Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 4 класс»
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена в соответствии с требованиями
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. (редакция от 02.06.2016, с изменениями и дополнениями);
Приказа Министерства образования и науки Российской федерации №1897 от 17.12.2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2017 г. №581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. №253»;
Авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Городецкого, М.В. Головановой«Литературное чтение 1 – 4 классы», руководитель проекта «Школа России» А.А.Плешаков Литературное чтение: Рабочие программы 1-4 классы-М. Просвещение 2013г.
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса на 2020 - 2021 учебный год составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Городецкого, М.В. Головановой«Литературное чтение 1 – 4 классы», руководитель проекта «Школа России» А.А.Плешаков Литературное чтение: Рабочие программы 1-4 классы-М.: Просвещение 2013г. Она отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.
Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком.
Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
Курс «Окружающий мир» для четвертого класса обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность (включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил), которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Согласно учебному плану школы на изучение окружающего мира в 4 классе отводится 70 часов в год из расчета: 2 часа в неделю (35 учебных недель), в том числе
2 часа на проведение контрольных работ,
7 часов на проведение практических работ,
6 часов на проведение тестирования,
1 час на проведение экскурсии,
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение курса «Окружающий мир» отведено 70 часов в год, 2 часа в неделю.
Контроль знаний
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
За год
Практическая работа
6
1
7
Тест
1
1
2
2
6
Контрольная работа
1
1
2
Экскурсия
1
1
График контролирующих материалов для оценки освоения школьниками планируемого содержания.
1четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
итого
Контрольная работа
1
1
2
ВПР
1
1
№
Вид работы
Тема
Страницы учебника
1
Практические
работы
Планеты Солнечной системы
1 часть с. 13-14
2
Звездное небо
1 часть с.16-17
3
Мир глазами географа
1 часть с.23
4
Когда и где?
1 часть с.38
5
Поиск и показ на физической карте морей, озер, рек России
1 часть с.69
6
Работа с картой «Природные зоны России»
1 часть с.82
7
Наши подземные богатства
1 часть с. 149
Тесты
10
Страницы Всемирной истории
2 часть с. 206-210
11
Страницы истории России
2 часть с. 211-216
12
Современная Россия
2 часть с. 216-219
13
Проекты
Всемирное наследие России
1 часть с. 204-205
14
Путешествие по городам мира
2 часть с. 2014-205
15
1 часть с. 209-213
16
ВПР
2.Планируемые результаты освоения предмета
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении мета-предметных результатов начального образования.
У четвероклассника продолжают формироваться регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
1) понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
У четвероклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:
1) оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника.
Достижению учащимися личностных и метапредметных результатов обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:
Метод проектов
Технологии уровневой дифференциации
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии
При реализации данной рабочей программы используются различные формы организации познавательной деятельности учащихся.
Индивидуальная работа учащихся на уроке подразумевает самостоятельную работу учащегося, подобранную в соответствии с уровнем его подготовки:
работа по карточкам;
работа у доски;
заполнение таблиц;
написание рефератов, докладов;
работа с учебниками
работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде)
Фронтальная работа:
беседа;
обсуждение;
сравнение;
Групповая форма:
деление класса на группы, которые получают либо одинаковое, либо дифференцированное задание и выполняют его совместно;
количественный состав групп зависит прежде всего от величины класса (примерно от трех до шести человек);
при этом члены группы должны выбираться учителем таким образом, чтобы в каждой находились ученики разного уровня подготовки. Это увеличивает возможную помощь слабым учащимся.
Сочетание этих форм организации познавательной деятельности учащихся позволит достичь ожидаемых результатов.
Проектно-исследовательская деятельность в процессе изучения предмета:
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности на уроках окружаещего мира является включение обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность.
Цель проектно-исследовательской деятельности – интеллектуальное и личностное развитие обучающихся, рост их компетентности в выбранной для исследования сфере.
Основными направлениями проектно-исследовательской деятельности на уроках окружающего мира в соответствии с ООП ООО являются исследование и творчество. Основная специфика исследовательских учебных проектов состоит в том, что научное исследование осуществляется через актуализацию темы, выдвижение гипотезы с последующей проверкой и обсуждение полученных результатов.
Основная тематика учебных проектов в 4 классе
Название темы/раздела
Название проекта
«Земля и человечество»
Всемирное наследие России
« Современная Россия»
Путешествие по городам мира
3.Содержание программы (70 часов )
Земля и человечество 10 (часов )
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Звездное небо – великая «книга природы.»
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Прошлое и настоящее глазами эколога .Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды -- задача всего человечества .Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: движение Земли вокруг оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звездного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами.
Природа России (11 часов )
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны. Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России .Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей. Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; поиск и показ на физической карте морей, озер и рек России; поиск и показ на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зоне пустынь, в зоне субтропиков.
Родной край – часть большой страны ( 13 часов)
Наш край на карте Родины .Карта родного края. Форма земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества. вязи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.
Экскурсии 1: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы Всемирной истории ( 5 часов)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого .Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединявшие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия .Новейшее время. Представление о скорости перемен 20 в., достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории России ( 20 часов )
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура. Быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в13-15 вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский, Московская Русь. Московские князья собиратели русских земель. Дмитрий Донской, Куликовская битва Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны 13-15 вв.
Наше Отечество В 16-17 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в 13-15 вв.
Россия в 19 веке – начале 20 века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение М.И.Кутузов. Царь – освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в 19 – начале 20 вв.
Россия в 20 веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй -- последний император России. .Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е годы . Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы -- всенародный праздник.
Наша страна в 1945-1991гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю.А.Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е годы 20 в. Культура России в 20 веке.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края ( города, села )
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия ( 10 часов )
Мы -- граждане России. Конституция России -- наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны. Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах
Учебно – тематический план
№
Наименование раздела и тем
Всего часов
1
Земля и человечество
10 ч
2
Природа России
11ч
3
Родной край -- часть большой страны
13 ч
4
Страницы Всемирной истории
5 ч
5
Страницы истории России
21 ч
6
Современная Россия
10 ч
Итого
70 часов
4. Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата
проведения урока
По плану
Фактически
Раздел «Земля и человечество»
( 10 ч. )
1
Мир глазами астронома..
1
2
Планеты Солнечной системы. Практическая работа №1. «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца».
1
3
Звездное небо –Великая книга Природы. Практическая работа №2. «Знакомство с картой звездного мира»
1
4
Мир глазами географа. Практическая работа №3. «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте».
1
5
Мир глазами историка. Стартовая диагностика
1
6
Когда и где? Практическая работа №4. «Знакомство с историческими картами».
1
7
Мир глазами эколога.
1
8
Природное сообщество «Водоем».Экскурсия № 1.
1
9
Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие.
1
10
Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. Тест № 1
1
Радел «Природа России»
( 11 ч. )
11
Равнины и горы России. Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России».
1
12
Моря, озера и реки России».Практическая работа №6 «Поиск и показ на физической карте морей, озер и рек России».
1
13
Природные зоны России. Практическая работа №7 «Поиск и показ на карте природные зоны России».
1
14
Зона арктических пустынь. Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике».
1
15
Тундра. Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре».
1
16
Леса России. Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов».
1
17
Растения и животные леса. Экскурсия №2.
1
18
Лес и человек. Проверочная работа №1.
1
19
Зона степей. Практическая работа № 11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей».
1
20
Пустыни. Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков».
1
21
У Черного моря. Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков». Тест №2.
1
Раздел «Родной край – часть большой страны
(13 ч. )
22
Родной край – часть большой страны. Экскурсия № 3.
1
23
Наш край. Практическая работа№14 «Знакомство с картой родного края».
1
24
Поверхность нашего края.
1
25
Водные богатства нашего края.
1
26
Наши подземные богатства. Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств».
1
27
Земля-кормилица.
1
28
Жизнь леса. Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание».
1
29
Жизнь луга. Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание».
1
30
Жизнь в пресных водах. Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание»
1
31
Растениеводство в нашем крае. Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание».
1
32
Проверим себя и оценим свои достижения. Промежуточная диагностическая работа.
1
33
Животноводство в нашем крае.
1
34
Презентация проектов. Тест №3.
1
Раздел « Страницы Всемирной истории»
( 5 ч.)
35
Начало истории человечества.
1
36
Мир древности : далекий и близкий.
1
37
Средние века: время рыцарей и замков.
1
38
Новое время: встреча Европы и Америки.
1
39
Новейшее время: история продолжается сегодня. Тест №4
1
Раздел «Страницы истории России»
(21 ч.)
40
Жизнь древних славян
1
41
Во времена Древней Руси.
1
42
Страна городов
1
43
Из книжной сокровищницы Древней Руси.
1
44
Трудные времена на Русской земле.
1
45
Русь расправляет крылья.
1
46
Куликовская битва.
1
47
Иван Третий.
1
48
Мастера печатных дел.
1
49
Патриоты России.
1
50
Петр Великий.
1
51
Петр Великий.
52
Михаил Васильевич Ломоносов.
1
53
Екатерина Великая. Проверочная работа №2
1
54
Отечественная война 1812 года.
1
55
Страницы истории 19 века.
1
56
Россия вступает в 20 век.
1
57
Страницы истории 1920-1930-х годов.
1
58
Великая война и великая Победа.
1
59
Великая война и великая Победа.
1
60
Страна, открывшая путь в космос. Тест №5
1
Раздел « Современная Россия»
(10 ч. )
61
Основной закон России и права человека.
1
62
Мы – граждане России.
1
63
Славные символы России.
1
64
Такие разные праздники.
1
65
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие Итоговая диагностическая работа.
1
66
Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)
1
67
Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России).
1
68
Путешествие по России (по Волге, по югу России).
1
69
Презентация проектов.
1
70
Презентация проектов.
1
5. Перечень учебно-методического обеспечения
Программа: «Школа России», научный руководитель комплекта:А.А.Плешаков, издательство: М. «Просвещение» 2011г.
УМК: учебник «Окружающий мир» для 4кл.в 2 –х частях, автор:ПлешаковА.А. Издательство: М. «Просвещение» 2016г.
Литература для учителя:
ПлешаковА.А. От земли до неба: Атлас–определитель по природоведению и экологии для учащихся нач. кл. – М.: Просвещение, 2011.
Тихомирова Е. Н. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3класс. изд. - М.: « Экзамен» 2015
Литература для учащихся:
1.Плешаков А.А.. Учебник Окружающий мир 4 класс в 2 ч.М.:«Просвещение». 2015
2. Плешаков А.А.. «От земли до неба»; Атлас-определитель..М.:«Просвещение». 2011
Наглядные пособия:
натуральные живые пособия – комнатные растения;
гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
географические и исторические карты;
предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Средства фиксации окружающего мира
фотокамера
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1.Термометры для измерения температуры воздуха, воды;