Просмотр содержимого документа
«СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ в начальной школе Окружающий мир»
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХРЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯв начальной школеОкружающий мир
Выполнила: Смородинова Елена Эдуардовна,
Учитель ВКК, начальных классов, МОУ Гимназия №1
г.Комсомольск-на-Амуре
Оценивание дает положительные результаты только в том случае, если оноявляетсяпостояннымпроцессоминаправленонапроверкутолькотого,чему младшего школьника обучают.
В методических рекомендациях авторы раскрыли специфику двух видов контрольно-оценочной деятельности в начальной школе: стартового (диагностического) контроля и оценивания промежуточной аттестацией.
Характеристика видов контроля и оценки результатов обучения
Стартовый(диагнстический) контроль и оценка
Периодичность проведения:начало каждого учебного года.
С учетом программы«Окружающего мира» 1–2 классов стартовая работа может быть одна, а для 3–4 – две. Число заданий зависит от их цели и объема затрачиваемого времени. Если задания носят тестовый характер, то их число может быть больше, чем заданий, которые требуют развернутого ответа, объяснения, работы с графически представленной информацией .
Возможные формы контроля и оценки:проверочная работа; тестирование (выполнение тестовых заданий); диагностические работы; индивидуальный устный опрос-диалог.
Отбор объектов для стартового контроля и оценки результатов обучения по предмету «Окружающий мир»
Для получения объективной картины успешности обучения, важно внимательно подойти к отбору объектов стартового контроля
С этой точки зрения подлежат обязательной стартовой проверке:
–объекты, относящиеся к терминологическому аппарату
Для каждого класса это будет определенный набор естественно-научных и географических, обществоведческих и исторических понятий
– владение умениями коммуникативной деятельности: создание описаний (объектов и явлений природы), рассуждений (раскрытие связей и зависимостей в природе и обществе); выбор доказательств и правильных ответов-суждений.
Текущий контроль и оценка
Периодичность проведения: по мере прохождения учебного материала на повседневных уроках.
Возможные формы контроля и оценки: устные и письменные ответы на предложенные вопросы; учебный диалог (дискуссия); проверочные работы; контрольные работы; тестирование (выполнение тестовых заданий).
Объекты стартового контроля и оценки для второго года обучения
Варианты заданий для стартового контроля во 2классе
Задание. Отметь герб нашего государства.
В данном разделе методических рекомендаций приводятся примерные варианты заданий по основным разделам программы 1 класса, которые учитель может использовать при конструировании стартовых проверочных работ. По своему усмотрению педагог составляет свои задания с учетом разделов программы данного учебного предмета и уровня успешности класса. К каждому заданию дается комментарий о критериях оценки.
К разделу «Россия – наша Родина»
Методический комментарий.Поскольку задание проверяет наличие у детей знаний о гербе России, то задание может быть выполнено либо верно, либо неверно. Правильность и будет критерием оценки.
Объекты стартового контроля для третьего года обучения
Методический комментарий. Это задание позволяет учителю определить, началось ли становление универсального коммуникативного учебного действия, когда обучающийся может строить суждения с использованием выразительных средств. Невыполнение задания говорит о том, что учитель должен провести небольшую беседу, что Родину называют Отчизной, Отечеством, родным краем, родной сторонкой, отчим краем, малой Родиной. Коллективное составление предложений со словами-синонимами поможет детям строить интересные, выразительные предложения.
Методический комментарий. Правильно и полно выполненное задание свидетельствует о том, что дети запомнили те страницы истории, которые касаются развития Москвы как будущей столицы государства.
Объекты стартового контроля для обучения в 4классе
Варианты заданий для стартового контроля в 4классе
К разделу «Человек и общество»
Задание. Отметь герб современной России.
Методический комментарий.Задание проверяет умение обучающегося сравнивать представленную информацию и находить нужную в соответствии с учебной задачей в условиях, приближенных к провокационным. В данном случае очевидна некоторая схожесть предложенных для рассмотрения рисунков гербов различных стран по цвету и элементам символов с гербом РФ. Критерием оценки является правильность выполнения задания.
Итоговый (внутришкольный) контроль и оценка
Периодичность проведения: окончание определенного достаточно большого временного периода обучения (четверть, триместр, полугодие, конец первого, второго, третьего года
Возможные формы контроля и оценки: контрольные работы (в том числе с включением тестовых заданий).
Промежуточная аттестация по предмету «Окружающий мир»
Промежуточная контрольная работа по предмету «Окружающий мир» строится на проверке самых важных объектов, изученных за период начального обучения, что позволяет установить:
готовность обучающегося к дальнейшему изучению в основной школе предметных областей «естествознание» и «обществоведение»;
готовность обучающегося к дальнейшему изучению в основной школе предметных областей «естествознание» и «обществоведение»;
Основные объекты для промежуточной аттестации
Варианты заданий для промежуточного контроля
Раздел «Человек и общество»
Задание 1. Приведи синонимы к слову «Родина».
Задание 2. Закончи предложения.
Конституция РФ – это _________________.
Задание 3. Отметь на ленте времени годы начала и окончания Великой Отечественной войны.
ХХ век1937194019411942194319441945
Методический комментарий. Критерием оценки является правильность ответа.
Задание.Обозначь на карте следующие географические объекты: Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей, озеро Байкал, Черное и Каспийское моря.
Методический комментарий.Цель этого задания: установить понимание выпускником начальной школы понятия «государственное устройство РФ», а также умение работать с контурной картой. Критериями оценки является правильность и полнота.
Вывод:
Изучение «Окружающего мира» реализует цели воспитания младшего школьника. И задания промежуточного контроля оценивают не только уровень знаний, но и отношение к таким понятиям, как «историческая память», «гордость за Отечество», «интерес к культуре, истории, великим научным достижениям».