Сформировать первоначальные представления детей о зоопарке и его обитателях. Способствовать формированию ключевых компетентностей: познавательной, информационной, коммуникативной, развивающей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Что такое зоопарк?"»
Открытый урок
по окружающему миру.
Тема « Что такое зоопарк?»
Класс 1 «В».
Учитель: Аникеева И.Г.
Цель: Сформировать первоначальные представления детей о Московском зоопарке и его обитателях. Способствовать формированию ключевых компетентностей: познавательной, информационной, коммуникативной, развивающей.
Задачи:
1. Обучающие:
Способствовать расширению знаний детей о зоопарках.
Содействовать пополнению словарного запаса («вольер», «экскурсовод»), расширению кругозора детей.
Познакомить с основами безопасности жизнедеятельности во время экскурсии в зоопарк.
Содействовать развитию мышления, внимания, памяти, речи.
3. Воспитательные:
Воспитывать интерес к миру животных, бережное отношение к животным.
Формировать разумное отношение к своему здоровью (знакомство с правилами поведения в зоопарке).
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Наглядные пособия: карточки с изображением животных, таблички с надписями « Дом зверей», « Дом птиц», «Дом Рыб», « Зоопарк»,конверты с заданиями, памятки , рабочий лист.
Ход урока
1.Организационный момент
- Дети вам тепло? (да)
-В классе светло? (да)
-Прозвенел уже звонок? (да)
-Уже закончился урок? (нет)
-Только начался урок? (Да)
-Хотите учиться? (Да)
- Значит можно садиться?
Учитель: ребята проверьте всё ли у вас готово к уроку.
2.Актуализация знаний, мотивация
Учитель: В разделе « Город и село» мы с вами путешествовали по разным местам. Давайте с вами вспомним, где мы побывали? ( В ботаническом саду, в парке, в музее, театре) Сегодня мы отправимся в одно замечательное место, но для этого вам нужно отгадать загадки. Если вы назовёте правильный ответ, то получите картинку с изображением, отгадки. ( Читают дети)
– Вот так лошадка! –
Воскликнул Андрейка, -
Словно большая
Тетрадка в линейку!...................................(Зебра.)
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга…………………….(Олень.)
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь!.....................(Рысь.)
Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь – и был таков…………(Пеликан.)
В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу.
Знают все прекрасно —
С ней играть опасно:
Зубы острые как нож,
Лучше ты ее не трожь!...........................(Акула.)
Он зеленый, он прыгучий,
Совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет…………(Кузнечик.)
Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят……………………..(Осы.)
Учитель: Перечислите слова – отгадки. Назовите, одним словом.
Ученики: Животные.
Учитель: На какие группы можно разделить животных?
Ученики: Зебра, олень, рысь – звери, животные тело которых покрыто шерстью. Пеликан – птица, животное тело которого покрыто перьями. Акула – рыба, животное, тело которого (у большинства) покрыто чешуей. Кузнечик, осы – насекомые, животные у которых 6 ног.
Учитель: В естественных условиях эти животные живут далеко друг от друга. Но есть такое место, где различные животные могут обитать рядом и не мешать друг другу. Название этого места вы узнаете, если соедините первые буквы слов, изображающих животных на картинках
Ученики: Это зоопарк.
Учитель: правильно ребята зоопарк. Это и есть то место где мы сегодня побываем. Что бы вы хотели узнать на уроке? (ответы детей)
Учитель: Мы сегодня остановимся вот на таких вопросах.
Цель: - Узнать, что такое зоопарк? (слайд)
-Какие животные находятся в зоопарке?
-Для чего нужен зоопарк?
Учитель: поднимите руки те, кто бывал в зоопарке? Расскажите, что вы там видели?
Учитель: я думаю, что мы постараемся ответить на все поставленные нами вопросы, сами попробуем создать свой зоопарк, (вывешивается табличка « зоопарк»)
Учитель: Что же такое зоопарк? (слайд)
Учитель: Зоопарк или зоологический парк, - место, где содержат диких животных. Здесь можно увидеть животных, которые живут не только в нашей местности, но и в дальних странах. (Видеоролик)
1)работа по учебнику
Учитель: Давайте с вами откроем учебник на стр. 28 и рассмотрим всех животных. ( Работа по группам) Назовите, каких животных вы здесь видите? Знаете ли вы, какие из этих животных обитают в нашей стране? А какие живут в других уголках Земли? (ответы детей)
Учитель: А теперь давайте проверим себя по Приложению.
Учитель: Ребята, а что такое зоопарк для животных? (это их дом, в котором животным должно быть удобно)
Учитель: Для всех ли животных нужны одинаковые условия?
Ученики: Для одних животных нужна вода, т.к. они любят плавать или не могут жить на суше. Другие животные любят бегать, прыгать, лазать. Им надо много места. Есть животные, которым требуется тепло, а другим – холод. Животных надо селить так, чтобы животные не мешали друг другу.
Учитель: Что такое зоопарк для людей?
Ученики: В зоопарке мы может рассмотреть различных животных, понаблюдать за ними. Их привезли из разных стран.
Учитель: Животных поселили не в тесных клетках, а в просторных вольерах. А что такое вольер? Давайте с вами попробуем объяснить. А где мы можем с вами найти объяснение этого слова? (словарь, спросить у взрослых, интернет) (показ картинки, нахождение в словаре)
2)Игра “Посели животных в свой вольер”
(На доске картинки с изображением животных и вольеров, дети перетаскивают животных).
Учитель: Приходя в зоопарк люди должны соблюдать определенные правила. Какие из них вам знакомы?
Ученики: Животных нельзя кормить. Нельзя заходить за ограждения, просовывать руки через ограждения. Нельзя шуметь, дразнить животных. (Показ на слайде)
Вывод: скажите, пожалуйста, можете ли вы сейчас ответить на 1 вопрос, поставленный нами в начале.
В просторных вольерах живут различные звери. С одним из них мы сейчас и познакомимся.
3)Презентация
1. Сообщение о пантере
Пантеры являются ночными животными, днем они спят в ветвях деревьев, а ночью выходят на охоту, поджидая свою жертву в засаде и нападая при первом удобном случае. Основными объектами для охоты пантер являются копытные животные: антилопы, олени, косули, дикие кабаны и в некоторых случаях крупные грызуны.
В “Доме птиц” мы можем увидеть огромных страусов, красавцев павлинов, фламинго и других птиц
2. Сообщение о фламинго
Фламинго – самая красивая птица
Фламинго стоят на одной ноге, потому что в это время греют другую. Ноги у фламинго длинные, перьев на них нет, соответственно, и тепло с такой поверхности, особенно при ветреной погоде, уходит очень быстро. Именно для сохранения тепла и стоит фламинго на одной ноге, тем более что такая поза, в силу физиологической специфики лапы фламинго, не представляет для птицы каких-либо сложностей. Фламинго кормят птенцов специальной жидкостью. Своего рода, птичьим "молочком", состоящим из специальных выделений желез нижней части пищевода полупереваренных рачков и водорослей. Питательность этой жидкости вполне сравнима с питательностью молока млекопитающих. Маленькие фламинго питаются птичьим "молоком" первые два месяца своей жизни и усиленно растят клюв для самостоятельного прокорма.
3. Сообщение об акуле
Акула может проглотить добычу, превышающую ее собственный размер. У акул, принадлежащих к разным видам, зубы могут быть различной формы: плоскими треугольными или заостренными коническими, бугровидными или шилообразными, зазубренными или гладкими, одновершинными или с дополнительными верхушками.
Зубы у акулы растут всю жизнь, располагаясь в пасти в несколько рядов. Обычно акула использует только несколько передних рядов, задние же зубы загнуты внутрь, и сменяют передние по мере надобности.
Физминутка (зарядка для зверей)
Зарядка для зверей
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться
Обязательно зевнуть
Ну и хвостиком вильнуть
А волчата спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнут
Ну, а мишка косолапый
Широко расставив лапы
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте
А кому зарядки мало -
Начинает все сначала!
развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх
2.Работа в группах (проект)
Учитель: В зоопарке живут и те животные, которым трудно выжить на воле, так как их осталось очень мало, и ученые помогают этим животным. Ученые изучают жизнь животных в зоопарке.
Вот и вы сейчас будете, как ученые, изучать различных животных: рыб, птиц, зверей. Составите свой проект и в конце каждая группа заселит своих животных в свой домик зоопарка.
Каждая группа работает над своей темой. По выбору “ Звери» (дикие и травоядные), “Птицы”, “Рыбы”.
Учитель: У вас на столе лежит памятка участника проекта. ( Дети читают и вспоминают как должны работать в команде)
Памятка участника проекта.
1. Вы – команда!
2. Будьте активны!
3. Слушайте друг друга!
4. Спорьте честно, искренне!
5. Сделайте работу интересной!
Учитель: а так же у вас на столе лежит рабочий лист. Задания будут в конвертах для каждой команды
1) конверт №1
– выбрать капитана и название своей группы;
(Дети выбирают полоску, соответствующую названию своей группы)
2)конверт № 2
– выбрать характерные признаки покрова тела животного;
(В конвертах лежат полоски с надписями характерных признаков животных различных групп: Водные животные, тело которых покрыто чешуей. Животные, тело которых покрыто перьями. Животные, тело которых покрыто шерстью)
3)конверт № 3 “Они живут в зоопарке”
– выбрать из трех фотографий животных две любых, сделать подписи к ним.
4) Конверт № 4 “Загадки» (описание животных)
– Отгадать по описанию животного, подобрать картинку .
3. Обмен информации (Отчет детей о проделанной работе. Защита проекта, заселение животных.)
4.Подведение итогов, рефлексия.
Так кто же живет в нашем зоопарке?
– В доме рыб живут… (рыбы)
Дети вывешивают на доску проекты о рыбах.
– В “Доме птиц” живут…. (птицы)
Дети вывешивают проекты о птицах на доску.
– В вольерах живут… (звери)
-Для чего нужен зоопарк?
Все животные нуждаются в нашей любви, заботе и бережном отношении. Зоопарки помогают сохранить редких и исчезающих животных и показать их людям. Радость общения с животными в природе - одна из причин того, почему их надо беречь». Не дразните животных, а любите их и улыбайтесь.
Дом Зад. Нарисуйте условия, в которых живут наши животные в зоопарке.
Самооценка
- У вас на столах лежат цветные карточки, выберите тот цвет, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие кружочки и поднимают их под музыку)
- Мне было интересно на уроке, но я испытывал затруднения (красная)
-Я активно работал на уроке, у меня всё получалось( зелёная)
- Спасибо за урок. Вы хорошо поработали на уроке и собрали свой зоопарк.
Анализа урока
Урок начат в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникационные технологии. На первом этапе активизации учитель формирует личностные УУД, мотивацию к обучению и целенаправленную познавательную деятельность.
Организационный момент:
Готовность учителя к уроку - наличие подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов, дидактических материалов.
Подготовленность учащихся – соблюдена. Дежурные определены, наличие тетрадей, учебников, пособий есть. Учащиеся готовы к уроку. В начале произошла активизация мыслительной деятельности. Учитель смог в начале урока мобилизовать класс и настроить на работу. В начале урока учитель прочитал стихотворение, которое стало хорошей мотивацией к уроку.
Кабинет также подготовлен – чистота соблюдена, мел на месте, освещение включено.
Актуализация знаний:
На данном этапе учащиеся учатся не только отвечать на вопросы, но и правильно их задавать. На этом этапе формировались следующие УУД:
Предметные:
Формирование представления о зоопарке как образовательном и научном учреждении.
Расширение опыта поведения в природной и социальной среде с точки зрения важнейших компонентов культуры, таких как норма, ценность.
Личностные:
Формирование личного (эмоционального) отношения к диким животным.
Следование в поведении моральным нормам.
Определение границ собственного знания и незнания.
Формирование толерантного отношения к чужим ошибкам и другому мнению.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания.
Участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составлении плана действий).
Участие в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе пары, группы.
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
Коммуникативные УУД:
Активное участие в обсуждениях, возникающих на уроке.
Формулирование вопросов и заданий к пройденному на уроках материалу.
Готовность слушать собеседника и вести диалог.
Познавательные УУД:
Осознание важности зоопарка в процессе познания окружающего мира.
Осмысление взаимосвязи человека и животного мира.
Формирование логических действий сравнения, классификации объектов живой природы на основе внешних признаков.
Самостоятельное «чтение» и объяснение информации, заданной с помощью рисунков, схематических рисунков и схем.
Составление, понимание и объяснение простейших алгоритмов (план действий) при работе с конкретным заданием.
На уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Для поддержания активности и внимания в урок была включена презентация.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Очень плавно учитель подвел детей к теме урока. Тему урока дети сформулировали самостоятельно. Учащиеся сами смогли поставить цели урока.
На уроке присутствовали разные формы работы. Была письменная и устная работа. Была межпредметная связь. Содержание урока было оптимальным, методы обучения - словесный, наглядный. Формы работы были фронтальными. Учителем использовались следующие приемы активизации познавательной деятельности – это постановка проблемных вопросов, использование новых информационных технологий. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке учитель учитывал индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Использование ИКТ на уроке было оправданным, так как шло воздействие на несколько органов чувств, за счет чего будет достигнуто более осознанное и глубокое усвоение материала. Учитель использовал самопроверку.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Валеологический подход учителем соблюдается. Чередовались различные виды деятельности учащихся, была создана комфортная атмосфера в классе.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.
Структура урока была четкой, соответствовала типу и целям урока. На каждом этапе подводились небольшие выводы. Переход от одного этапа к другому был плавным. Учащиеся работали совместно с учителем и самостоятельно. Ученики показали, умение работать с учебником, у доски, умение наблюдать, делать выводы по увиденному, умение анализировать и обобщать свои знания. Они были активны в течение всего урока. Также дети показали наличие навыков самоконтроля.
Регулятивные УУД формировались на этапе рефлексии, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Вывод: Структура и тип урока полностью соответствует цели и задачам урокам. Ученики и учитель были подготовлены к началу урока, были соблюдены правила поведения. Учитель на хорошем уровне владел материалом. На уроке была дисциплина. Учитель продемонстрировал отличное владение педагогическим мастерством и методикой преподавания. Во время уроков, речь учителя была понятной и доступной ученикам. Главная информация подчеркивалась. Ученики воспринимали новую информацию легко, т.к. учитель использовал правильные методы лекции и практические методы. В конечном итоге работы, цели и задачи, поставленные перед учителем, были достигнуты.