№п/п | Тема урока | Цели и задачи урока | Словарная работа | Оборудование | Практическая работа |
1. | География-наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. | Познакомиться с начальным курсом физической географии. Развивать и устную речь и мелкую моторику рук. Расширять представления об окружающем мире. | География, Х. Колумаб, Ф. Магеллан, Аристотель, Ф. Беллинзгаузен, Эратосфен. | Карта полушарий, атласы, глобусы, учебники, портреты путешественников. | обозначение на к/к маршрутов Х.Колумба, Ф. Магеллана, Ф. Беллинзгаузена и М. Лазарева. |
2. | Наблюдения за изменениями высоты солнца и погоды. | Изучить как меняется высота Солнца в течение дня и в разное время года. Расширять представления об окружающем мире. Воспитывать бережное отношение к природе. | Погода, ветер, метеостанция, метеорологи. | Учебники и атласы. | Практическая работа № 1 организация наблюдений за природой (фенологические наблюдения) или за погодой (метеорологические наблюдения). |
3. | Явления природы. | Познакомиться с явлениями природы | Метеорологические центры, ветер, шторм, ураган. | Учебники, презентация «Явления природы». | |
4. | Географические сведения о вашей местности и труде населения. | Изучить географическое положение нашей местности. Развивать и коррегировать устную речь, мелкую моторику рук, память, мышление. Воспитывать у детей нравственные качества. Расширять представления об окружающем мире. | Географическое положение. | Учебники. | |
5. | Горизонт. Линия горизонта. | Изучить горизонт и линию горизонта. Развивать и коррегировать устную речь и мелкую моторику рук, память, мышление. Воспитывать у детей нравственные качества. Расширять представления об окружающем мире. | Горизонт, небосвод, линия горизонта. | Учебники, презентация «Горизонт». | Индивидуальная работа по карточкам. |
6. | Стороны горизонта. | Изучить стороны горозонта. Развивать и коррегировать устную речь, память, мышление. Расширять представления об окружающем мире. Вызывать интерес к учебе. | Восток, запад, север, юг, ориентирование. | Учебники, плакат «Ориентирование на местности». | Практическая работа № 2 Зарисовка линии, сторон горизонта. |
7. | Компас и правила пользования им. | Познакомиться с компасом и научиться пользоваться им. Развивать и коррегировать память, речь. Вызвать мотивацию к дальнейшему обучению. | Компас. | Учебники, компасы, презентация «Компас». | Практическая работа № 3 Схематическая зарисовка компаса. Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу. |
8. | Ориентирование. | Закрепить представление о сторонах горизонта, познакомиться с ориентированием и азимутом. Развивать и коррегировать фонематический слух, зрительную память, мелкую моторику рук. Расширять представления об окружающем мире. Воспитывать бережное отношение к природе. | Созвездие, Большая и Малая Медведицы, Полярная звезда, азимут. | Учебники, тетради, презентация «Созвездия». | Практическая работа № 4 Ориентирование по сторонам горизонта. |
9. | Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам, природным объектам. | Научиться определять основные направления по компасу, Солнцу и местным приметам. | | Учебники, тетради. | Работа с компасом. |
10. | Рисунок и план предмета | Познакомиться со способами изображения земной поверхности. Познакомиться с планом местности и условными топографическими знаками. Развивать и коррегировать память, речь. Вызвать мотивацию к дальнейшему обучению. | План, аэрофотосъемка. | Атласы, учебники, топографическая карта. | Индивидуальная работа с топографическими знаками. |
11. | Масштаб Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу Использование в практической деятельности человека. | Изучить масштаб и его виды. Научиться решать задачи на масштаб. Развивать и коррегировать фонематический слух, зрительную память, мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к окружающим. | Масштаб. | Учебники, атласы, физическая карта России, политическая карта мира, политическая карта «Евразии», карта полушарий. | Решение задач на масштаб. |
12. | План класса. | Закрепить умение составлять схематический план класса. Развивать и коррегировать внимание, речь. Вызвать мотивацию к дальнейшему обучению. | План. | Учебники, атласы, листы формата А4, простые и цветные карандаши, линейка.. | Практическая работа № 5 Составление простейшего плана класса. Формирование приёмов работы. |
13. | План школьного участка. | Закрепить умение составлять схематический план школьного участка. Развивать и коррегировать речь, память и мышление. Вызвать мотивацию к дальнейшему обучению. | План, масштаб. | Учебники, атласы, листы формата А4, простые и цветные карандаши, линейка. | Практическая работа № 6 Глазомерная съёмка школьного участка. |
14. | Условные знаки плана местности. | Изучить условные знаки топографической карты. Развивать и коррегировать внимание, память. Воспитывать чувство любви к природе. | Картография, картографы, условные знаки. | Учебники, атласы, топографическая карта, цветные карандаши, линейки. | Индивидуальная работа по карточкам. |
15. | План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. | Сформировать понятие о географической карте. Показать неизбежность искажений на плоскости путём сравнения измерений расстояний на глобусе и карте. Формировать умение пользоваться легендой карт. Развивать и коррегировать внимание, память речь. Расширять представления об окружающем мире. | Карта, атласы. | Учебники, атласы, презентация «Географическая карта». | Индивидуальная работа по карточкам. |
16. | Условные цвета физической карты. | Изучить условные цвета физической карты. Формировать умение пользоваться легендой карт Развивать и коррегировать фонематический слух, умение слушать и слышать (аудирование), внимание, речь устную. Расширять представления об окружающем мире. | Физическая карта. | Учебники, атласы, цветные карандаши. | Зарисовка условных цветов физической карты. |
17. | Условные знаки физической карты. | Изучить условные знаки физической карты. Развивать и коррегировать внимание, память речь. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. | Физическая карта | Учебники, атласы, цветные карандаши. | Зарисовка условных знаков физической карты. |
18. | Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей. | Познакомиться с физической картой России. Закрепить и обобщить полученные знания за 1 четверть. Развивать и коррегировать мышление, внимание, мелкую моторику рук. | | Учебники, атласы. | Индивидуальная работа по карточкам. |
19. | Обобщающий урок. | Воспитывать чувство любви к природе. | | | |
20. | Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности | Изучить формы рельефа своей местности. Развивать и коррегировать внимание, память, мышление, фонематический слух. Воспитывать наблюдательность. Расширять представления об окружающем мире. | Рельеф. | Учебники, атласы, цветные карандаши. | |
21. | Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. | Изучить рельеф, его основные формы, равнины. Развивать и коррегировать внимание, память и мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность. | Равнина, подошва, холм, вершина, низменность, возвышенность, плоскогорья. | Учебники, атласы, цветной пластилин, презентация «Равнины, холмы». | Практическая работа № 7 Моделирование из пластилина равнины, холма. Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор, и.т.п.) |
22. | Овраги, их образование. | Изучить овраги и их образование. Развивать и коррегировать фонематический слух, зрительную память, мелкую моторику рук. Воспитывать чувство любви к природе и бережное отношение к окружающему миру. | Овраг, склон, устье. | Учебники, атласы, цветной пластилин, презентация «Овраг». | Практическая работа № 8 Моделирование из пластилина оврага, зарисовка строения оврага. Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор, и.т.п.) |
23. | Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов. | Изучить горы, землетрясения и извержения вулканов. Развивать и коррегировать внимание, память, речь. Воспитывать интерес, бережливость к окружающей среде. | Горы, горные хребты, горные долины, землетрясения, извержения вулканов, магма, кратер, лава, жерло, вулканологи, альпинизм. | Учебники, атласы, цветные карандаши, презентация «Вулканы». | Практическая работа № 9 Нанесение на к/к гор, равнин, вулканов. Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор, и.т.п.) |
24. | Вода на Земле. | Изучить воду на Земле. Развивать и коррегировать внимание, память, умение слушать и слышать, мелкую моторику. Воспитывать любовь к окружающей среде. | Море, океан | Учебники, атласы, цветные карандаши. | Практическая работа № 10 Проведение опытов: Вода: растворитель. Зарисовка схемы «Круговорот воды в природе». |
25. | Родник, его образование. | Изучить родники и их образование. Развивать и коррегировать внимание, речь. Воспитывать интерес к окружающему миру. | Родник, исток. | Учебники, атласы, цветные карандаши, презентация «Родник». | Зарисовка схемы «Образование подземных вод». |
26. | Колодец. Водопровод. | Изучить строение колодца и водопровода. Развивать и коррегировать внимание, память, речь и мелкую моторику рук. Вызывать интерес к окружающему миру. | Колодец, водопровод. | Учебники, атласы, цветные карандаши, презентация «Колодец». | Зарисовка схемы «Строение колодца и водопровода» |
27. | Река, ее части. | Изучить реки и ее части. Развивать и коррегировать память и мелкую моторику рук, память, мышление. Воспитывать самостоятельность, самоконтроль. | Река, устье, исток, приток, русло, ледник, половодье, водопады, ущелье. | Учебники, атласы, цветные карандаши, презентация «Реки». | Практическая работа № 11 Нанесение на к/к крупных рек и притоков Европы и Азии. Показ на физической карте России рек. |
28. | Как люди используют реки. | Изучить использование людьми рек. Развивать и коррегировать устную речь и мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к окру-жающему миру, бережное отношение к природе. | Орошения, каналы. | Учебники, атласы, цветные карандаши, презентация «Реки». | Индивидуальная работа по карточкам. |
29. | Озера, водохранилища, пруды. | Изучить озера, водохранилища, пруды. Развивать и коррегировать внимание, память, речь и мелкую моторику рук. Вызывать интерес к окружающему миру. | Озеро, сточное, пруды, бессточное. | Учебники, атласы, цветные карандаши, презентация «Озера». | Практическая работа № 12 Моделирование из пластилина озера, реки, пруда. |
30. | Разведение рыб, птиц. | Изучить породы рыб и птиц и их разведение. | | Учебники, цветные карандаши. | |
31. | Болота, их осушение. | Изучить образование болот. Развивать и коррегировать память и мелкую моторику рук, память, мышление. Воспитывать самостоятельность, самоконтроль. | Болото. | Учебники, атласы, цветные карандаши, презентация «Болото». | Индивидуальная работа по карточкам. |
32. | Океаны и моря. | Изучить океаны и моря. Развивать и коррегировать устную речь и мелкую моторику рук. | Океан, окраинные, внутренние, цунами. | Учебники, атласы, цветные карандаши, презентация «Океаны». | Индивидуальная работа по карточкам. |
33. | Явления природы: ураганы, штормы. | Изучить явления природы: ураганы и штормы. Развивать и коррегировать устную речь и мелкую моторику рук. | Ураганы и штормы. | Учебники и атласы. | |
34. | Острова и полуострова. | Познакомиться с островами и полуостровами. Развивать и коррегировать внимание, память и мелкую моторику рук. Воспитывать интерес учёбе. | Залив, полуостров, остров, залив, пролив, материк. | Учебники, атласы, цветные карандаши, презентация «Океаны». | Индивидуальная работа по карточкам. |
35. | Водоемы нашей местности. | Проверить приобретенные ЗУН. Развивать и коррегировать память и мелкую моторику рук, память, мышление. | | Учебники, атласы. | Тестовая работа. |
36. | Охрана воды от загрязнения. | Вызывать интерес к окружающему миру. | | Учебники, атласы. | |
37. | Обобщающий урок. | Воспитывать интерес к окру-жающему миру, бережное отношение к природе. | | Учебники, атласы. | |
38. | Повторение | Систематизация и обобщение знаний | | Учебники, атласы. | |
39. | Повторение | Систематизация и обобщение знаний | | Учебники, атласы. | |
ВСЕГО: | 39 часов |