».
– Обратите внимание на расположение городов. Что заметили? (По этому торговому пути образовались крупные города Новгород, Смоленск, Чернигов, Киев, Переяславль.)
– Чем же торговать могли славяне? (Меха, шкуры, мёд, воск, говяжий жир, хмель, сало, клыки моржей, льняное полотно.)
– А что же покупали? (Вина, шелка, ювелирные украшения, изделия из стекла, специи, драгоценные камни, ковры, оружие дамасской стали, железо, соль.)
– Ещё раз повнимательнее проследите весь торговый путь, как вы сказали, водный путь. Может что-то заметите… (Водный путь прерывается близ г. Смоленска.)
– Как же поступали торговцы? Путь не прерывается, а проходит уже не по реке, потом опять по реке? (Тянули по суше корабли «волоком».)
– Теперь давайте сделаем вывод, какие же 2 основные причины образования государства мы назвали? (Защита от кочевников и торговля.)
– Как же назвали новое государство? (Русь.)
• Вывешивается напротив карточки «племена» - « государство Русь».
– Государство под названием Русь образовано в 862 году – (карточка).
V. Применение новых знаний
Физминутка «Лови ошибку» (если предложение учителя верное - хлопаем в ладоши, неверное - приседаем):
1.Главой Руси был король.
2.Древние славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают различные боги.
3.Древние славяне носили одежду изо льна и шерсти.
4.Древние славяне жили племенами.
5. Праздник Ивана Купалы в честь Земли.
6. Русские, украинцы, белорусы произошли от западных славян.
VI. Работа по теме.
Работа по учебнику.
- Как назывался правитель в Древней Руси и кто были его помощники?
Найдите на с. 42 ответ на вопрос. (чтение про себя)
- Главой Руси был ……(великий князь)
- Какие ассоциации возникают у вас при слове князь?
– Слово «князь» происходит от славянского «конязь» - конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками.
- Его советники………(бояре – крупные землевладельцы, принадлежащий к высшему слою господствующего класса)
- Его опора и поддержка…..(дружина)
- Каким другим словом вы бы могли заменить слово «дружина»? (войско, армия)
Слайд 5. (князь Олег)
– Летописи говорят, что в 879 году после смерти Рюрика княжение перешло к его родственнику Олегу. Этот князь прославил своё имя в веках. Именно он сделал Киев – столицей Руси, потому что ему понравился этот город, его расположение.
- А чем ещё прославился князь Олег прочитаем на с. 42. (вслух)
(Князь Олег особенно прославился своими военными подвигами)
- Славянский народ любил давать прозвища. Кто слышал как назвали князя Олега? (Вещий Олег.) А почему так? (За его хитрость и мудрость, «вещий» то есть «знающий».)
Слайд 6. (князь Владимир)
- Летописи рассказали и о другом славном русском князе – Владимире. Давно он княжил на Руси – тысяча лет прошла с тех пор, а люди до сих пор помнят его. Владимира в народе прозвали Красным Солнышком. Был Владимир Красное Солнышко умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу. Большим государством трудно управлять, но еще труднее его защищать. По приказу князя Владимира на южной границе были построены крепости, а от крепостей до самого Киева – сигнальные башни. О времени княжения Владимира Красное Солнышко сложено много былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Когда смотришь на богатырей, то охотно веришь, что нет такой страшной силы, которую бы не одолели русские витязи. Одна из самых известных картин В.М. Васнецова – «Богатыри»
Слайд 7.
Физкультминутка (под С. Намин «Эх, да надо бы жить красиво»)
Дружно встали – раз, два, три – Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже, Поглядеть из-под ладошек, И направо, и ещё через левое плечо. Буквой Л расставим ноги, Точно в танце – руки в боки, Наклонились влево, вправо, Получается на славу!
- Сильная дружина была у князя Владимира, но не в этом главная заслуга его.
– Прочитайте заголовок следующего текста в учебнике на с.43. (Князь Владимир и крещение Руси.)
– Так чем же ещё прославился Князь Владимир – Красное Солнышко? (Креститель Руси)
– Что такое крещение? Прочитайте определение на с. 43.
Слайд 8.
- По легенде, Владимир крестился в Корсуни (ныне город Херсон).
Слайд 9.
в 988 году, а, вернувшись в Киев, крестил народ киевский.