Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 2 класс»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
140007, Российская Федерация, Московская область, г. Люберцы, ул. Камова, д. 4
Тел. +7 (499) 110-49-43, e-mail: [email protected], www.stemschool.ru
СОГЛАСОВАНАУТВЕРЖДАЮ
на заседании Директор МОУ
педагогического совета «Инженерно-технологический лицей» Протокол № ___________ А. А. Игнатьев
от августа 2021 г. Приказ №___от августа 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий мир»
Уровень образования (класс): начальное общее образование (2 класс)
Составитель:
Корнюшина Н. В.
г. о. Люберцы
2020 – 2021 учебный год
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
Программа «Школа России»
2 класс
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
- формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладеет начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
- планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
- контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные УУД:
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
- использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
- осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
- моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные УУД:
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
- высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
- составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Где мы живем?
Обучающийся научится:
- находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России; различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
- называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся; сравнивать город и село, городской и сельский дома.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать особую роль России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
Природа
Обучающийся научится:
- различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
- различать объекты и явления неживой и живой природы; находить связи в природе, между природой и человеком;
- измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
- определять объекты природы с помощью атласа-определителя; сравнивать объекты природы, делить их на группы;
- ухаживать за комнатными растениями;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осваивать доступными способами изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
- связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
- наблюдать за погодой и описывать её;
- определять стороны света по солнцу и по компасу;
- различать изученные группы растений и животных;
- проводить наблюдения и ставить опыты;
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); выполнять правила поведения в природе;
Жизнь города и села
Обучающийся научится:
- прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей; узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение; различать виды транспорта;
- приводить примеры учреждений культуры и образования; определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
- оценивать отношение людей к окружающему миру;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью села, трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД.
Здоровье и безопасность
Обучающийся научится:
- различать внешнее и внутреннее строение тела человека; правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу; различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
- соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
- правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.
Общение
Обучающийся научится:
- соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки; различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
- соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах.
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников; приводить примеры семейных традиций.
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.
Путешествия
Обучающийся научится:
- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
2. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
(68 ч, 2 ч в неделю)
Где мы живём? (4 ч)
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города. Что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения.
Какие бывают животные: насекомые рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников. Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе.
Экскурсия:наблюдение осенних изменений в природе.
Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия города. Строительство в городе.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсия: наблюдение зимних явлений в природе.
Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте).
Практическая работа: отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практические работы: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.
3. Тематическое планирование
2 класс
№
Наименования разделов
Количество часов
1
Где мы живем.
4
2
Природа.
20
3
Жизнь города и села.
10
4
Здоровье и безопасность.
9
5
Общение.
7
6
Путешествия.
18
Итого:
68
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
2 «И» класс
(68 ч., 2 ч. в нед.)
№ п/п
Тема урока
Планируемая дата
Фактическая дата
Где мы живем (4 ч).
1/1
Родная страна.
2/2
Город и село. Подготовка к проекту « Родной город».
3/3
Природа и рукотворный мир.
4/4
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем?».
Природа (20 ч).
5/1
Неживая и живая природа.
6/2
Явления природы. Практическая работа «Знакомство с устройством термометров».
7/3
Что такое погода.
8/4
В гости к осени (экскурсия).
9/5
В гости к осени (урок).
10/6
Звёздное небо.
11/7
Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа «Знакомство с горными породами и минералами».
12/8
Про воздух.
13/9
Про воду. Практическая работа «Свойства воды».
14/10
Какие бывают растения. Практическая работа «Распознавание деревьев, кустарников и трав».
15/11
Какие бывают животные.
16/12
Невидимые нити.
17/13
Дикорастущие и культурные растения.
Практическая работа «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений».
18/14
Дикие и домашние животные.
19/15
Комнатные растения. Практическая работа«Приемы ухода за комнатными растениями».
20/16
Животные живого уголка.
21/17
Про кошек и собак.
22/18
Красная книга.
23/19
Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту».
24/20
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».
Жизнь города и села (10 ч).
25/1
Что такое экономика.
26/2
Из чего что сделано.
27/3
Как построить дом.
28/4
Какой бывает транспорт.
29/5
Культура и образование.
30/6
Все профессии важны. Проект «Профессии».
31/7
В гости к зиме (экскурсия).
32/8
В гости к зиме (урок).
33/9
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».
34/10
Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии».
Здоровье и безопасность (9 ч).
35/1
Строение тела человека.
36/2
Если хочешь быть здоров.
37/3
Берегись автомобиля!
38/4
Школа пешехода. Практическая работа«Отработка правил перехода улицы».
39/5
Домашние опасности.
40/6
Пожар.
41/7
На воде и в лесу.
42/8
Опасные незнакомцы.
43/9
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».
Общение (7 ч).
44/1
Наша дружная семья.
45/2
Проект «Родословная».
46/3
В школе.
47/4
Правила вежливости. Практическая работа«Отработка основных правил этикета».
48/5
Ты и твои друзья.
49/6
Мы – зрители и пассажиры.
50/7
Проверим себя и оценим сои достижения по разделу «Общение».
Путешествия (18 ч).
51/1
Посмотри вокруг.
52/2
Ориентирование на местности. Практическая работа«Определение сторон горизонта по компасу».
53/3
Ориентирование на местности.
54/4
Формы земной поверхности.
55/5
Водные богатства.
56/6
В гости к весне (экскурсия).
57/7
В гости к весне (урок).
58/8
Россия на карте. Практическая работа«Основные приемы чтения карты».
59/9
Путешествие по Москве.
60/10
Московский Кремль.
61/11
Город не Неве. Проект «Города России».
62/12
Итоговая контрольная работа.
63/13
Путешествие по планете.
64/14
Путешествие по материкам.
65/15
Страны мира. Проект «Страны мира».
66/16
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».
67/17
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».