Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»
Рабочая программа по окружающему миру
1.Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении с взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водоёмы, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире. Планета – Земля. Страна – Россия. Название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии:Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы:Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики. Их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии:Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа:Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа:Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов. Река, озеро, море. Части реки: исток, устье, русло, притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсии:Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края. Практические работы:Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты
3.Тематическое планирование
Темы
Часы
Где мы живем
4 ч.
Природа
20ч.
Жизнь города и села
10 ч.
Здоровье и безопасность
9ч.
Общение
7ч
Путешествия
18ч
68ч
Календарно – тематическое планирование
№
п/п
Тема
Планируемые результаты
Виды деятельности
учащихся
Кол-во часов
Дата
Личностные
Метапредметные
УУД
Предметные
план
факт
1
«ГДЕ ЖИВЕМ?».
Родная страна
Семья народов России.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ.
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
Обучающийся научится:
- узнавать государственную символику РФ и своего региона;
- определять родственные связи в семье;
- находить информацию в ходе беседы с родителями, со старшими родственниками.
Знать:
-название нашей планеты Узнавание государственной символики РФ и своего региона. Умение определять родственные связи в семье.
Находить информацию в ходе беседы с родителями, со старшими родственниками
1
04/09
2
Город и село. Наш дом.
Проект:
«Родной город
(село)»
Что нас окружает?
(экскурсия).
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ.
Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
Обучающийся научится:
-иметь представление о жизни города и села, любить свой край, свой город (село).
Объяснять характерные особенности городских и сельских поселений.
1
07/09
3
Природа и рукотворный мир.
Наше отношение к миру.
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
Учить умению слушать и вступать в диалог.
Формировать представление о том, что такое природа; уметь различать объекты природы и предметы рукотворного мира.
Обучающийся научится:
Оценивать собственное отношение к окружающему миру.
1
11/09
4
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу:
«Где мы живем»
Проверить знания и умения;
формировать адекватно, оценивать свои достижения.
Обучающийся научится оценивать свои достижения.
1
14/09
5(1)
ПРИРОДА
Неживая
и живая
природа
(экскурсия)
ПДД(1)
«Движение транспорта и правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Детский
дорожный
транспортный травматизм».
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе.
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Характеризовать влияние человека на природу. Оценивать личную роль в охране природы.
Использование человеком объектов неживой природы. Дисскусия о неживой природе.
- строить понятные для партнера высказывания;
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Уметь измерять и записывать
температуру
- характеризовать влияние человека на природу;
Обучающийся научится:
- соблюдать правила безопасности при работе с инструментами и приборами;
- работать с рисунком учебника;
- измерять температуру тела человека;
- измерять температуру воздуха с помощью термометра
1
21/09
7(3)
Что такое
погода?
Странички для любознатель
ных
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Характерезовать что такое окружающий мир. Как человек познаёт природу, общество, самого себя.
Обучающийся научится:
- понимать связь человека с неживой природой, каково значение предсказания погоды для человека.
1
25/09
8-9
(4-5)
В гости к осени
(экскурсия).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Обучающийся научится:
- понимать связь человека с неживой природой
2
28/09
02/10
10(6)
Звёздное
небо.
Странички для любознатель
ных.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
Планеты Солнечной системы. Строение Солнечной системы. Созвездия. Полярная звезда. Солнце—источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь).
связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
Обучающийся научится:
- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли.
1
05/10
11(7)
« Заглянем в кладовые Земли».
Пр. работа №2
«Знакомство с горными породами и минералами».
Обучающийся получит возможность для формирования:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Использование на практике основных правил познания окружающего мира
Обсуждение правил здорового образа жизни.
- оценивать личную роль в охране природы.
1
09/10
12(8)
Про воздух…
Поиск и выделение необходимой информации
про воздух.
Описание значения воздуха для живой природы. Рассуждения о различном воздухе в городе и в лесу
Обучающийся научится:
- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;
- определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека.
1
12/10
13(9)
…И про воду
Пр. работа№3:
«Свойства воды».
Поиск и выделение необходимой информации
про воду.
Описание значения воды для живой природы
1
16.10
14
(10)
Какие бывают растения?
Пр. работа№4
«Распознавание деревьев, кустарников и трав».
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Учиться совместно с учителем. Обнаруживать и формулироватьучебнуюпроблему совместно с учителем.
проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
Обучающийся научится:
- сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
- определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);
- приводить примеры представителей разных групп растений;
1
19.10
15
(11)
Какие бывают животные?
представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Продолжать учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Обучающийся научится:
- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
1
23.10
16
(12)
Невидимые нити
ПДД(2)
«История появления автомобиля и правил дорожного движения».
представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Объяснить взаимосвязь между организмами, входящими в состав природного сообщества.
Обучающийся научится:
- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
- различать съедобные и ядовитые грибы;
1
02.11
17
(13)
Дикорасту-
щие и культурные растения
Пр. работа№5
«Знакомство с дикорастущими и культурными растениями».
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
Обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
Обучающийся научится:различать дикорастущие и культурные растения
Обучающийся научится:
- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала);
дикорастущие и культурные растения;
1
06.11
18
(14)
Дикие и домашние животные.
Представление о взаимосвязи и взаимозависимости растений и животных.
Обучающийся получит возможность научиться:
- навыкам взаимоконтроля;
Животные: разнообразие. Взаимосвязи растений и животных (общее представлений). Классы животных: моллюски, насекомые, паукообразные.
Обучающийся научится:
- животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- приводить примеры представителей разных групп животных.
1
09.11
19
(15)
Комнатные растения
Пр. работа№6
«Приемы ухода за комнатными растениями».
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
история появления культурных растений в России.
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Выявление растений, прибывших в Россию из других стран, и история их появления. Уход за комнатными растениями в классе. Умение называть комнатные растения в классе и дома.
Обучающийся научится:
- правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
1
13.11
20.
16)
Животные живого уголка
Обучающийся получит возможность для формирования:
- чувства сопричастности и гордости за свою родину.
Обучающийся продолжает учиться:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- строить понятные для партнера высказывания;
Представление о взаимосвязи и взаимозависимости растений и животных.
Обучающийся научится:
- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
1
16.11
21.
(17)
Про кошек и собак.
Родину и народ;
- ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценивать ее в процессе общения.
Описание внешнего строения животных, их сравнение. Распределение животных по группам.
Обучающийся научится:
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы.
1
20.11
22.
(18)
Красная книга.
ПДД(3)
«Что мешает вовремя увидеть опасность на улицах».
Обучающийся получит возможность для формирования: - представления о красоте природы России.
Комнатные растения и уход за ними. Растения в Красной книге.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание закономерностей мира и природы.
Правила поведения с домашними животными. Работа с текстом учебника. Обсуждение текста. Соотнесение животных с подходящими понятиями.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, опыт, книги, Интернет.
1
27.11
24
(20)
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Природа».
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Проверка знаний и умений; формирование умения оценивать свои достижения.
Учащиеся научатся оценивать свои достижения.
1
30.11
25(1)
ЖИЗНЬ ГОРОДА И СЕЛА
Что такое экономика?
– умение определять своё отношение к миру.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
1.Знакомство с достопримечательностями родного села
- понятия «город» и «село»;
- названия строительных машин;
- примеры различных видов транспорта;
- составные части экономики;
- названия товаров;
1
04.12
26(2)
Что из чего сделано?
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулироватьучебнуюпроблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Приводить примеры веществ, описывать их.
Характеризовать свойства веществ. Определение, из каких веществ состоят предметы. Наблюдение простейших опытов по изучению свойств веществ.
Обучающийся научится:
- приводить примеры веществ, описывать их;
- характеризовать свойства веществ;
- определять из каких веществ состоят предметы.
1
07.12
27(3)
Как построить дом?
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно, относиться к позициям других. Пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах
Промышленные предприятия своего села (изучается по усмотрению учителя). Строительство в (селе).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
1
11.12
28(4)
Какой бывает транспорт.
ПДД(4)
«Сигналы для регулирования движения».
Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
формулировать собственное мнение и позицию;
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Правила пользования транспортом.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
1
14.12
29(5)
Культура и образование.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
Значение средств массовой информации в нашей общей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет.
- понятия «культура», «образование», «культурное учреждение», «образовательное учреждение»;
- названия профессий.
Обучающийся научится:
называть профессии в сфере образования и культуры.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, опыт, книги, Интернет.
1
18.12
30(6)
Все профессии важны.
Проект: «Профессии».
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Названия профессий. Особенности труда людей родного края. Важность и значимость каждой профессии.
- названия профессий.
Обучающийся научится:
называть профессии людей родного края. Приводить примеры профессий жителей родного города (села).
1
21.12
31(7)
В гости к зиме.
(экскурсия).
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
задачи.
Описывать сезонные изменения в природе.
Характеризовать признаки времен года.
Обучающийся научится:
- признаки зимы;
- названия зимних месяцев;
- основные свойства воздуха и воды;устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.
1
25.12
32(8)
В гости к зиме.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
задачи.
Описывать сезонные изменения в природе.
Характеризовать признаки времен года
Обучающийся научится:
- признаки зимы;
- названия зимних месяцев;
- основные свойства воздуха и воды;устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.
1
11.01
33(9)
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу:
«Жизнь города и села» (экскурсия).
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Проверка знаний и умений; формирование умения оценивать свои достижения.
Учащиеся научатся оценивать свои достижения.
1
15.01
34
(10)
Презентация проектов: «Родной город (село)», «Красная книга», «Профессии».
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание закономерностей мира и природы.
Формирование умения представлять результаты проектной деятельнрсти. Адекватно оценивать свои достижения.
Обучающиеся расширят и
углубят знания по выбранной теме; научатся выступать с подготовленным сообщением; отвечать на вопросы адекватно оценивать свои собственные знания и навыки.
1
18.01
35(1)
ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
Строение тела человека.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Учиться формулироватьучебнуюпроблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Обучающийся научится:
- основные системы органов человека, их роль в организме;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- понятие «здоровый образ жизни». Уметь:
- определять органы человека;
- рассказывать о функции основных систем органов строения человека.
Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Здоровый образ жизни.
1
22.01
36(2)
Если хочешь быть здоровым.
Режим дня школьника. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоёме, при пожаре). Правила организации домашней учебной работы.
Режим дня школьника. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоёме, при пожаре). Правила организации домашней учебной работы.
Обучающийся научится:
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- понятие «здоровый образ жизни»;
- режим дня, режим питания, профилактику болезней.
- выполнять режим дня, режим питания;
- вести здоровый образ жизни.
1
25.01
37(3)
Берегись автомобиля
ПДД(5)
«Правила безопасного перехода улиц и дорог».
Участие младших
школьников в охране природы.
Оценка своего и чужого поведения в природе.
Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.
Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом.
Правила движения на загородной дороге. Правила поведения в транспорте. Дорожные знаки ПДД.
Обучающийся научится:
правила поведения на дороге, в транспорте; дорожные знаки ПДД. выполнять правила дорожного движения.
1
29.01
38(4)
Школа пешехода
Пр. работа №7
«Отработка правил перехода улицы».
Правила движения на загородной дороге. Правила поведения в транспорте. Дорожные знаки ПДД.
Обучающийся научится:
правила поведения на дороге, в транспорте; дорожные знаки ПДД. выполнять правила дорожного движения
1
01.02
39(5)
Домашние опасности.
Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Записывать телефоны экстренной помощи.
Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.
Меры безопасности в домашних условиях.
Обучающийся научится:
правила обращения с электро- и газооборудованием, колющими и режущими предметами, лекарствами. выполнять правила безопасного поведения дома.
1
05.02
40(6)
Пожар!
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Противопожарная безопасность. Правила поведения в специальной среде: подъезде, лифте, квартире.
Противопожарная безопасность. Правила поведения в специальной среде: подъезде, лифте, квартире.
Обучающийся научится:
- правила безопасности, которые надо соблюдать дома;
- правила противо-пожарной безопасности;
1
08.02
41(7)
На воде и в лесу.
Правила поведения у водоёмов.
Обучающийся научится:
- правила
экологической безопасности,
- как вести себя на природе;
- правила поведения у водоёмов. Уметь выполнять правила поведения у водоема.
1
12.02
42(8)
Опасные незнакомцы.
ПДД(6)
«Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках».
Участие младших
школьников
в охране
природы.
Оценка своего и чужого поведения в природе.
Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей.
Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности.
Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми. Правила поведения в социальной среде, как вести себя с незнакомыми людьми.
Обучающийся научится:
правила поведения в социальной среде, как вести себя с неизвестными людьми.
Уметь выполнять правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми.
1
15.02
43(9)
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу:
«Здоровье и безопасность».
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Проверка знаний и умений; формирование умения оценивать свои достижения.
Учащиеся научатся оценивать свои достижения.
1
19.02
44(1)
ОБЩЕНИЕ
Наша дружная семья.
Ввести понятие «культура общения» (в семье). Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи.
Обучающийся научится:
понятия «культура общения», «семья».
Уметь выполнять элементарные нормы общения в семье, школе.
1
22.02
45(2)
Проект «Родословная».
Ввести понятие «родословная семьи».
Обучающийся научится:
Составлять родословное дерево семьи; собирать информацию; работать в группе.
1
26.02
46(3)
В школе.
Участие младших
школьников в совместной деятельности.
Оценка своего и чужого поведения в школе.
Оценивать реальные и игровые ситуации общения.
Правила поведения и культура общения в школе. Школьные товарищи, друзья. Совместные игры, учёба, отдых. Инсценировка школьных ситуаций.
Обучающийся научится:
понятия «культура общения», «семья».
Уметь выполнять элементарные нормы общения в семье, школе.
1
01.03
47(4)
Правила вежливости.
Пр. работа №8:
«Отработка основных правил этикета».
Участие младших
школьников в совместной деятельности.
Оценка своего и чужого поведения в школе.
Взаимоотношения мальчиков и девочек. Вежливые слова. Культура телефонного разговора.
Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей.
Обучающийся научится:
- понятие «культура общения»;
- правила вежливости. Уметь:
- выполнять
элементарные нормы общения в семье, в школе;
- выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах.
1
05.03
48(5)
Ты и твои друзья. Пр. работа №9:
«Отработка основных правил этикета».
Правила поведения в гостях
и приём гостей.
Как вести себя за столом.
Обучающийся научится:
понятие «культура общения» Уметь:
- выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах.
1
12.03
49(6)
Мы – зрители и пассажиры.
ПДД(7):
Правила перехода перекрестка».
Моделировать ситуации общения с людьми в транспорте, театре.
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Правила поведения в гостях
и приём гостей.
Как вести себя за столом.
Обучающийся научится:
понятие «культура общения» Уметь:
- выполнять
элементарные нормы общения в семье, в школе;
- выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах.
1
15.03
50(7)
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Проверка знаний и умений; формирование умения оценивать свои достижения.
Учащиеся научатся оценивать свои достижения.
1
19.03
51(1)
Посмотри вокруг.
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
Обучающийся научится:
- понятие «горизонт»;
- условные обозначения сторон горизонта.
1
22.03
52(2)
ПУТЕШЕСТВИЕ
Ориентирование на местности.
Пр. работа№10
«Определение сторон горизонта по компасу».
Продолжать учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии.
Определение сторон горизонта по компасу.
Уметь:
- ориентироваться на местности с помощью компаса;
- показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки;
- различать по карте и показывать
различные формы земной поверхности.
1
26.03
53(3)
Ориентирование по солнцу…..
1
05.04
54(4)
Формы земной поверхности.
Экскурсия. «Формы земной поверхности родного края».
Работая по плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Обучающийся научится:
- формы земной поверхности;
- условные обозначения сторон горизонта.
Уметь:
- ориентироваться на местности с помощью компаса;
- показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки;
- различать по карте и показывать различные формы земной поверхности.
Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны;находить и определять географические объекты на физической карте' России с помощью условных знаков.
Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности).
Находить на физической карте России равнины и горы и определять их названия.
1
09.04
55(5)
Водные богатства.
Обучающийся научится:
понятие «водоем»;
правила поведения у водоемов. Уметь:
ориентироваться на местности с помощью компаса;
-показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки;
различать по карте и показывать различные водоемы.
Сравнивать и различать разные формы водоемов.
Находить на физической карте России разные водоемы и определять их названия. Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоемов своей местности.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных зонах и обсуждать полученные сведения.
1
12.04
56(6)
В гости к весне.
(экскурсия)
ПДД(8):
«Мы пассажиры».
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Особенности времен года (на основе наблюдений).
Обучающийся научится:
Замечать признаки весны. Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.
1
16.04
57(7)
В гости к весне.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
задачи.
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Учиться рассказывать о весенних явлениях в неживой и живой природе».
Обучающийся научится:
Замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; находить в тексте нужную информацию.
1
19.04
58(8)
Россия на карте.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
Изображение нашей страны на карте.
Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Россия - наша Родина.
Города России (2-3): названия,
достопримечательности, расположение на карте.
Обучающийся научится:
Различать название родной страны;
условные обозначения сторон горизонта;
Уметь:
показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки.
Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны;находить и определять географические объекты на физической карте' России с помощью условных знаков.
Находить на физической карте России разные водоемы и определять их названия.
1
23.04
59(9)
Проект « Города России».
ПДД(9):
«Я пешеход и пассажир» (экскурсия).
Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
Изображение нашей страны на карте.
Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Россия - наша Родина.
Города России (2-3): названия,
достопримечательности, расположение на карте.
Обучающийся научится:
Различать название родной страны;
условные обозначения сторон горизонта;
Уметь:
показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки.
Обучающийся узнает новую информацию о городах России; испытает чувство гордости за свою страну, собирать информацию; работать в группе.
1
26.04
60
(10)
Путешествие
по
Москве.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
Москва - столица России.
Работа с готовыми моделями (глобус, карта).
Обучающийся научится:
Различать - столицу России;
- правила работы с картой. Уметь:
- показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки;
- различать по карте и показывать различные формы земной поверхности;
- показывать на карте город Москву
- столицу России, границы России, 1-2 города, столицу России, родной город.
Работать с иллюстрациями, видеокадрами достопримечательностей Москвы.
Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации.
Работать с иллюстрациями, видеокадрами герба столицы, достопримечательностей городов России.
1
30.04
61
(11)
Московский кремль.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Обучающийся научится:
Различать достопримечательности Москвы.
Уметь:
— показывать на карте город Москву - столицу России;
- Называть 2-3 достопримечательности.
1
03.05
62
(12)
Город на Неве.
Итоговая диагностическая работа.
Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Обучающийся научится:
Различать достопримечательности города на Неве.
Уметь:
- показать на карте город на Неве;
- называть 2-3 достопримечатель-
ности.
Работать с иллюстрациями, видеокадрами достопримечательностей Санкт-Петербурга,
работа с готовыми моделями (глобус, карта). Города
России (2-3): название,
достопримечательности расположение на карте.
1
07.05
63
(13)
Путешествие по планете.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Обучающийся научится:
— ориентироваться на местности
с помощью компаса;
- показывать на карте, глобусе мате-
рики, океаны, горы, равнины, моря, страны мира.
Работать с иллюстрациями, видеокадрами достопримечательностей стран и городов разных государств.
Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов Европы на основе дополнительной информации.
Работать с иллюстрациями, видеокадрами герба столицы, достопримечательностей разных стран.
1
10.05
64
(14)
Путешествие по материкам.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
1
14.05
65
(15)
Страны мира. Проект «Страны мира».
представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России.
Земля – планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Карта звёздного неба.
Обучающийся научится:
— ориентироваться на местности
с помощью компаса;
- показывать на карте, глобусе мате-
рики, океаны, горы, равнины, моря, страны мира.
Обучающийся узнает новую информацию о городах России; испытает чувство гордости за свою страну, собирать информацию; работать в группе.
1
17.05
66
(16)
Впереди лето. Красота животных.
ПДД(10):
«Итоговое тестирование».
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ.
Обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Познакомить с летними явлениями в природе; учить распознавать растения и насекомых.
Обучающийся узнает о жизни насекомых и растений летом; научится работать с атласом определителем.
1
21.05
67
(17)
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Путешест-
вия».
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Проверка знаний и умений; формирование умения оценивать свои достижения.
Обучающийся научится оценивать свои достижения.
1
24.05
68
(18)
Презентация проектов «Родословная»; «Города России»; «Страны мира»
Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Формирование умения представлять результаты проектной деятельнрсти. Адекватно оценивать свои достижения.
Обучающиеся расширят и
углубят знания по выбранной теме; научатся выступать с подготовленным сообщением; отвечать на вопросы адекватно оценивать свои собственные знания и навыки.