kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занимательный материал для уроков ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью преподавания курса ОБЖ в школе является формирование у школьников правильного понимания смысла жизни, своего места и роли в ней, овладение ими приемами и способами самосовершенствования и основами обеспечения безопасности жизнедеятельности, получение практических навыков поведения в сложных ситуациях, исходя из собственных сил и возможностей.

    Предмет ОБЖ никогда не воспринимался всерьёз, многие ученики считают его слишком простым, поэтому не уделяют должного внимания подготовке домашнего задания. Да и многие взрослые считают, что ОБЖ - предмет простой и не самый важный, привыкли думать, что он лишь учит, как вести себя в экстремальных ситуациях. На самом же деле это лишь минимум тех знаний и умений, которые должны получить школьники в процессе обучения. Главное, чему должны научиться дети – это культуре безопасности жизнедеятельности, то есть не только знать, что делать при пожаре, но и знать, что нужно делать, чтобы его не случилось. Повысить престиж предмета может только учитель - своей эрудицией, неравнодушием. Если мы сами не считаем свой предмет второстепенным и относимся к нему со всей важностью, то и дети, и родители начинают так считать.

Просмотр содержимого документа
«Занимательный материал для уроков ОБЖ»

















Целью преподавания курса ОБЖ в школе является формирование у школьников правильного понимания смысла жизни, своего места и роли в ней, овладение ими приемами и способами самосовершенствования и основами обеспечения безопасности жизнедеятельности, получение практических навыков поведения в сложных ситуациях, исходя из собственных сил и возможностей.

Предмет ОБЖ никогда не воспринимался всерьёз, многие ученики считают его слишком простым, поэтому не уделяют должного внимания подготовке домашнего задания. Да и многие взрослые считают, что ОБЖ - предмет простой и не самый важный, привыкли думать, что он лишь учит, как вести себя в экстремальных ситуациях. На самом же деле это лишь минимум тех знаний и умений, которые должны получить школьники в процессе обучения. Главное, чему должны научиться дети – это культуре безопасности жизнедеятельности, то есть не только знать, что делать при пожаре, но и знать, что нужно делать, чтобы его не случилось. Повысить престиж предмета может только учитель - своей эрудицией, неравнодушием. Если мы сами не считаем свой предмет второстепенным и относимся к нему со всей важностью, то и дети, и родители начинают так считать.

Проблема современной школы - потеря многими обучающимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны. Это перегрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний и умений, и утомляющая детей неорганизованность, и несложившиеся межличностные отношения. Отрицательно сказываются также и весьма ограниченные возможности для творческого самопроявления.

Общий подход к реализации всего программного комплекса «ОБЖ в школе» предполагает широкое использование активных методических форм преподавания изучаемого материала. Поэтому при изучении программы ОБЖ целесообразно примерно 60- 70% учебного времени отводить активным формам. Нужно помнить, что проведение предполагаемых практикумов, конкурсных программ, инсценировок, тренинговых занятий, ролевых игр в значительной степени повышает заинтересованность и является важным средством повышения качества знаний обучающихся, а также служит дополнительным стимулом в овладении навыками безопасной жизнедеятельности.

Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса к урокам ОБЖ перед нами учителями стоит задача: сделать урок интересным, насыщенным, занимательным, и в то же время понятным для обучающихся разного уровня. С другой стороны современное общество характеризуется стремительным увеличением объема знаний. Я пришла к такому выводу, что всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем. Решение этих задач традиционными средствами на уроках ОБЖ затруднительно.

В настоящее время самым действенным методом является использование ИКТ технологий. Это и презентации, и тесты, которые очень нравятся детям.

Для осмысленного усвоения знаний и умений обучающихся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее - важнейшая задача учителя.

Я считаю, что разные способы организации познавательной деятельности обучающихся на уроках активизируют процесс овладения учащимися культурой безопасности жизнедеятельности, личной безопасности, самосохранения.

Большинство предлагаемых учителям методических форм допускает возможность использования творческих заданий преимущественно в устном варианте, но вполне допустим и письменный вариант. Все тематические игры рассчитаны на взаимное творчество, совместный поиск решения, что позволяет обеспечить более высокий эффект изучения азов безопасности детьми.

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности. Овладение знаниями, их «присвоение» требует не только запоминания, но и их переосмысления, чтобы приобретенные знания обрели необходимый для личности смысл. Сравнение, систематизация, конкретизация, анализ, обобщение, отстранение и множество других операций познавательной деятельности способствуют апробированию знаний, совершенствованию их усвоения.

При подготовке и проведении уроков я стараюсь использовать нетрадиционные формы повторения, закрепления и обобщения изученного на уроках, помочь обучающимся в приобретении прочных знаний и практических навыков по оказанию первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях, по вопросам профилактики личной безопасности и здорового образа жизни.

С учётом особенностей познавательных процессов я применяю следующие методы: использую такие приёмы учебной деятельности:
- синтез (составление задач, кроссвордов, чайнвордов и т.д.);
-  задания на время;
- презентации;
- анализ;
- логические, нестандартные задания;
-  задания на поиск ошибок и др.
Все люди делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков и на это тоже следует обращать внимание.
Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. От него можно требовать быстрого ответа на поставленный вопрос и в работе с ним целесообразно использовать схемы, таблицы, наглядные пособия; самостоятельную работу с текстом.
Аудиал помнит то, что обсуждал, запоминает, слушая, лучше использовать беседы, рассказ, устное объяснение,  больше времени и терпения со стороны учителей и домашних. Он помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.
Кинестетики предпочитают медленную скорость изложения материала и выполнение работы практического характера.
На уроке представляю  информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Именно во время проведения нестандартных уроков осуществляется работа всех каналов восприятия. Нестандартные уроки интересны и визуалам, и аудиалам и кинестетикам. Такие уроки формируют у обучающихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Каждый урок, на мой взгляд, должен быть так построен, содержать в себе такие задачи, чтобы обучающийся чувствовал себя участником большого и нужного дела, а не посторонним наблюдателем. Я убедилась, что познавательная активность школьников на уроке возрастает, если это урок нестандартный. Уроки - лекции, семинары, интегрированные уроки, инсценирование и т.д. совершенствуют творческие способности детей, повышают интерес к предмету. Поэтому я рационально использую в своей учебно-воспитательной работе нестандартные формы и методы, которые обеспечивают хорошее качество подготовки обучающихся. Добилась положительных результатов в воспитании и обучении обучающихся. Мои ученики умеют размышлять над прочитанным, активно участвуют в обсуждении проблемы. Совершенствуются творческие способности детей, расширяется их кругозор, развивается мыслительная активность и коммуникабельность.

Грань, отделяющая серьезную науку от занимательной, зыбка и подвижна. Если отбросить отпугивающую сложную внешнюю сторону предметов, то станет ясно, что все они (предметы) полезны для обучающихся, интересы, захватывающи, увлекательны, занимательны. Роль развлекательного элемента в обучении видится в том, чтобы не науку, предмет превращать в забаву, а напротив, забаву ставить на службу обучению.

Я.И. Перельман – основатель жанра научной популяризации в нашей стране – считал занимательность главным средством популяризации науки, помогающим сложные научные истины делать доступными для непосвященного человека, его удивлять, возбуждать в нем процессы мышления, наблюдательность, содействовать активному познавательному отношению к окружающим явлениям действительности.

В педагогических исследованиях занимательность рассматривается как средство привлечения интереса к предмету или процессу изучения, способствующее переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки, ситуативного, эпизодического интереса на стадию более устойчивого познавательного отношения, стремления углубиться в сущность познаваемого.

Какие же элементы занимательности вызывают чувство удивления? Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. Все эти особенности, составляющие сущность занимательности,- сильнейшие побудители познавательного интереса, обостряющие эмоционально- мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать в имеющихся знаниях объяснения, находить выход из создавшейся ситуации.

За годы работы учителем ОБЖ я постоянно задумываюсь над тем, что ожидает наших школьников. Ведь будущее потребует от них огромного запаса знаний и умений. В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю общим проблемам: повышению качества знаний, активности, интереса обучающихся к предмету и творческой самостоятельности на занятиях по ОБЖ. С появлением в школе компьютера поставленные задачи стали реально выполнимы, так как современные условия позволяют обучающимся с интересом подойти к изучению учебных дисциплин. Главная идея моего опыта – использование информационных технологий в курсе преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

При подготовке и проведении уроков я стараюсь брать во внимание психологические особенности каждого ребёнка, так как личностно-ориентированное обучение направленно именно на это.

Прежде всего, в своей работе я использую такие формы и методы, которые развивали бы активность и познавательную деятельность самих детей. Я пришла к выводу, что наиболее эффективными являются нестандартные уроки.

Опыт использования в процессе обучения деловых игр, практикумов, тестов, заданий, конкурсов, показал успешность усвоения и реализации программы по основам безопасности жизнедеятельности с 5 по 11 класс.

При использовании занимательных заданий для их эффективного воздействия на знания, умения и навыки обучающихся учителю стоит придерживаться методических рекомендаций:

- занимательные задания можно применять на всех этапах обучения, на любом этапе урока – они могут использоваться при объяснении нового материала (переключение внимания), перед закреплением нового материала и т.д.,

- занимательные задания можно применять, подбирать по каждой теме предмета,

- решением занимательных заданий можно заниматься в домашних условиях,

- ограниченное количество по предметам вызывает необходимость организации внеклассной работы с широким использованием занимательного материала,

- важен последовательный переход от простых задач к сложным,

- учитывать индивидуальные качества обучающегося, подбирать варианты задач, головоломок различной степени сложности,

- при неправильном поиске ответа учитель должен дать обучающему правильное направление решения, контролировать ход решения, но не говорить сразу же правильный ответ,

- после решений занимательных заданий полезен разбор правильных ответов.

Цель игрового обучения – обеспечение личносто-деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение обучающихся в творческую деятельность. Это уроки соревнования, конкурсы, викторины и т.п.

За последние десятилетия в педагогических науках «интерес к игре, как особому виду человеческой деятельности, возрастает» (Т.А. Апинян), и это объяснимо, потому, что идет интенсивный поиск, вызванный потребностью открыть такие формы организации учебной деятельности на уроке, которые обеспечили бы высокую эффективность преподавания и, вместе с тем, гармоничность развития личности.

Игра – это форма деятельности в условных ситуациях. Идея использования элементов игры с целью активизации познавательной деятельности не нова. Так, выдающийся немецкий педагог Ф. Фребель считал, что развивать фантазию ребенка можно, используя простой материал. Он рассматривал игру ребенка как «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира».

При организации игровых уроков нужно помнить, что их главная цель – самостоятельная деятельность обучающихся по повторению старых знаний и добыванию новых. Порой, организуя подобные уроки, учитель все внимание обращает на внешнюю сторону: красивое оформление, костюмы, призы, чаепитие и пр. и при этом упускает главное. Важно найти оптимальное сочетание игры и обучения, «не заиграться».

Организуя обучение, необходимо помнить слова известного педагога С.И. Гессена, который утверждал: «… урок должен оставаться уроком, то есть содержать всегда точную и определенную цель работы, быть только пронизанным творчеством и к нему устремленным, но не переходить в него преждевременно». И продолжал: «Преждевременное превращение урока в творчество ведет не к воспитанию творцов, а к воспитанию дилетантов, удовлетворяющихся расплывчатой общностью, приблизительностью исполнения, которая закрывает всякий путь к подлинному творчеству».

В практике преподавания ОБЖ широко использую вербальные (словесные) головоломки, кроссворды, чайнворды, ребусы, шарады, анаграммы, загадки, сканворды.

 Вербальные головоломки

        Под головоломками в психологии подразумевается особый тип проблемных задач, построенных с учетом недостатков, присущих мышлению большинства людей. Тот, кто подвержен  этим недостаткам в меньшей степени, естественно, имеет больше шансов решить ту или иную головоломку. А это значит, что у такого человека в большей степени, обычно при решении головоломок сталкивается с непреодолимыми трудностями. Впрочем, эти трудности вполне изживаемы, и упражнения в разгадывании головоломок так и призваны сослужить здесь добрую службу.

        Как и логические задачи, головоломки носят предельно абстрактный, обобщенный характер, мало напоминая по своей внешней форме те задачи, в частности производственного характера, с которыми нам приходится в повседневной жизни. Решение головоломки способствует развитию логичности, гибкости, сопротивляемости прошлого опыта. Обладание такими обобщенными качествами позволяет человеку решать проблемные задачи в любой сфере профессиональной деятельности, где у него имеются соответствующие знания.

        В практике преподавания ОБЖ, широко используются вербальные (словесные)  головоломки, широко известны кроссворды, чайнворды, ребусы, шарады, анаграммы, загадки, сканворды.

                                        Кроссворды на уроках ОБЖ

        Дети в любом возрасте с большой охотой и интересом разгадывают загадки, головоломки, шарады, ребусы, кроссворды. Использование их в учебной работе способствует поддержанию и развитию интереса к изучаемому предмету, разнообразит занятия, позволит в необычной форме не только повторить и закрепить изученный материал, но и познакомить учащихся с новыми названиями, понятиями, явлениями. Можно предложить им самим дать краткие, но точные определения, т.е. проделать обратную работу. Для этого придется обратиться к словарям, дополнительной литературе. Сложные кроссворды школьники могут решать дома в свободное время.

        Решение кроссвордов развивает сообразительность, настойчивость, догадливость, умение анализировать и обобщать. Кроме того, это способствует более глубокому изучению русского или родного языка – без знания правильного написания того или иного слова невозможно разгадать ни один кроссворд. Все это увеличивает запас слов, расширяет кругозор детей.

        Составлять и предлагать кроссворды надо осмысленно, в определенной системе и  последовательности, с учетом уровня знаний и умственного развития учащихся. Непосильная работа может оттолкнуть от этого занятия. Но если ученик смог осилить кроссворд, даже с помощью учителя или родителей, он испытывает радость и удовлетворение, проявит желание решать более сложный.

        Учителю, использующему кроссворды на своих уроках, целесообразно дать обучающимся некоторые представления об истории этой популярной игры.

        Что такое кроссворд и как его разгадывать знают все. Название головоломки вполне оправдывает ее внешний вид: вписываемые нами в клеточки слова всюду взаимно пересекаются.  

        Способ отгадывания кроссвордов на уроках ОБЖ весьма прост.

        В зависимости от возраста учащихся, уровня их подготовки и цели урока можно предлагать им для решения различные виды кроссвордов. При проверке знаний по определенной теме – тематические кроссворды, включающие в себя 6-8 определений, при обобщающей проверке – более расширенные, охватывающие понятия и определения по всему разделу

        Очень хороший результат дает задание обучающимся составлять кроссворд во внеурочное время. Тогда не только подбирают слова для заполнения горизонтальных и вертикальных рядов клеток, но и дают их правильное  определение, характеристику того или иного понятия. Затем кроссворды, составленные обучающимися одной бригады, передаются для решения другой. Желательно вначале проверить ошибки, делающие его решение невозможным. Как правило, обучающиеся с удовольствием составляют кроссворды, тем более, что задание знакомо им и по другим учебным предметам. Наиболее интересные и содержательные кроссворды используются с обучающимися других классов.

                                     Чайнворды в изучении  ОБЖ

        Чайнворд – это игра-задача (головоломка) по разгадыванию слов (названий, определений, терминов), специально составленных в виде цепи, в которой последняя буква предыдущего слова является первой следующего. Для технических чайнвордов соответственно подбираются слова отражающие специфику школьного предмета «ОБЖ». Например, СветофоРисКурениЕ…..

        Работа с чайнвордами не самоцель. Она должна органически сочетаться с другими видами деятельности обучающихся как на уроке, так и во внеклассное время. При составлении чайнвордов, как и кроссвордов, используют только имена существительные в именительном падеже и в единственном числе.

        Чтобы преобразовать сложенную цепь слов в головоломку нужно вместо букв нарисовать ряд пустых клеток и отметить порядковыми номерами те из них, в которые должны попасть начальные букв всех загаданных слов.Обучающемуся, разгадывающему чайнворд, необходимо знать, что начало и конец каждого слова должны находиться в пронумерованных клетках. Тогда ему будет легко установить, из скольких букв сложены слова цепи.

                Для быстрого и эффективного контроля правильности решения любого чайнворда следует заранее подготовить ответы. Их можно вписать и поместить в требуемой последовательности на отдельной карточке или использовать такой же чайнворд-задание с предварительно заполненной сеткой.

        Многолетний опыт работы с чайнвордами свидетельствует о том, что они являются полезным и интересным дидактическим средством в подготовке школьников к ОБЖ.

        Их решение активизирует проверку и закрепление знаний обучающихся, особенно на завершающем этапе изучения тем и разделов программы. Оно содействует развитию мышления, самостоятельности и настойчивости. Чайнворды можно использовать как непосредственно на уроках, так и во время проведения внеклассной работы по предмету (турниров, конкурсов, утренников, вечеров и других мероприятий). А отдельным, наиболее увлеченным обучающимся их можно также предложить для самостоятельной работы дома.

                                

Ребусы

        Разгадывание ребусов с использованием интересных сведений способствует развитию познавательной активности обучающихся, их сообразительности и фантазии.

        Ребусы появились 400 лет назад во Франции. В России первые публикации ребусов относятся к середине XIX в.

        Ребусы - загадочные рисунки, в которых слова и высказывания зашифрованы сочетаниями букв, цифр и других знаков, изображениями предметов домашнего обихода, животных, рыб, насекомых, деревьев, цветов, инструментов и т.д.

        Чтобы использовать ребусы в учебной работе, учитель должен быть знаком с основными правилами их составления и разгадывания.

Названия всех предметов, изображенных в ребусах, читаются только в именительном падеже.

Если изображение предмета перевернуто, слово следует читать справа налево.

Если около рисунков стоят запятые, то в зависимости от их количества и расположения от слова отнять одну или несколько букв.

Иногда из слова нужно убрать букву или заменить ее на другую. Тогда ее помещают возле слова в перечеркнутом виде или ставят знак замены «=».

Цифры, поставленные возле изображения, указывают на порядок, в котором нужно переставить буквы.

Изображение нот подменяют соответствующими словами.

Предметы могут быть изображены один над другим, или буквы разделяются горизонтальной линией. В этом случае, соединяя слова, обозначающие изображенные предметы или буквы, надо использовать по смыслу предлог «на» или «под».

На поверхности одной буквы могут быть размещены другие. В этом случае следует добавить слог «по».

В ребусе может быть изображен фрагмент географической карты.

Если в ребусе встречаются буквы, отдельные или объединенные в слоги, они читаются, как обычно.

Если фрагменты предмета изображены пунктирными линиями, то на них не следует обращать внимания.

Загадки

        Опытом установлено, что использование загадок при обучении безопасности жизнедеятельности, включающих разнообразные термины и понятия, связанные с темами ОБЖ, расширяет общий кругозор обучающихся, способствует их умственному развитию, повышает интерес к учебе, помогает лучшему усвоению материала, формирует такие качества личности, как настойчивость, целеустремленность. Научившись самостоятельно составлять подобные загадки, учитель сможет оживить учебный процесс, а при желании обучить данному делу обучающихся.

        Загадки, несомненно, окажутся полезными учителю, заинтересовавшему обучающихся этой работой. Их можно использовать на разных этапах урока, например, после изучения нового материала на уроке загадки помогут закрепить различные термины и понятия.

Три глаза - три приказа, красный – самый опасный. (Светофор)

Зимнее стекло – весною потекло. (Лед)

Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния)

                        Художественная литература на уроках ОБЖ

        Произведения художественной литературы при изучении ОБЖ, обогащают учебный процесс. Отрывки из рассказов, сказок и стихов оживляют рассказ учителя, пробуждают и поддерживают интерес обучающихся к уроку ОБЖ. Образные, яркие художественные тексты повышают эмоциональность восприятия, содействуют эстетическому воспитанию учащихся. Литературные произведения помогают наблюдать за действиями людей в чрезвычайных ситуациях, подмечать их закономерности.

        Методика использования литературных источников может быть разнообразной. Например, если отрывок содержит описание чрезвычайной ситуации, то его целесообразно использовать для иллюстрации изучаемого материала. А можно, зачитав фрагмент их художественного произведения, предложить обучающимся ряд заданий к прочитанному тексту.

        Задания следует разнообразить. Например, задать вопросы:

Какую чрезвычайную ситуацию вы узнаете  в данном литературном произведении?

Какие действия в данной чрезвычайной ситуации здесь описаны?

        Или предложить обучающимся сравнить наблюдения писателя с их жизненным опытом и ответить на вопрос: как поступили бы дети на месте героя?

        К художественным произведениям можно обращаться на разных этапах урока- при объяснении нового материала, при его закреплении, во время опроса.

        Проиллюстрирую сказанное примерами.

        Чрезвычайные ситуации криминогенного характера

Пример 1. При изучении этой темы в 5 классе у обучающихся могут вызвать интерес сказки или инсценировки: « Колобок», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят» и т.д. Для обсуждения, можно предложить следующие вопросы:

Почему волку удалось съесть козлят?

Что помогло проникнуть в их дом?

Какую ошибку совершила бабушка Красной шапочки?

Какие ошибки в поведении Красной шапочки ты можешь назвать?

Какую ошибку с точки зрения личной безопасности совершил колобок?

        Автономное существование человека в природных условиях

Пример 2. На уроке по данной теме  в 6 классе можно использовать отрывки из повести Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке». После прочтения отрывка можно побеседовать о том, что помогло летчику выжить.

        


Вывод

Занимательные задания побуждают работать мысли обучающихся. Насыщенные занимательностью задачи, головоломки, вопросы и упражнения углубляют понимание обучающимися тем предмета, вовлекают их в активное сотрудничество с преподавателем, будят любознательность, повышают наблюдательность и поощряют их к первым самостоятельным открытиям.

Рационально использую в своей учебно-воспитательной работе нестандартные формы и методы, которые обеспечивают хорошее качество подготовки обучающихся и помогают создать копилку приемов и навыков по развитию познавательной деятельности. Использование разнообразных упражнений, игр, тренировок, ребусов, тестов, делает урок ОБЖ эффективным, интересным.

Результаты диагностики показывают, что у обучающихся наблюдается стабильное повышение уровня и качества знаний.

В дальнейшей деятельности я планирую продолжить работу по использованию занимательных заданий на уроках ОБЖ как средства повышения качества знаний обучающихся. Это позволит мне пополнить копилку знаний и примениять наиболее интересные методы и приемы.



Список литературы:

Щуркова И. Формирование познавательных интересов у учащихся. М., 1989.

Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. М., «Творческий центр «Сфера» 2003.

Емельянчик В.К., Капитонова М.Е. Ваши шансы избежать беды: Учебное пособие. Сборник ситуационных задач по курсу ОБЖ. СПб., 2002.

Методика обучения ОБЖ (Л.В.Байбородова, Ю.В.Индюков Москва «Владос» 2004г)

ОБЖ школьный курс в тестах, играх, кроссвордах 5-8кл. (Г.П.Попова Волгоград 2005г.)

Игровые занятия по ОБЖ 5-9кл. (А.А.Михайлов М. «Дрофа» 2004г.

Нетрадиционные уроки. ОБЖ 6-11кл. на уроках географии, биологии, химии, экологии, обществознания. (Е.Л.Гордияш Волгоград 2006г.)

Раб.тетрадь по ОБЖ 5-6кл. (Э.Г.Антюхин М. «Просвещение» 2001г.)

Раб.тетрадь по ОБЖ 7-8кл. (Э.Г.Антюхин М. «Просвещение» 2001г.)

Раб.тетрадь для учителя по ОБЖ 10,11кл.кл. (В.Н.Латчук М. «Дрофа» 2002г.)

Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу (В.И.Ковалько М. «ВАКО» 2008г)

7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Занимательный материал для уроков ОБЖ

Автор: Лыков Роман Васильевич

Дата: 09.11.2020

Номер свидетельства: 562848

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Материал для уроков ОБЖ 1-4 классов "
    ["seo_title"] => string(38) "matierial-dlia-urokov-obzh-1-4-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "138936"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417623180"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока географии - "Реки" "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-rieki"
    ["file_id"] => string(6) "223259"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437470654"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Технологическая карта урока химии по теме "Химическое равновесие" "
    ["seo_title"] => string(78) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-khimii-po-tiemie-khimichieskoie-ravnoviesiie"
    ["file_id"] => string(6) "131553"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416163770"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Межгалактическое состязание кулинаров (итоговый урок - игра)."
    ["seo_title"] => string(66) "miezhghalaktichieskoie_sostiazaniie_kulinarov_itoghovyi_urok_ighra"
    ["file_id"] => string(6) "377229"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1484015714"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства