Автор А. А. Плешаков
1. Учебник 4 класс с приложением на электронном носителе (в 2 частях)
2. Рабочая тетрадь 4 класс (в 2 частях)
3. Методические рекомендации
4. Концепция учебно-методического комплекса «Школа России»
5. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы
6. Тесты
7. От земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы
8. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальной школы
9. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Книга для учащихся начальных классов
№ уро ка | Дата | Тема урока | Дата факт | УУД | Практическая часть (экскурсии, практические лабораторные работы) |
1 четверть |
Земля и человечество (9ч) |
1 | 02.09 | Мир глазами астронома. Что изучает астрономия | | Личностные: Осознавать себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе. Оценивать жизненные ситуации Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: Определять причины явлений, событий. Выявлять существенные признаки объектов наблюдения Коммуникативные: Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; делать выводы на основе обобщённых знаний | |
2 | 05.09 | Планеты солнечный системы. Причины смены дня и ночи, времён года | | Практическая работа №1 «Моделирование движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» |
3 | 09.09 | Звёздное небо – великая книга природы. Правила наблюдения звёздного неба | | |
4 | 12.09 | Мир глазами географа Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты | | |
5 | 16.09 | Миг глазами историка. Что изучает история. Источники исторических сведений | | |
6 | 19.09 | Когда и где? Летосчисление в древности и в наши дни. Историческая карта | | |
7 | 23.09 | Мир глазами эколога. Экологические проблемы и пути их решения | | |
8 | 26.09 | Сокровища Земли под охраной человечества. Понятие о всемирном наследии и его составных частях | | |
9 | 30.09 | Международная Красная книга. Обобщение и проверочная работа по разделу «Земля и человечество» | 01.10 | |
Природа России (10ч) |
10 | 03.10 | Формы земной поверхности России. Важнейшие равнины и горы России. Вулканы Камчатки | | Личностные: Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей. Регулятивные: Преобразовывать практическую задачу в познавательную Познавательные: Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | |
11 | 07.10 | Моря, озёра и реки России. Дальневосточный морской заповедник | | |
12 | 10.10 | Природные зоны России. | | Практическая работа №2 «Природные зоны на карте России» |
13 | 14.10 | Зона арктических пустынь. Экологические проблемы и охрана природы в зоне арктических пустынь | | |
14 | 17.10 | Зона тундры. | | Практическая работа №3 «Рассматривание гербарных экземпляров растений тундры» |
15 | 21.10 | Леса России. Экологические связи в лесах. | | Практическая работа №4 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса» |
16 | 24.10 | Лес и человек. Тест «Правила поведения в лесу». Красная книга России | | Тест с выбором ответов |
17 | 28.10 | Экскурсия в парк «Леса нашего края» | | Экскурсия |
18 | 31.10 | Зона степей. | | Практическая работа №5 «Рассматривание гербарных экземпляров растений степи» |
Итого за 1 четверть: 18 часов, Практические работы - 5 Проверочные работы –1 Тест -1 Экскурсия -1 |
2 четверть |
19 | 11.11 | Пустыни. Экологические проблемы зоны | | Познавательные: Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информа -ции среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников | Практическая работа №6 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пустыни» |
20 | 14.11 | У Чёрного моря. Субтропики: особенности природы, взаимосвязи в природе. Проверочная работа по разделу «Природа России» | | |
Родной край – часть большой страны (15ч) |
21 | 18.11 | Наш край на карте Родины. Карта родного края | | Личностные: Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: Выявлять существенные признаки объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Определять причины явлений, событий. Коммуникативные: Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |
22 | 21.11 | Формы земной поверхности нашего края. | | Практическая работа №7 «Работа с картой Хабаровского края» |
23 | 25.11 | Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Охрана водоемов нашего края. | | |
24 | 28.11 | Полезные ископаемые нашего края. добычи, охрана. | | Практическая работа №8 «Свойства полезных ископаемых » |
25 | 02.11 | Земля-кормилица. Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв. | | |
26 | 05.12 | Природное сообщество - лес. Разнообразие растений и животных. Экологические связи и охрана | | Тест с выбором ответов |
27 | 09.12 | Природное сообщество - луг. | | Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга; их распознавание» |
28 | 12.12 | Экскурсия «Знакомство с растениями и животными луга, их распознавание с помощью атласа-определителя.» | | Экскурсия |
29 | 16.12 | Растениеводство в нашем крае | | Практическая работа №10 «Определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зёрна зерновых культур» |
30 | 19.12 | Животноводство в нашем крае | | |
31 | 23.12 | Обобщающий урок по теме «Родной край» Проверочная работа по разделу «Родной край» | | |
32 | 26.12 | Презентация проектов. | | |
Итого за 2 четверть: 14 часов, Практические работы – 5 Проверочные работы – 2 Тест -1 Экскурсия -1 Проект -1 |
3 четверть |
Страницы всемирной истории (5ч) |
33 | 13.01 | Начало истории человечества. История первобытного общества. Первобытное искусство | | Личностные: Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях. Регулятивные: Преобразовывать практическую задачу в познавательную Познавательные: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах | |
34 | 16.01 | Мир древности: далёкий и близкий. История Древнего мира: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. | | |
35 | 20.01 | Средние века в истории Европы: время рыцарей и замков | | |
36 | 23.01 | Новое время: встреча Европы и Америки. Развитие науки, культуры, техники. Великие географические открытия | | |
37 | 27.01 | Новейшее время: история продолжается сегодня. Проверочная работа по разделу «Страницы Всемирной истории» | | |
Страницы истории России (20ч) |
38 | 30.01 | Жизнь древних славян. Их занятия, жилища, быт, верования. | | Личностные: Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: Выявлять существенные признаки объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Определять причины явлений, событий. Коммуникативные: Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного | |
39 | 03.02 | Во времена Древней Руси. Поход Олега на Византию. Крещение Древней Руси. | | |
40 | 06.02 | Страна городов. Древний Киев и Древний Новгород. Основание Москвы. | | |
41 | 10.02 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. Древнерусские летописи. Рукописные книги | | |
42 | 13.02 | Трудные времена на Русской земле. Монгольское иго. Александр Невский | | |
43 | 17.02 | Русь расправляет крылья. Возрождение северо-восточных земель Руси в конце 13 - начале 14 века | | |
44 | 20.02 | Куликовская битва. Победа русских войск | | |
45 | 24.02 | Иван III. Падение монгольского ига. | | |
46 | 27.02 | Мастера печатных дел. Начало книгопечатания в России | | |
47 | 03.03 | Патриоты России. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского | | |
48 | 06.03 | Экскурсия в краеведческий музей | | Экскурсия |
49 | 10.03 | Пётр Великий – первый российский император | | |
50 | 13.03 | Михаил Васильевич Ломоносов. Основание Московского университета | | |
51 | 17.03 | Екатерина Великая - продолжательница реформ Петра I | | |
52 | 20.03 | Отечественная война 1812 года. Тест. | | Тест с выбором ответов |
Итого : Проверочные работы – 1 Тест -1 Экскурсия -1 |
4 четверть |
53 | 03.04 | Страницы истории XIХ века | | Личностные: Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности, гордости за свою Родину, народ и историю Регулятивные: Проявлять познавательную инициа тиву в учебном сотрудничестве. Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий Коммуникативные: | |
54 | 07.04 | Россия вступает в ХХ век. Гибель царской семьи. Победа большевиков | | |
55 | 10.04 | Страницы истории 1920-1930 годов. Изменения в жизни города и деревни. | | |
56 | 14.04 | Великая война и великая Победа. Изгнание фашистских войск с территории СССР | | |
57 | 17.04 | Великая война и великая Победа. Освобождение Европы. | | |
58 | 21.04 | Начало освоения космоса. Первый космонавт Земли Проверочная работа по разделу «Страницы истории России» | | |
Современная Россия (9ч) |
59 | 24.04 | Понятие о федеративном устройстве России. Основной закон страны и права человека | | Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи . Личностные: Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей Регулятивные: Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета. | |
60 | 28.04 | Понятие о гражданстве. Государственное устройство Российской Федерации | | |
61 | 05.05 | Государственные герб, флаг и гимн. Их история, значение в жизни государства и общества | | |
62 | 08.05 | Праздники в жизни человека, семьи, страны. Тест | | Тест с выбором ответов |
63 | 12.05 | Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности | | |
64 | 15.05 | Народы России, особенности их традиционной культуры. Знаменитые соотечественники | | |
65 | 19.05 | Обобщающий урок по разделу «Современная Россия» | | |
66 | 22.05 | Проверочная работа по разделу «Современная Россия» | | |
67 | 26.05 | Экскурсия «Знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя». | | Экскурсия |
68 | 29.05 | Обобщающий урок по по итогам года – КВН | | |
Итого за 4 четверть: 16 часов, проверочные работы – 2 Тест -1 Экскурсия -1 Итого за год: 68 часов, практических работ – 10, проверочных работ – 6, экскурсий – 4, тестов – 4, проект - 1 |