Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной активности младшего школьника на уроках окружающего мира с помощью игровых технологий»
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В связи с быстротечными изменениями которые возникают в мире, появляются новые требования к образовательному и воспитательному процессу. Во ФГОС от от «17» декабря 2016 г. № 1897 представлен портрет выпускника: заинтересованный в познании мира, осознающий важность образования и способный применять полученные знания на практике. Эти характеристики предъявляют к учащимся повышенные требования, вследствие этого возникают естественные причины потери у них интереса к обучению. Поэтому необходимостью стало дополнять учебный процесс новыми формами и приемами работы.Следует отметить, что формирование познавательной активности школьников- одна из актуальных проблем на многоступенчатом этапе развития педагогической теории и применения множества методик, поскольку в процессе учения решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить обучающихся к жизни, где научно -технический и социальный прогресс, весьма динамично развиваются. И поэтому актуальность существующей проблемы обусловила выбор темы данной работы.
Цель - на основе психолого–педагогической и методической литературы определить и экспериментально проверить возможность использования игровых технологий, как средства развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и структуру понятия “познавательная активность”.
2. Рассмотреть условия формирования познавательной активности.
3. Проанализировать уровни познавательной активности
4. Раскрыть роль учителя в формировании познавательной активности младших школьников.
5. Осуществить диагностику познавательной активности младших школьников.
6. Выявить наиболее эффективные методы и приёмы формирования познавательной активности у младших школьников в процессе обучения.
Методы исследования: теоретический анализ научной, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; наблюдение, анкетирование, апробация, анализ и обработка данных апробации.
В главе I мы рассмотрели такие понятия , как : «игра», «игровые технологии», « познавательная активность», а именно определения следующих докторов педагогических наук и академиков: Петрусинского В. В., Сорокина А. И., Газмана О. С., Селевко Г. К. Далее мы рассмотрели основные проблемы при внедрении в процесс обучения игровых технологий. Выявили прямую взаимосвязь между реализацией личностно-ориентированной модели образования и готовностью педагога, не владеющего активными методами развития познавательной активности детей младшего школьного возраста, повысить свой уровень. Затем изучили информацию о методиках работы с учащимися на уроках с применением игровых технологий. Мы рассмотрели основные принципы и этапы работы над повышением познавательной активности.
Во II главе мы рассмотрели возможности использования материала рифмовок, написания сочинений, составления кроссвордов и уроков экскурсий при работе над повышением познавательной активности на уроках окружающего мира.
Познавательная деятельность‑это стремление человека познать процессы которые происходят в окружающей среде в результате чего индивид максимально самостоятельно добывает знания,познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Человек не может существовать в мире и не познавать его.
Интерес к окружающему миру является естественным процессом , в ходе которого человек стремится , использовать разные способы, чтобы узнавать новое, оценивать полученные сведения, выражать свое отношение к изучаемому объекту в различной деятельности: в высказываниях, рисунках и пр. Активность младшего школьника на уроке прямо связана с его познавательным интересом, поэтому можно утверждать, что развитие этого качества личности ученика положительно повлияет на его познавательную активность.
В учебном процессе создание проблемной ситуации происходит через включение в неё элементов игры , основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно игровом плане. Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр по логике разыгрываемой роли, в имитационно моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника учебного процесса.
Учебные занятия, содержащие элементы игры, соревнования, игровых ситуаций, значительно способствуют развитию познавательных интересов младших школьников. Во время игры ученик полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на стандартную форму учебного процесса. Урок это , и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. В развивающих играх в этом заключается их главная особенность удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному —с очень важным принципом творческой деятельности — самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до уровня своих возможностей.