Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений автора А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4классы» и ориентирована на учебно-методический комплект «Школа России»
Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2018.
Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2020.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного курса
Как устроен мир – 8 ч.
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы.
Связи в природе. Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память,
мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества.
Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.
Эта удивительная природа – 18 ч.
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества. Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.
Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
«Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.
Мы и наше здоровье – 10 ч.
Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.
Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Практические работы:знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.
Наша безопасность – 8 ч.
Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб.
Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.
Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем.
Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность.
Как уберечься от молнии. Ядовитые растения и грибы. Опасности, которые несут змеи. Правила безопасности при общении с кошками и собаками.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха. Как защитится от загрязненной воды. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Чему учит экономика – 12 ч.
Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.
Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность человека.
Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.
Растениеводство. Зерновые культуры. Овощные и плодовые культуры. Кормовые культуры. Прядильные культуры. Животноводство. Разведение животных на пасеке, на птицеферме, в пруду, на животноводческой ферме. Как трудятся животноводы.
Промышленность – отрасль экономики. Какая бывает промышленность.
Что такое деньги. Обмен товарами: бартер, купля-продажа. Деньги. Денежные единицы. Лицевая и оборотная сторона монеты. Заработная плата и сбережения. Бюджет план доходов и расходов. Налоги. Государственный бюджет: доходы и расходы. Семейный бюджет. Какие бывают доходы в семье: зарплата, стипендия, пенсия, прибыль от фирмы, гонорар. Какие бывают расходы в семье. Взаимосвязь экономики и экологии. Экологическая катастрофа. Две стороны экономики: производство необходимой продукции, вред, который наносится окружающей среде. Значение экологических прогнозов.
Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых и определение их названий, рассматривание монет, рассматривание гербарных культурных растений и составление описаний растений.
Путешествие по городам и странам – 12 ч.
Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.
Бережное отношение к культурному наследию человечества.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
Примечание
план
факт
Как устроен мир
8
1.
Природа. Ценность природы для людей
1
2.
Человек.
1
3.
Общество.
1
4.
Российская Федерация
1
5.
О чём расскажет план
1
6.
Что такое экология.
1
7.
Наши проекты: «Богатства, отданные людям». Странички для любознательных.
1
8.
Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа.
1
Эта удивительная природа
18
9.
Звёздное небо – Великая книга Природы
1
10.
Тела, вещества, частицы.
1
11.
Разнообразие веществ
1
12.
Воздух и его охрана.
1
13.
Вода.
1
14.
Превращения и круговорот воды.
1
15.
Берегите воду!
1
16.
Что такое почва.
1
17.
Разнообразие растений.
1
18.
Солнце, растения и мы с вами.
1
19.
Размножение и развитие растений.
1
20.
Охрана растений.
1
21.
Разнообразие животных. Кто что ест.
1
22.
Размножение и развитие животных.
1
23.
Охрана животных.
1
24.
В царстве грибов.
1
25.
Наши проекты: «Разнообразие природы родного края». Странички для любознательных.
1
26.
Обобщение знаний по теме: «Эта удивительная природа». Проверочная работа.
1
Мы и наше здоровье
10
27.
Организм человека.
1
28.
Органы чувств.
1
29.
Надёжная защита организма.
1
30.
Опора тела и движение.
1
31.
Наше питание.
1
32.
Дыхание и кровообращение.
1
33.
Умей предупреждать болезни.
1
34.
Здоровый образ жизни.
1
35.
Проект «Школа кулинаров». Странички для любознательных.
1
36
Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа.
1
Наша безопасность
8
37.
Огонь, вода и газ.
1
38
Чтобы путь был счастливым.
1
39.
Дорожные знаки.
1
40.
Опасные места.
1
41.
Природа и наша безопасность.
1
42.
Экологическая безопасность.
1
43.
Наши проекты: «Кто нас защищает». Странички для любознательных.
1
44.
Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа.
1
Чему учит экономика
12
45.
Для чего нужна экономика.
1
46.
Природные богатства и труд людей – основа экономики.
1
47.
Полезные ископаемые
1
48.
Растениеводство.
1
49.
Животноводство.
1
50.
Какая бывает промышленность.
1
51.
Что такое деньги.
1
52.
Государственный бюджет.
1
53.
Семейный бюджет.
1
54.
Экономика и экология.
1
55.
Наши проекты: «Экономика родного края». Странички для любознательных.
1
56.
Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа.
1
Путешествие по городам и странам
12
57,58
Золотое кольцо России.
2
59.
Наши ближайшие соседи.
1
60.
На севере Европы.
1
61.
Что такое Бенилюкс.
1
62.
В центре Европы.
1
63.
По Франции и Великобритании.
1
64.
Итоговая диагностическая работа
1
65.
На юге Европы.
1
66.
Всемирное наследие.
1
67.
Наши проекты: «Музей путешествий». Странички для любознательных.
1
68.
Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа.