Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.Происхождение меда………………………………………………..…5
1.1 Из истории меда………………………………………………………...….. 5
1.2 Как делают мед……………………………………………………...........…6
Глава 2 Состав меда………………………………………………………….....6
2.1 Состав меда………………………………………………………………….6
Глава 3. Анкетирование и исследование качества меда……………………..7
3.1 Анкетирование...............................................................................................7
3.2 Опыты, доказывающие качества меда ………………..…………………..8
Заключение…………………………..………..………………………...............9
Список используемой литературы…………………….……………………...10
Приложение…………………………………………………………………….11
Введение
Мёд – жидкое золото природы, её бесценный дар. Пока человек не изобрел такую машину, такой аппарат, которые могли бы сделать этот ни с чем не сравнимый по целебным, питательным и вкусовым свойствам продукт, в создании которого участвуют пчелы и цветы.
Моя бабушка разводит пчел среднерусской породы. На пасеке у бабушки 21 улей. Это очень тяжелое занятие. Она отнимает много сил и времени, а бабушка уже старенькая. Мне стало ее очень жалко. И я предложил ей продать пчел. Но бабушка отказалась. Она сказала, что мед целебный и лечит от многих недугов.
Цель работы: узнать о пользе меда.
Задачи исследования:
Изучить литературу.
Выяснить как получают мед.
Изучить виды и состав меда.
Выявить полезные свойства меда.
Гипотеза: Если мы будем больше знать о пользе мёда, то мы чаще будем употреблять его в пищу, и это будет способствовать укреплению нашего здоровья.
Объект исследования: мед
Проблема: Я много слышу о целебных свойствах мёда, но хотелось бы узнать что-то конкретное.
Методы исследования:
Изучение материала с помощью:
- наблюдения
- беседа
- эксперимент
- анкетирование
Актуальность:
Необходимость правильного питания.
Мёд – натуральный продукт без вредных примесей.
Использование мёда в современной медицине.
Глава 1. Происхождение меда.
1.1. Из истории меда.
Мед – это сиропообразное вещество, вырабатываемое рабочими пчелами, главным образом из нектара медоносных цветков и используемое ими в качестве корма. Ценный продукт питания человека.
Многие столетия к меду относились как к священному продукту. В годы Великой Отечественной войны многие медицинские учреждения успешно применяли мёд как наружное лечебное средство при заживлении ран. Мёд полезен не только как общее укрепляющее организм человека средство. Мёд благотворно влияет при нервном истощении, помогает при сердечных и желудочных заболеваниях, болезнях печени. Мёд смягчает слизистые оболочки и поэтому рекомендуется при кашле и болезнях горла.
Мед также использовался для разнообразных косметических и в кулинарии. Как свидетельствует история, долгое время мед использовался на кухне только высших сословий или очень богатых людей, так как продавался за немыслимую цену.
Применяется в кулинарии:
- является лучшим заменителем сахара.
в косметологии:
- для укрепления волос.
1.2 Как делают мед
Пчелы делают мед, потому что он служит им едой. Следовательно, процесс изготовления этого продукта — это способ заготовки пищи для колонии пчел.
Медоносные пчёлы производят мёд из нектара цветущих растений – сладкого, ароматного сока, который выделяют специальные клетки – нектаринки.
Пчелиный мёд – чудесный дар природы.
Сколько может сделать мёда маленькая пчела? Чтобы приготовить всего 100 граммов мёда, она должна пролететь 46 тысяч километров. Это то же самое, что облететь земной шар по экватору.
Пчёлы собирают цветочный нектар, а как из него получается мёд? На самом деле, это длительный и сложный процесс. А начинается он уже с того момента, когда пчела только втягивает своим хоботком капельку нектара с цветка. Принесённый нектар, мельчайшими капельками, раскладывается по пустым ячейкам сотов. В результате этого процесса из цветочного нектара получается мёд. В запечатанном виде мёд может храниться много лет.
Глава 2.
2.1Состав меда
Пчелиный мед — один из сложнейших естественных продуктов, в него входит более четырехсот различных компонентов.
Химический состав его не постоянен и подвержен значительным колебаниям, что зависит от состава нектара, из которого пчелы его изготовили, почвы, на которой росли медоносы; породы пчел, погодных и климатических условий, времени, прошедшего отбора нектара до извлечения меда из сотов, сроков и условий хранения. Однако есть основные группы веществ, которые постоянно присутствуют в нем.
В состав меда входит:
- Вода;
- Углеводы;
- Минеральные вещества;
- Витамины (С, В, РР и др.)
- Глюкоза;
- Фруктоза и другие
Глюкоза является важным источником энергии в организме, которая необходима человеку для поддержания ее жизнедеятельности. Именно она обеспечивает нормальное функционирование организма при интенсивных физических, эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
Фруктоза – это самый сладкий природный сахар, присутствующий в свободном виде в любых сладких фруктах, во многих овощах и в меде. Фруктоза нормализует уровень сахара в крови, укрепляет иммунную систему, снижает риск появления кариеса и диатеза.
Ценность мёда состоит в том, что содержащиеся в нем вещества способствуют восстановлению связи между органами, обеспечивая их взаимодействие, приводя к повышению иммунитета и сохранению нашего здоровья.
Глава3. Анкетирование и исследование качества меда.
3.1.Анкетирование
Мне интересно было узнать, что мои сверстники знают про мёд и его свойство. Мной было опрошено 33 обучающихся. В ходе опроса выяснилось, что мои сверстники очень любят мёд, знают, что мёдом можно лечиться. Но некоторые вопросы оказались трудными, и не все смогли ответить правильно, не смогли обосновать свой ответ. Поэтому эта тема заинтересовала меня, что можно расширить не только свои знания, но и знания своих сверстников. Ведь опрос показал, что окружающие знают недостаточно о старинном известном лекарстве – о мёде, а также о маленьких труженицах - пчелах.
Результаты анкетирования я занес в таблицу(см. приложение 1).
3.2 Опыты, доказывающие качества меда
Опыт 1.Проверка качества мёда с добавлением йода
Мёд разных видов растворяем в небольшом количестве воды и добавляем по капле йода. Один из двух растворов посинел. Значит, в меде присутствуют мука и крахмал.
Опыт 2. Проверка качества мёда с добавлением уксусной эссенции
Мёд растворяем в воде и добавляем немного уксусной эссенции. В стакане с натуральным мёдом не произошло видимых
видимых изменений, а во втором стакане раствор зашипел и
поменял цвет. Опыт показывает, что во втором растворе присутствует мел.
Опыт 3. Определение качества меда с бумажной салфеткой
На кусочек бумажной салфетки капнем мёд. Мёд, купленный в магазине, растёкся по бумаге, образовав при этом влажное пятно. Это значит, что мёд был добавлен сахар и вода.
Заключение
Я думаю, что в ходе этой работы я достиг свои цели: 1.Узнал, что такое мёд . Моя гипотеза, что пчелиный мёд обладает лечебными свойствами, подтвердилась. Вторая гипотеза, что мои сверстники много знают про пчёл и про целебные свойства мёда, подтвердилась не полностью. Я думаю, что если я познакомлю их своей работой, то они тоже заинтересуются этой темой. Третья гипотеза, что мёд никак нельзя подделать не подтвердилась, хотя мои образцы все были хорошего качества. Из беседы с родителями, со взрослыми и из разных источников я узнал, что мёд – самый подделываемый продукт. В результате изучения и анализа выявленных фактов и подтверждения их научными данными я пришёл к следующим выводам: 1.Мёд – это ценный лечебный продукт, вырабатываемый пчёлами. 2.Качественный мёд можно отличить от подделки.3. Пчела - это уникальное существо по своему поведению и трудолюбию.
С родителями мы решили помочь бабушке работать на пасеке, чтобы постоянно вести свои наблюдения за жизнью пчёл и кушать настоящий, неподдельный мёд
Список используемой литературы
1.«Пчеловодство» П.П. Крылов. Издательство « Клуб семейного досуга» Харьков, Белгород 2014
2.«Пчелы и пчеловодство» Ростов-на-Дону. Издательство «Проф-Пресс» 2013
3.«Медовые рецепты» И. Стеблин, Санкт-Петербург 2014.
4.«Мед и прополис: народный лечебник» А. Захарова. Санкт-Петербург Издательская компания «Невский проспект» 2013.
Интернет ресурсы:
1. Википедия // http://ru.wikipedia.org/wiki/Мёд
2. Все о меде // http://bashkir-med.narod.ru/bce.html
3. История меда, пчеловодства. Как появился мед и пчелы? http://www.medpodillya.com/stati/istoriya-meda
Приложение
Социологический опрос обучающихся 2-3 классов МБОУ «Карабай—Шемуршинская СОШ»