kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия на тему "Млекопитающие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие познакомит учащихся с представителями класса млекопитающие, интересными фактами из  жизни некоторых из них.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему "Млекопитающие"»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «МЛЕКОПИТАЮЩИЕ»

Автор - составитель: Григорьева Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юннатов» г. Вязьмы Смоленской области.

Цели: познакомить учащихся с характеристикой класса млекопитающие, разнообразием представителей данного класса; воспитание бережного отношения к животным.

Оборудование: игровая доска

Наглядные пособия: картинки с изображением млекопитающих.



Ход занятия:

I.Организационный момент.

II. 1. Сообщение темы и задач занятия.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с классом млекопитающих.

2.Рассказ с демонстрацией.

Представители данного класса обитают на суше, на море, в почве, в лесах, пустынях, горах и океанских глубинах.

Главная их особенность – они выкармливают своих детенышей молоком. Детеныши появляются на свет в разной степени готовности к жизни. Котята, щенки, бельчата, волчата – слепые и беспомощные. А маленькие зебры могут двигаться за мамой через 1-2 часа после рождения. Размеры новорожденных тоже резко отличаются. Новорожденной китенок весит до 3 тонн, а мышонок несколько грамм. Высота новорожденного жирафа – 2 метра, а кенгуру – 2 сантиметра.

У большинства млекопитающих тело покрыто шерстью в разной степени. Як, обитающий в природной зоне с холодными температурами воздуха, имеет длинную теплую шерсть. Слон – обитатель жаркого климата, имеет очень редкий волосяной покров. Животные со сменой времени года имеют более теплую зимнюю шубу и прохладную летнюю. У некоторых видов имеется сезонная окраска (заяц, белка, горностай). Все звери линяют: старые, отмирающие волосы заменяются новыми. У большинства этот процесс происходит постепенно в течение года, а звери, обитающие в умеренных широтах, линяют два раза в год. У некоторых млекопитающих волосы частично видоизменились в жесткую щетину (кабан), образовали пучки твердых волос – вибриссы (на морде у кошачьих – усы), превратились в иглы (еж, дикобраз).

Представители данного класса имеют постоянную температуру тела.

В коже млекопитающих множество потовых и сальных желез, а также имеются специальные паховые железы, запаховые метки, которые помогают зверям общаться. У млекопитающих хорошо развиты органы чувств. Они тонко различают запахи, хорошо видят, еще лучше слышат. У них есть даже специальные ушные раковины, улавливающие звуки (их нет ни у каких других животных). У некоторых млекопитающих – дельфинов, летучих мышей - существует способность издавать и различать даже ультразвуковые волны. Хорошо развито у зверей и осязание.

По способу питания млекопитающие: хищники, травоядные, всеядные.

Яйцекладущие млекопитающие.

Можете ли вы представить себе зверя, который откладывает яйца как птица или, скажем крокодил? А уже из яиц через некоторое время появляются детеныши. Оказывается, такие удивительные звери существуют. И называют их яйцекладущими. Но все, же они - настоящие звери (то есть млекопитающие), потому что выкармливают вылупившихся из яиц потомков молоком, а тело их покрыто шерстью, как и у других зверей. А звери эти действительно очень древние, и вот почему: во-первых, они откладывают яйца, как и их предки рептилии, а во-вторых, у них непостоянная температура тела. Если становится холодно, они даже вынуждены впадать в спячку. Это утконос и ехидна.

Когда европейцы впервые увидели шкуру утконоса, они решили, что это подделка, сшитая из кусочков шкур разных зверей, - настолько непривычным показался им облик этого существа. Утконос похож на утку своей любовью к воде и забавным «клювом» (на самом деле это удлиненная морда, покрытая эластичной кожей). Он прекрасно плавает и ныряет.«Клюв» утконоса буквально усажен огромным количеством микроскопических «датчиков», которые улавливают слабейшие электрические токи и движения воды. Это помогает утконосу добывать пищу. Для перетирания добычи у него есть твердые роговые челюсти. А вот зубов у яйцекладущих нет. Когда утконос выходит на «охоту», он активно работает лапами с перепонками и плоским хвостом для того, чтобы поднять со дна ил, замутить воду и отыскать себе вкусных креветок и червей на обед. Глаза, уши и ноздри он при этом плотно закрывает. Утконос может пробыть под водой целых 5 минут!

Утконосы - ночные животные, днем они спят в норах, которые выкапывают на берегах водоемов. Для безопасности они закрывают вход в жилище земляной «пробкой».

В норе, устланной сухими листьями, самка откладывает 2 яйца. Кстати, «скорлупа» у этих яиц мягкая, кожистая, как у рептилий. Самка греет яйца своим телом, а потом охраняет и кормит детенышей. Только через 4 месяца они покрываются густой и плотной шерсткой и начинают выходить из норы.

Ехидны, как и утконосы, живут в Австралии. На «охоту» выходят ночью, а днем прячутся в норах, которые выкапывают своими сильными когтистыми лапами. Может ехидна уснуть, и просто уткнувшись в какой-нибудь густой, колючий куст. В случае опасности ехидна сворачивается клубком, как еж, и даже частично зарывается в землю, причем делает это удивительно быстро.

У ехидны тоже нет зубов, зато у нее есть очень чувствительный хоботок и длинный, липкий язык. С его помощью она добывает муравьев и термитов, раскапывая их жилища своими сильными лапами. А поскольку тело ехидны покрыто не только шерстью, но и иглами, ее называют иногда колючим муравьедом.

Ехидна свое единственное яйцо сначала вынашивает во временной сумке на животе. Там же первое время находится детеныш, слизывая с брюшка матери очень питательное молоко.

Сумчатые млекопитающие.

Сегодня отряд сумчатых насчитывает около 250 видов, 180 из которых обитает в Австралии и на прилегающих островах. Остальные 170 видов можно встретить в Южной, Центральной и Северной Америке.

Форма тела у сумчатых может быть разнообразной. Сумчатые освоили почти все среды обитания. Они ведут подземный, наземный, древесный, полуводный образ жизни. Среди них есть растительноядные животные, насекомоядные и грозные хищники.

Сумчатые рождают недоразвитых и очень слабых детенышей. Их даже трудно назвать зверятами. Это самые настоящие зародыши, дальнейшее развитие которых происходит вне материнского организма.

Китообразные.

Сейчас все знают, что киты – не рыбы, а млекопитающие. А еще недавно, около 100 лет назад, киты считались гигантскими рыбами. И действительно, внешне они очень схожи. Однако в отличие от рыб китообразные теплокровны, дышат легкими, рождают живых детенышей и выкармливают их молоком.

Синий полосатик (голубой кит) – самое крупное в мире животное. Вес синего кита равен весу 30 слонов – около 150 т. Длина до 30 м. Получается, что по размеру он больше самого крупного динозавра. Водятся эти гиганты во всех океанах Земли, но осталось их теперь мало.

3. Физкультминутка    «Весёлые мартышки»


Мы весёлые мартышки                   Дружно прыгнем к потолку.

Мы играем громко слишком,         Ручки поднесём к виску.

Мы в ладоши хлопаем,                   Оттопырим ушки

Мы ногами топаем.                          Хвостик на макушке!

Надуваем щёчки,                             Шире рот откроем.

Скачем на носочках,                        Гримасы всем состроим:

И друг другу даже,                           Как скажу я цифру «три»

Язычки покажем!                             Все с гримасами замри!

                                                          1-2-3….



4. «Своя игра» по теме «Млекопитающие»

Оборудование игровой доски: разместите 24 конверта с вопросом в каждом в 6 вертикальных колонок (в каждой колонке по 4 конверта). Напишите на каждом конверте – 10,20,30,40 и расположите в каждой вертикальной колонке по возрастанию. Напишите тему вопросов каждой вертикальной колонки.

Ход игры: Состязательная командная игра заключается в том, что каждая команда выбирает из шести категорий вопросов, расположенных по степени возрастающей сложности, любой. Команда с наибольшим количеством очков побеждает. Начало игры по жребию; один из участников выбирает вопрос, зачитывает всей команде, на обдумывание – 1 минута. Если команда отвечает правильно, она получает количество очков выбранного вопроса. При неправильном ответе вопрос возвращается для другой попытки следующей команде.





1. Удивившие нас млекопитающие

10.Откладывать яйца прерогатива птиц, змей, черепах. А есть ли на свете млекопитающие, откладывающие яйца? (Утконос, ехидна)

20.Среди млекопитающих есть свои рекордсмены по росту и размерам. Назовите их. (По росту – жираф; по размерам: синий кит -150 тонн, землеройка – 2 гр.)

30.Кто из млекопитающих способен к активному полету? (Летучие мыши)

40.Сумчатый медведь из Австралии – коала – всегда вызывает улыбки у тех, кто видит этого симпатичного зверька. Правда, увидеть его не просто – коала нет ни в одном зоопарке Европы. Почему? (Из-за пищи. Он питается листьями эвкалипта, но это растение не растет в Европе.)

2. Домашние питомцы

10.Это существо довольно загадочное, хотя и живет рядом с нами много тысяч лет. Оно очень чистоплотно. Обладает острым зрением, может прекрасно ориентироваться в темноте. Ходит бесшумно, втягивая когти и ступая мягкими подушечками; ловко лазает по деревьям (Кошка)

20.Самое верное и преданное человеку животное, помогающее ему в самых разнообразных областях жизни, даже в освоении космического пространства. За что благодарное человечество увековечило образ этого животного в памятнике. (Собака)

30.Имя этого животного в народе считается бранным. Его несправедливо считают упрямым и ленивым животным, хотя вот уже более шести тысяч лет животное служит людям. (Осел)

40.Этому животному посвящено немало стихов, песен, сложено легенд и сказок, написано немало книг. На протяжении довольно долгого времени оно, верно, служит человеку, помогает во многих его делах. Из его молока человек научился приготовлять целебный напиток – кумыс. (Лошадь)

3. Млекопитающие в литературе

10.Назовите сказку, в названии которой упомянуто млекопитающее. («Волк и семеро козлят», «Кот в сапогах», «Иван-царевич и серый волк» и т.д.)

20.В каких млекопитающих превращался великан-людоед из сказки Ш.Перро «Кот в сапогах»? (Лев, мышь)

30.В дом, к каким крупным млекопитающим попала девочка Маша? ( К медведям)

40.Какое мифическое животное похоже на коня, но имеет на голове закрученный рог? (Единорог)

4. Млекопитающие в истории

10.Какое животное в случае пожара египтяне должны были вынести из дома, и только после этого приступить к его тушению? (Кошка)

20.Какое млекопитающее повинно в распространении чумы в Европе в средние века? (Крыса)

30.Среди каких млекопитающих воспитывались настоящие Маугли – девочки-сестры, обнаруженные в Индии в 1920 году? (Волки)

40.Мехом, какого зверька опушена шапка Мономаха? (Соболь)

5. Хвосты млекопитающих

10.У какого млекопитающего нос намного длиннее, чем хвост? (Слон)

20.Для какого речного строителя его хвост является и рулем, и веслом, в нем же он накапливает жир на зиму. При помощи хвоста он подает сигналы об опасности? (Бобр)

30.Какому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие? (Кенгуру)

40.Кончиками хвостов, каких пушных зверьков украшена королевская мантия? (Горностай)

6. Квартиры млекопитающих

10.Как называется место зимовки бурого медведя? (Берлога)

20.Как называется квартира волков, в которой они воспитывают маленьких волчат? (Логово)

30.Какие млекопитающие строят подземные норы - лабиринты, длина которых достигает более 20 метров? (Барсук)

40.Как называется гнездо, построенное белкой из сучьев деревьев, мха и лишайника? (Гайно)

III.Подведение итогов занятия.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект занятия на тему "Млекопитающие"

Автор: Ирина Евгеньевна Григорьева

Дата: 10.03.2020

Номер свидетельства: 542331

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "конспект занятия "Дикие и домашние животные" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-zaniatiia-dikiie-i-domashniie-zhivotnyie"
    ["file_id"] => string(6) "136725"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417175253"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект занятия и презентация "Самые красивые и знаменитые водопады мира"."
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-zaniatiia-i-priezientatsiia-samyie-krasivyie-i-znamienityie-vodopady-mira"
    ["file_id"] => string(6) "274589"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452424924"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект занятия и презентация "Самые красивые и знаменитые водопады мира"."
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-zaniatiia-i-priezientatsiia-samyie-krasivyie-i-znamienityie-vodopady-mira-1"
    ["file_id"] => string(6) "274590"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452424932"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект открытого занятия "Кто такие звери"? "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-otkrytogho-zaniatiia-kto-takiie-zvieri"
    ["file_id"] => string(6) "120388"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413711862"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект коррекционно-развивающего занятия на тему «Звери»."
    ["seo_title"] => string(63) "konspekt_korrektsionno_razvivaiushchego_zaniatiia_na_temu_zveri"
    ["file_id"] => string(6) "563309"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1605296860"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства