Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 0 класс (Вариант D)
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 0 класс (Вариант D)
Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
(домашнее обучение)
Составила: Щербакова Наталья Владимировна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка.
Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив и другой уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений у детей с ТМНР должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИОП: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.),
различение съедобных и несъедобных грибов, значение грибов, способы переработки грибов.
В учебном плане предмет представлен на каждой ступени обучения. Кроме того, в рамках курса «Коррекционно-развивающие занятия» также возможно проведение занятий по естествознанию с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе. Тем обучающимся, для которых материал предмета недоступен, содержание «Окружающий природный мир» не включаются в индивидуальную образовательную программу и данный предмет не вносится в их индивидуальный учебный план.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания,
наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, скотный дворик, огород, теплица и др.
По возможности, в организации создаются «живые уголки» для непосредственного контакта с живыми обитателями природы (аквариумными рыбками, птицами, хомячками, морскими свинками и т.д.).
Содержание предмета.
1.Растительный мир.
Представление о растениях (дерево, куст, трава). Представление о деревьях (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан).Представление о фруктах (яблоко, слива, вишня, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви).Представление об овощах (помидор, огурец, капуста, лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец). Представление о ягодах (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква).Представление о грибах (белый гриб, мухомор, шампиньон, вёшенка, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка).Представление о травянистых растениях (цветах) (астра, гладиолус, тюльпан, нарцисс, фиалка, роза, лилия, пион).Представление о пряных травянистых растениях (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята (мелисса, перечная)). Представление о комнатных растениях (герань, кактус, фиалка, фикус), особенностях ухода за ними, значением
в жизни человека (украшение помещения, очищение воздуха в помещении). Представление о зерновых культурах (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы), хлебе. Различение растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Различение растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Представление о значении растений в жизни человека: сборе урожая овощей, фруктов, ягод, грибов, способами их переработки (изготовление сока, варенья, джема, варка, жарка, засол и др.).
2.Животный мир.
Представление о животном. Представление о домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака).Представление о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Представление о диких животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, питон, крокодил). Представление о птице. Представление о домашних птицах (курица (петух), утка, гусь, индюк). Представление о перелетных и зимующих птицах (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова, аист, ласточка). Представление о водоплавающих птицах (лебедь, утка, гусь). Представление о рыбе. Представление о речных рыбах (сом, окунь, щук). Представление о морских рыбах (акула, сельдь, камбала, рыба-ёж, скат). Представление о насекомом. Представление о насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Представление о морских обитателях (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Представление о значении животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду и др.).
3.Объекты природы.
Представление о почве. Представление о воде. Представление об огне. Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о реке. Представление о водоеме. Представление о лесе. Представление о луге. Представление о формах земной поверхности. Представление об изображении земной поверхности на карте.Представление о полезных ископаемых (уголь, нефть, газ, известняк, гранит, золото, серебро и др.) с учетом местных природных ресурсов. Представление о значении объектов природы в жизни человека.
4.Временные представления.
Представление о частях суток. Представление о неделе. Представление о годе. Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представление о погоде текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду.
Измерение времени (календарь, часы).
Календарно – тематическое планирование
по предмету «Окружающий мир»
Тема
Кол-во часов
Содержание работы
Дата
Словарь
Оборудование
План.
Факт.
Речевой материал
Неречевой материал
Пришла осень.
3
Наблюдения за сезонными изменениями и явлениями в природе: ветер, дождь, солнце, деревья, погода, сезонный труд. (Солнце спряталось за тучу, дует ветер, деревья, трава).Дополнение недоговорённого предложения жестом, картинкой.)
Речевая инструкция:
Интнсивная стимуляция тактильного восприятия посредством сопряженных движений руками
Картинки ,пазлы
Домашние животные (собака, кошка)
3
Понимание и соотнесение звуков ,издаваемых животными (Дополнение недоговорённого предложения жестом, картинкой.)
Восприятие и различение овощей и фруктов. Соблюдение правил гигиены Самостоятельное мытьё овощей и фруктов).
Речевая инструкция
Картинки ,муляжи
Представление о воде.
2
Восприятие и соотнесение понятия «жидкий, мокрый, сухой»
Речевая инструкция:
Картинки
Представление об огне.
2
Восприятие и соотнесение понятий «горячий, жгёт»
Речевая инструкция:
Интенсивная стимуляция тактильного восприятия посредством сопряженных движений
Картинки
Пришла зима
3
Наблюдения за сезонными изменениями и явлениями в природе: снег, мороз деревья, погода, сезонный труд. (Идёт снег. Сильный мороз).Дополнение недоговорённого предложения жестом, картинкой.)
Картинки
Представление о ягодах (малина ,клубника
3
Восприятие и различение ягод. Соблюдение правил гигиены Самостоятельное мытьё ягод
Речевая инструкция:
Интенсивная стимуляция тактильного восприятия посредством сопряженных движений
Картинки
Представление о диких животных (лиса)
2
Понимание и соотнесение звуков ,издаваемых животными (Дополнение недоговорённого предложения жестом, картинкой.)
Речевая инструкция
Интенсивная стимуляция тактильного восприятия посредством сопряженных движений
Картинки
Представление о диких животных (волк)
2
Понимание и соотнесение звуков ,издаваемых животными (Дополнение недоговорённого предложения жестом, картинкой.)
Речевая инструкция
Картинки
Представление о диких животных (ёж)
2
Понимание и соотнесение звуков ,издаваемых животными (Дополнение недоговорённого предложения жестом, картинкой.)
Речевая инструкция
Картинки
Пришла весна
3
Наблюдения за сезонными изменениями и явлениями в природе: солнце, первая трава деревья, погода, сезонный труд. (Тает снег. Сосульки, солнце .Дополнение недоговорённого предложения жестом, картинкой.)
Речевая инструкция
Картинки
Представление о птице.
3
Понимание и соотнесение звуков ,издаваемых птицами.(Дополнение недоговорённого предложения жестом, картинкой.)
Речевая инструкция
Картинки
Пришло лето
2
Наблюдения за сезонными изменениями и явлениями в природе: солнце, трава ,радуга погода, сезонный труд. (Дополнение недоговорённого предложения жестом, картинкой.)