Рабочая программа содержит: сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания; сведения об УМК; планируемые результаты изучения учебного предмета,основное содержание; количество часов, на которое рассчитана рабочая программа; календарно-тематическое планирование; контрольно-измерительные материалы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс»
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания.
Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1 – 4 классы, М: Просвещение, 2014 год.
Сведения об УМК
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях (Ч. 1 – 96 с., ч. 2 – 96 с.) М. Просвещение 2016г.
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях (Ч. 1 – 80 с., ч. 2 – 64 с.) М. Просвещение 2017г.
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. и др. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс М. Просвещение 2016г.
Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. (Под ред. Плешакова А.А.) Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику Окружающий мир (1 CD) М. Просвещение 2016г.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
Регулятивные:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану;
учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем;
уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах);
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры);
формировать умение работать в группах и парах.
Предметные
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Основное содержание учебного предмета
Содержание предмета
Основные виды деятельности учащихся
Мы и наш мир
Дорога в школу — дорога к открытию мира.
Наш мир — это природа, культура и мы, люди. Неживая и живая природа. Культура. Мы — это я и другие люди, живущие в согласии друг с другом. Разные народы Земли. Наш мир — это все, что мы любим, понимаем, знаем. Люди — творцы культуры.
Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за околицу села в мир красок и звуков родной природы.
Рассказывать о мире, опираясь на материалы учебника и собственные представления. Обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Моделировать и изображать безопасный маршрут от дома до школы. Запомнить домашний адрес и адрес школы. Составлять распорядок дня, определять в нём время ухода в школу и возвращения домой. Различать, определять и называть объекты природы и предметы культуры. Сравнивать современную и старинную классную комнату. Различать старинные и современные школьные принадлежности. Моделировать ситуацию обучения в старинной школе, в том числе школе недавнего, ХХ века.
Наш класс
Наш класс в школе. Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Учитель — наставник и друг. Правила поведения в классе и школе, организация труда и отдыха. Природа в классе — источник радости, красоты и знаний. Комнатные растения. Части растения. Уход за комнатными растениями. Разнообразие растений возле школы. Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Аквариум и его обитатели, другие животные живого уголка. Необходимость бережного отношения к ним, уход за ними. Разнообразие животных: насекомые, рыбы, птицы, звери; основные отличительные признаки этих групп. Любовь к растениям и животным, забота о них — важная часть счастливой жизни культурного человека.
Распорядок учебного дня — разумное чередование учебной работы и отдыха. Книга — первый помощник в учебе с давних времен. Игры во время переменок, на уроке физкультуры, в группе продленного дня — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Мир детских игрушек и детского фольклора.
Блок внеклассной, внешкольной работы: участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного края. Путешествие (с участием родителей) за город, за околицу села для знакомства с природой в ее естественных формах.
Характеризовать совместные и индивидуальные способы работы на предыдущих уроках.
Придумывать и делать подписи к фотографиям из жизни класса (с 1 сентября до предыдущего урока).
Сравнивать эти фотографии, определять и описывать изменения в отношениях друг к другу за месяц учёбы в школе.
Составлять предложения со словами «мы», «я», «дружный класс».
Оценивать сложившиеся отношения в классе, выявлять положительные, предлагать изменения негативных ситуаций.
Оказывать посильную помощь одноклассникам, плохо владеющим русским языком, в учебной и внеклассной деятельности.
Наш дом и семья
Мы в семье — это я и мои родные. Отношения в семье: любовь к детям, уважение к старшим, взаимопонимание и взаимопомощь. Родословное древо. Семейный архив и реликвии — семейная память. Я и члены моей семьи — часть моего народа. Культура моего народа (рукотворная и нерукотворная) хранится в семье и передается от одного поколения к другому.
Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Как рождаются вещи (превращение природных материалов в изделия благодаря труду людей). Красивые камни в нашем доме; изделия из камня — соединение красоты природы, фантазии и мастерства людей. Комнатные растения у нас дома. Растения огорода и сада. Овощи и фрукты на нашем столе. Как появляются на столе хлеб и каша, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения. Собака и кошка — животные, прирученные человеком в глубокой древности. Породы собак и кошек. Дикие и домашние животные. Наши коллекции: фигурки животных, игрушки, изображающие животных, и т. д. — соединение образов природы и творчества человека.
Называть, с опорой на собственный опыт термины родства. Определять с их помощью свои отношения с каждым из членов семьи. Подсчитывать количество терминов родства в применении к себе со стороны родных. Характеризовать с помощью ключевых слов эмоциональные отношения между членами семьи. Перечислять «волшебные слова семейного счастья», в том числе в языках народов своего края. Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье.
Заполнять по образцу схему родословного древа семьи.
Приводить примеры пословиц и поговорок о семье, в том числе из творчества народов своего края.
Называть ласкательные формы терминов родства, в том числе в языках народов своего края.
Представлять (в любой форме) колыбельную песню своего народа.
Находить и называть ласковые слова в тексте колыбельной.
Иллюстрировать текст.
Называть старинные предметы быта на языке своего народа.
Называть имена героев любимых в семье народных сказок, былин, преданий.
Ритм жизни в семье — основа здорового образа жизни. Режим дня, личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице.
Блок внеклассной, внешкольной работы: выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родословное древо», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи».
Называть имена героев любимых в семье народных сказок, былин, преданий.
Подбирать пословицы, передающие смысл данного произведения.
Город и село
Мы в городе, селе — это я и мои земляки. Красота любимого города, родного села. Сочетание мира природы и мира культуры в городе, селе. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом, о наших земляках, их трудах и подвигах. Любовь к своему городу, селу — чувство, необходимое для счастливой жизни человека.
Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Разнообразие растений города. Лиственные и хвойные деревья. Растения цветника. Ботанический сад — царство удивительных растений, созданное человеком. Парки, скверы, заповедные места края — наше общее культурное богатство. Разнообразие животных парка, необходимость бережного отношения к ним. Зоопарк — живой музей под открытым небом. Правила поведения в зоопарке.
Музеи и библиотеки — хранилища нашей общей культуры, нашего прошлого во имя будущего.
Мир профессий. Наши профессии и наш характер. Профессии в городе и селе: общее и различное.
Бережное отношение к природе и к результатам человеческого труда в городе и селе — норма жизни каждого культурного человека.
Блок внеклассной, внешкольной работы: экскурсия по родному городу; посещение музеев, библиотек, других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела» — встреча с родителями — представителями городских, сельских профессий.
Определять значение слов «земляки», «горожане» путем сравнения однокоренных с ними слов.
Определять значение слова «односельчанин»; сравнивать его со словом «земляк»; находить в этих словах общее и особенное.
Сравнивать старинные и современные городские (сельские) занятия и дела, необходимые для поддержания порядка, удобства, красоты жизни людей в городе (селе).
Находить общее и различное.
Образовывать названия жителей определённых городов (сёл) от названия города (села), в том числе от названия родного или близлежащего города (села)
Различать названия городов (сёл), связанные с особенностями окружающей природы либо с памятью о знаменитых соотечественниках.
Характеризовать облик города (села), называть его достопримечательности, соотносить их с особенностями природы и деятельностью людей.
Фиксировать с помощью фотосъёмки красивые ландшафты города (села) для выставки в классе.
Родная страна
Мы в стране — это я и мои соотечественники. Россия — наша Родина. Символы России: флаг, герб, гимн. Москва — столица России. Москва в прошлом и настоящем. Любовь к Отечеству, знание его прошлого — норма жизни культурного человека.
Семья народов России — наше великое достояние. Костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чем они рассказывают? Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.) Взаимное уважение народов России — основа мира и согласия в стране.
Природа России — основа нашей жизни, наше великое богатство. Разнообразие и красота природы России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедники.
Блок внеклассной, внешкольной работы: совместный праздник детей и родителей «Наш класс — семья народов России». Посещение природного и/или историко-архитектурного заповедника родного края.
Обсуждать пословицы о родине, родной стороне.
Исследовать понятие «малая родина»: перечислить признаки родной земли. Находить на карте края обозначение своего города (села, области, района). На карте России находить и показывать свой край в соотнесением с уже известными по учебнику городами России. В Интернете рассматривать снимок своего местожительства из космоса.
Моделировать с помощью глобуса ситуацию полёта космонавта над Землёй и его возвращение из космоса: находить место России на земном шаре, встреча на космодроме, звучание Государственного гимна России, изображение герба, флага России. Подбирать ключевые слова и оценивать чувства космонавта при звучании гимна Родины.
Показывать расположение Москвы на карте России. Обсуждать присловья о Москве и соотносить их с изображением Красной площади и зданий Московского Кремля на старинных литографиях и современных фотографиях. Сравнивать их внешний облик, соотносить по силуэтам, находить изменения. Подбирать ключевые слова для выражения впечатления от прослушивания записи колокольного звона и боя часов на Спасской башне Кремля. Определять символический смысл московского герба. Называть его главные цвета. Определять их символический смысл.
Человек и окружающий мир
Природное начало в человеке и его культурные особенности. Внешний облик человека; внутренний мир человека. Влияние внутреннего на внешнее, внешнего на внутреннее.
Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве.
Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость — утро — день — вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира.
Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека.
Блок внеклассной, внешкольной работы: посещение драматического театра и/или кинотеатра, просмотр видеозаписи спектакля, кинофильма, представляющих человеческие судьбы. Чтение литературного произведения, знакомство с портретной экспозицией, представляющими динамику внешнего и внутреннего образа человека в течение его жизни.
Анализировать рисунок-схему, рассказывать с его помощью об отрицательном воздействии человека на природу. Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей и состоянием природы.
Оценивать поступки человека по отношению к природе, рассказывать о них по своим наблюдениям.
Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в этой деятельности. Выражать своё отношение к деятельности по охране природы.
Работать со взрослыми: участвовать в посильной природоохранной деятельности, отображать её в виде рисунков и (или) фотографий.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ
№
п/п
Количество часов (всего)
Экскурсии
I четверть
15
1
II четверть
16
1
III четверть
17
IV четверть
18
1
Итого
66
3
Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование
Изменения не внесены.
Календарно-тематический план
№ урока в году
№ урока в разделе
Название раздела, тема урока
Дата
Примечание
Планируемая
Фактическая
Мы и наш мир (11 часов)
1
1
Что такое окружающий мир.
06.09
2
2
Целевая прогулка. Мы и наш мир.
07.09
3
3
Природа (экскурсия)
13.09
4
4
Целевая прогулка. Неживая и живая природа.
14.09
5
5
Целевая прогулка. Культура.
20.09
6
6
Урок-экскурсия. Природа в творчестве человека.
21.09
7
7
Урок- театрализованная игра. Мы – люди.
27.09
8
8
Урок- театрализация. Как мы общаемся с миром.
28.09
9
9
Люди – творцы культуры.
04.10
10
10
Мир и безопасность.
05.10
11
11
Опасные и чрезвычайные ситуации.
12.10
Наш класс (13 часов)
12
1
Наш класс в школе.
18.10
13
2
Мы – дружный класс.
19.10
14
3
Учитель – наставник и друг.
25.10
15
4
Природа в классе.
26.10
16
5
Как ухаживать за комнатными растениями.
08.11
17
6
Что растет у школы (экскурсия).
09.11
18
7
Мир за стеклянным берегом.
15.11
19
8
Кто еще у нас живет?
16.11
20
9
Какие бывают животные.
22.11
21
10
Делу – время.
23.11
22
11
Книга – друг и наставник.
29.11
23
12
Потехе – час.
30.11
24
13
Обобщающий урок по теме «Наш класс».
06.12
Наш дом и семья (15 часов)
25
1
Мы в семье.
07.12
26
2
Моя семья – часть моего народа.
13.12
27
3
Природа в доме.
14.12
28
4
Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество.
20.12
29
5
Красивые камни в нашем доме.
21.12
30
6
Комнатные растения у нас дома.
27.12
31
7
Выйдем в сад и огород.
28.12
32
8
Овощи и фрукты на нашем столе.
17.01
33
9
Про хлеб и кашу, про чай и кофе.
18.01
34
10
Дикорастущие и культурные растения.
24.01
35
11
Собака в нашем доме.
25.01
36
12
Кошка в нашем доме.
31.01
37
13
Дикие и домашние животные.
01.02
38
14
С утра до вечера
07.02
39
15
Обобщающий урок по теме: «Наш дом и семья»
08.02
Город и село, II часть (14 часов)
40
1
Мы в городе.
14.02
41
2
Мы в селе.
15.02
42
3
Красота любимого города.
28.02
43
4
Красота родного села.
01.03
44
5
Природа в городе.
07.03
45
6
Что растет в городе.
14.03
46
7
Чудесные цветники.
15.03
47
8
В ботаническом саду.
21.03
48
9
Кто живет в парке.
22.03
49
10
В зоопарке.
04.04
50
11
Войдем в музей! (экскурсия).
05.04
51
12
Мы помним наших земляков.
11.04
52
13
Все профессии важны.
12.04
53
14
Обобщающий урок по теме «Город и село».
18.04
Родная страна (8 часов)
54
1
Россия – наша Родина.
19.04
55
2
Москва – столица России.
25.04
56
3
Мы – семья народов России.
26.04
57
4
Природа России.
02.05
58
5
Охрана природы.
03.05
59
6
Красная книга России.
09.05
60
7
Заповедные тропинки.
10.05
61
8
Обобщающий урок по теме «Родная страна».
16.05
Человек и окружающий мир (5 часов)
62
1
Взгляни на человека!
17.05
63
2
Всему свой черед.
21.05
64
3
У каждого времени свой плод.
22.05.
65
4
Я – часть мира.
23.05
66
5
Обобщающий урок по теме «Человек и окружающий мир»