kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК "Школа России"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 4 класс»

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена в соответствии с требованиями

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. (редакция от 02.06.2016, с изменениями и дополнениями);

  • Приказа Министерства образования и науки Российской федерации №1897 от 17.12.2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.);

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2017 г. №581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. №253»;

  • Авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Городецкого, М.В. Головановой«Литературное чтение 1 – 4 классы», руководитель проекта «Школа России» А.А.Плешаков Литературное чтение: Рабочие программы 1-4 классы-М. Просвещение 2013г.

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса на 2020 - 2021 учебный год составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Городецкого, М.В. Головановой«Литературное чтение 1 – 4 классы», руководитель проекта «Школа России» А.А.Плешаков Литературное чтение: Рабочие программы 1-4 классы-М.: Просвещение 2013г. Она отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.


Изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.

Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком.

Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

Курс «Окружающий мир» для четвертого класса обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность (включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил), которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Согласно учебному плану школы на изучение окружающего мира в 4 классе отводится 70 часов в год из расчета: 2 часа в неделю (35 учебных недель), в том числе

2 часа на проведение контрольных работ,

7 часов на проведение практических работ,

6 часов на проведение тестирования,

1 час на проведение экскурсии,

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение курса «Окружающий мир» отведено 70 часов в год, 2 часа в неделю.

Контроль знаний


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

За год

Практическая работа

6

1



7

Тест

1

1

2

2

6

Контрольная работа

1


1


2

Экскурсия


1



1


График контролирующих материалов для оценки освоения школьниками планируемого содержания.


1четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

итого

Контрольная работа

1


1


2

ВПР




1

1


Вид работы

Тема

Страницы учебника

1




Практические

работы

Планеты Солнечной системы

1 часть с. 13-14

2

Звездное небо

1 часть с.16-17

3

Мир глазами географа

1 часть с.23

4

Когда и где?

1 часть с.38

5

Поиск и показ на физической карте морей, озер, рек России

1 часть с.69

6

Работа с картой «Природные зоны России»

1 часть с.82

7

Наши подземные богатства

1 часть с. 149




Тесты






10

Страницы Всемирной истории

2 часть с. 206-210

11

Страницы истории России

2 часть с. 211-216

12

Современная Россия

2 часть с. 216-219

13

Проекты



Всемирное наследие России

1 часть с. 204-205

14

Путешествие по городам мира

2 часть с. 2014-205

15



1 часть с. 209-213

16

ВПР




2.Планируемые результаты освоения предмета

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении мета-предметных результатов начального образования.

У четвероклассника продолжают формироваться регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

- Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

1) понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

У четвероклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:

1) оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника.

Достижению учащимися личностных и метапредметных результатов обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:


  • Метод проектов

  • Технологии уровневой дифференциации

  • Информационно-коммуникационные технологии

  • Здоровьесберегающие технологии

При реализации данной рабочей программы используются различные формы организации познавательной деятельности учащихся.

Индивидуальная работа учащихся на уроке подразумевает самостоятельную работу учащегося, подобранную в соответствии с уровнем его подготовки:

  • работа по карточкам;

  • работа у доски;

  • заполнение таблиц;

  • написание рефератов, докладов;

  • работа с учебниками

  • работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде)

Фронтальная работа:

  • беседа;

  • обсуждение;

  • сравнение;

Групповая форма:

  • деление класса на группы, которые получают либо одинаковое, либо дифференцированное задание и выполняют его совместно;

  • количественный состав групп зависит прежде всего от величины класса (примерно от трех до шести человек);

  • при этом члены группы должны выбираться учителем таким образом, чтобы в каждой находились ученики разного уровня подготовки. Это увеличивает возможную помощь слабым учащимся.

Сочетание этих форм организации познавательной деятельности учащихся позволит достичь ожидаемых результатов.

Проектно-исследовательская деятельность в процессе изучения предмета:

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности на уроках окружаещего мира является включение обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность.

Цель проектно-исследовательской деятельности – интеллектуальное и личностное развитие обучающихся, рост их компетентности в выбранной для исследования сфере.

Основными направлениями проектно-исследовательской деятельности на уроках окружающего мира в соответствии с ООП ООО являются исследование и творчество. Основная специфика исследовательских учебных проектов состоит в том, что научное исследование осуществляется через актуализацию темы, выдвижение гипотезы с последующей проверкой и обсуждение полученных результатов.

Основная тематика учебных проектов в 4 классе

Название темы/раздела

Название проекта

«Земля и человечество»

Всемирное наследие России

« Современная Россия»

Путешествие по городам мира

3.Содержание программы (70 часов )

Земля и человечество 10 (часов )

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Звездное небо – великая «книга природы.»

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Прошлое и настоящее глазами эколога .Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды -- задача всего человечества .Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: движение Земли вокруг оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звездного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами.

Природа России (11 часов )

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны. Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России .Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей. Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; поиск и показ на физической карте морей, озер и рек России; поиск и показ на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зоне пустынь, в зоне субтропиков.

Родной край – часть большой страны ( 13 часов)

Наш край на карте Родины .Карта родного края. Форма земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества. вязи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

Экскурсии 1: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы Всемирной истории ( 5 часов)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого .Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединявшие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия .Новейшее время. Представление о скорости перемен 20 в., достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России ( 20 часов )

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура. Быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в13-15 вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский, Московская Русь. Московские князья собиратели русских земель. Дмитрий Донской, Куликовская битва Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны 13-15 вв.

Наше Отечество В 16-17 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в 13-15 вв.

Россия в 19 веке – начале 20 века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение М.И.Кутузов. Царь – освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в 19 – начале 20 вв.

Россия в 20 веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй -- последний император России. .Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е годы . Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы -- всенародный праздник.

Наша страна в 1945-1991гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю.А.Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е годы 20 в. Культура России в 20 веке.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края ( города, села )

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия ( 10 часов )

Мы -- граждане России. Конституция России -- наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны. Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах

Учебно – тематический план

Наименование раздела и тем

Всего часов

1

Земля и человечество

10 ч

2

Природа России

11ч

3

Родной край -- часть большой страны

13 ч

4

Страницы Всемирной истории

5 ч

5

Страницы истории России

21 ч

6

Современная Россия

10 ч


Итого

70 часов

4. Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс

Тема урока

Кол-во часов

Дата

проведения урока

По плану

Фактически


Раздел «Земля и человечество»

( 10 ч. )



1

Мир глазами астронома..

1



2

Планеты Солнечной системы. Практическая работа №1. «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца».

1



3

Звездное небо –Великая книга Природы. Практическая работа №2. «Знакомство с картой звездного мира»

1



4

Мир глазами географа. Практическая работа №3. «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте».

1



5

Мир глазами историка. Стартовая диагностика

1



6

Когда и где? Практическая работа №4. «Знакомство с историческими картами».

1



7

Мир глазами эколога.

1



8

Природное сообщество «Водоем».Экскурсия № 1.

1



9

Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие.

1



10

Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. Тест № 1

1




Радел «Природа России»

( 11 ч. )



11

Равнины и горы России. Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России».

1



12

Моря, озера и реки России».Практическая работа №6 «Поиск и показ на физической карте морей, озер и рек России».

1



13

Природные зоны России. Практическая работа №7 «Поиск и показ на карте природные зоны России».

1



14

Зона арктических пустынь. Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике».

1



15

Тундра. Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре».

1



16

Леса России. Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов».

1



17

Растения и животные леса. Экскурсия №2.

1



18

Лес и человек. Проверочная работа №1.

1



19

Зона степей. Практическая работа № 11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей».

1



20

Пустыни. Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков».

1



21

У Черного моря. Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков». Тест №2.

1




Раздел «Родной край – часть большой страны

(13 ч. )



22

Родной край – часть большой страны. Экскурсия № 3.

1



23

Наш край. Практическая работа№14 «Знакомство с картой родного края».

1



24

Поверхность нашего края.

1



25

Водные богатства нашего края.

1



26

Наши подземные богатства. Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств».

1



27

Земля-кормилица.

1



28

Жизнь леса. Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание».

1



29

Жизнь луга. Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание».

1



30

Жизнь в пресных водах. Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание»

1



31

Растениеводство в нашем крае. Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание».

1



32

Проверим себя и оценим свои достижения. Промежуточная диагностическая работа.

1



33

Животноводство в нашем крае.

1



34

Презентация проектов. Тест №3.

1



Раздел « Страницы Всемирной истории»

( 5 ч.)



35

Начало истории человечества.

1



36

Мир древности : далекий и близкий.

1



37

Средние века: время рыцарей и замков.

1



38

Новое время: встреча Европы и Америки.

1



39

Новейшее время: история продолжается сегодня. Тест №4

1




Раздел «Страницы истории России»

(21 ч.)



40

Жизнь древних славян

1



41

Во времена Древней Руси.

1



42

Страна городов

1



43

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1



44

Трудные времена на Русской земле.

1



45

Русь расправляет крылья.

1



46

Куликовская битва.

1



47

Иван Третий.

1



48

Мастера печатных дел.

1



49

Патриоты России.

1



50

Петр Великий.

1



51

Петр Великий.




52

Михаил Васильевич Ломоносов.

1



53

Екатерина Великая. Проверочная работа №2

1



54

Отечественная война 1812 года.

1



55

Страницы истории 19 века.

1



56

Россия вступает в 20 век.

1



57

Страницы истории 1920-1930-х годов.

1



58

Великая война и великая Победа.

1



59

Великая война и великая Победа.

1



60

Страна, открывшая путь в космос. Тест №5

1




Раздел « Современная Россия»

(10 ч. )



61

Основной закон России и права человека.

1



62

Мы – граждане России.

1



63

Славные символы России.

1



64

Такие разные праздники.

1



65

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие Итоговая диагностическая работа.

1



66

Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)

1



67

Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России).

1



68

Путешествие по России (по Волге, по югу России).

1



69

Презентация проектов.

1



70

Презентация проектов.

1







5. Перечень учебно-методического обеспечения

Программа: «Школа России», научный руководитель комплекта:А.А.Плешаков, издательство: М. «Просвещение» 2011г.

УМК: учебник «Окружающий мир» для 4кл.в 2 –х частях, автор:ПлешаковА.А. Издательство: М. «Просвещение» 2016г.

Литература для учителя:

ПлешаковА.А. От земли до неба: Атлас–определитель по природоведению и экологии для учащихся нач. кл. – М.: Просвещение, 2011.

Тихомирова Е. Н. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3класс. изд. - М.: « Экзамен» 2015

Литература для учащихся:

1.Плешаков А.А.. Учебник Окружающий мир 4 класс в 2 ч.М.:«Просвещение». 2015

2. Плешаков А.А.. «От земли до неба»; Атлас-определитель..М.:«Просвещение». 2011

Наглядные пособия:

натуральные живые пособия – комнатные растения;

гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;

коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;

географические и исторические карты;

предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Средства фиксации окружающего мира

фотокамера

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1.Термометры для измерения температуры воздуха, воды;

2.Лупа;

3.Компас;

4.Часы с синхронизированными стрелками;

5.Микроскоп (по возможности);

6.Модели дорожных знаков;

7.Муляжи фруктов


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Автор: Галина Константиновна Буцкая

Дата: 24.12.2021

Номер свидетельства: 596058

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Рабочая программа. Окружающий мир. 2 класс УМК "Перспектива""
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia_programma_okruzhaiushchii_mir_2_klass_umk_perspektiva"
    ["file_id"] => string(6) "564731"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1606549828"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа. Окружающий мир. 1 класс"
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia_programma_okruzhaiushchii_mir_1_klass_2"
    ["file_id"] => string(6) "612425"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1661893479"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Рабочая программа.Окружающий мир (3 класс) "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-okruzhaiushchii-mir-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "191861"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427376689"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа для 2 класса. Окружающий мир"
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia_proghramma_dlia_2_klassa_okruzhaiushchii_mir"
    ["file_id"] => string(6) "458113"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1518949117"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа "Окужающий мир" для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-okuzhaiushchii-mir-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "128076"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415434643"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства