Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Что такое лес"»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ ЛЕС»
Автор - составитель: Григорьева Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО станции юных техников г. Вязьмы Смоленской области.
Цели: расширить круг знаний детей о лесе; развитие наблюдательности, познавательных интересов; воспитание любви к природе, бережного отношения к объектам природы.
Оборудование: запись звуков леса, цветные карандаши, альбомные листы для рисования, «волшебное лукошко», фигурка сказочного старичка - лесовичка.
Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришла к вам не одна, а со своим другом старичком-лесовичком. Он живет в лесу и знает о нем очень много интересного. К нам он пришел со своим «волшебным лукошком», в котором хранятся лесные тайны. Он предлагает нам нарисовать лес. Как вы думаете, справимся ли мы с этим заданием?
(Дети готовят для работы листы для рисования, карандаши).
2.Рисование
Ребята прежде, чем начать работу над рисунком давайте выясним: «Что такое лес?»
Лес - это, прежде всего деревья. Вспомним, какие породы деревьев вы знаете. (Дети называют деревья). А теперь за работу, нарисуем несколько деревьев.
(Педагог обращается к лесовику). Посмотри, пожалуйста, как хорошо у ребят получились деревья. Кажется, вот-вот пробежит ветерок, и затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей и ветки берез.
Ребята, лесовичок говорит, что деревья у вас получились хорошие, да за ними вы леса не увидели. Разве может быть лес из одних деревьев? А где кусты, травы, цветы? Давайте вспомним, какие кустарники, и травянистые растения вы знаете. (Дети называют растения). Давайте дополним рисунки этими растениями.
3.Разучивание приговорки
Вот теперь получился настоящий лес. Ой, а лесовичок говорит, что это еще не лес. Может быть, вы забыли что-то нарисовать? (Дети вносят предложения нарисовать грибы и здесь же называют знакомые им грибы.)
Дети, лесовичок предлагает нам в помощь из «волшебного лукошка» приговорку, да не простую, а грибную. Мы будем рисовать грибы в нашем лесу, и учить приговорку. Повторяйте за мной: Земелюшка добра,
Вырасти гриба-
Гриба грибового
Во бору борового.
(Педагог повторяет приговорку несколько раз, а затем дети самостоятельно повторяют ее при рисовании.)
Да, ребята рисунки у нас получились замечательные, но лесовичок настаивает, что это пока не лес. Может быть вы вспомните, что еще в лесу бывает. (Дети называют знакомых им насекомых.)
4.Разгадывание загадок
А сейчас из «волшебного лукошка» несколько загадок.
1.Летит, пищит,
Ножки длинные тащит.
Случай не упустит,
Сядет и укусит. (Комар)
2.На большой цветной ковер
Села эскадрилья-
То раскроет, то закроет
Расписные крылья. (Бабочка)
3. Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи.
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (Муравьи)
4.Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха
Укусит, будет плохо. (Пчела)
5.Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может. (Гусеница)
6.На ромашку у ворот
Опустился вертолет-
Золотые глаза
Кто же это? (Стрекоза)
Теперь, думаю у нас все в порядке. Кругом, куда не взгляни на листьях деревьев, на цветах, на траве появились яркие бабочки и разноцветные жуки. Ой, ребята лесовичок торопит нас, говорит, что скоро от нашей пышной растительности останутся лишь обнаженная земля, да голые деревья, даже хуже, чем зимой. Зимой сосны и ели остаются зелеными, а тут и они потеряют свои иголки. Кого же нам надо еще нарисовать, чтобы спасти растения от нашествия насекомых? (Дети предлагают нарисовать птиц и называют каких именно.)
5.Разучивание скороговорки.
Огорченная сорока
Возвращается с урока.
Весь урок болтала с сойкой,
А домой вернулась с двойкой.
(Дети рисуют птиц)
И все же мне кажется, что мы кое-кого забыли нарисовать. Как вы думаете кого? (Дети называют зверей и рисуют их в своих рисунках.)
Ребята, вы слышите, как оживает наш лес?(Включается запись звуков леса.)
Как поют птицы, прячутся звери, ветер играет листвою?
Вот теперь это настоящий лес. Теперь он будет жить. Потому, что здесь есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. Это лес. Давайте отправимся в наш лес на прогулку.
6. Физкультминутка.
Гриша шел-шел-шел
Белый гриб нашел.
Раз грибок,
Два грибок
Три грибок
Положил их в кузовок.
7.Прослушивание рассказа и нахождение ошибок.
Славно мы потрудились. А теперь давайте послушаем поучительную историю из «волшебного лукошка». Слушайте внимательно и запоминайте ошибки, допущенные детьми на прогулке.
За неделю только и было разговоров, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но дети решили все же сами поехать на прогулку. Дорога была знакома, взяли компас, не забыли и про транзистор. А вот что было дальше, мы узнаем из рассказа одного из учеников.
«Веселой музыкой мы оповестили лес о своем прибытии. Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы- белые, подберезовики, подосиновики. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Саша выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат». Горящие угли костра мигали нам на прощанье.
В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав в руках теплые голубоватые яйца, положили их на место в гнездо.
Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой - в школе пригодится.
В лесу мы встретили много муравейников. Саша решил показать нам, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать муравейник. Через несколько минут, мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже нестрашно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
Оживленные мы шли к станции, перепрыгивая лужи, с охапками полевых цветов. А через час поезд уже подъезжал к городу».
Дети, какие ошибки были допущены во время прогулки в лесу? (Учащиеся перечисляют ошибки, допущенные детьми во время прогулки).
8.Дидактическая игра «Бусы знаний»
Спасибо тебе лесовичок за хороший урок. Теперь мы с ребятами знаем, что такое лес. Но, к сожалению лесовичку пора уходить. Давайте соберем на память о нашей встрече бусы. Каждый из вас возьмет бусинку и скажет, что нового он узнал сегодня на занятии, а затем наденет бусинку на ниточку. (Собираются «бусы знаний о лесе).
Возьми, лесовичок эти «бусы знаний» в знак нашей дружбы. Приходи к нам в гости почаще.