kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по основам безопасности жизнедеятельности "Опасные ситуации на дорогах" (5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правила безопасного поведения на дорогах и проезжей части.Общественный личный транспорт. Правила для пешеходов, пассажиров, водителей.

Просмотр содержимого документа
«Урок по основам безопасности жизнедеятельности "Опасные ситуации на дорогах" (5 класс)»

5 класс

Основы безопасности жизнедеятельности


Тема: «Опасные ситуации на дорогах»


Цель урока:

- актуализировать знания об опасных ситуациях на дорогах и сформировать знания о последствиях опасных ситуаций, произошедших на дорогах.



Тип урока: комбинированный


Оборудование:

  1. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности».

  2. Рабочая тетрадь.

  3. Наглядные пособия: правила поведения на дорогах, плакаты, фотографии.


Ход урока


1.Организационный момент. Приветствие учителя


2.Вопросы для активизации знаний:

- Кто знает, чем регулируется движение на улицах и дорогах?

(светофорами, регулировщиками, дорожными знаками, дорожной разметкой)

- Какие вы знаете виды светофоров?

(транспортные и пешеходные)

- Что обозначают цвета на светофоре?

( красный – движение запрещено, желтый – внимание (подготовка к движению), зеленый – движение разрешено)

- Что такое дорожное движение?

Дорожное движение – это все общественные отношения, возникающие в процессе перемещение людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Дорожное движение происходит по правилам дорожного движения: свод законов и неформальные правила которые вырабатываются со временем. Организованное дорожное движение имеет хорошо разработанную систему приоритетов проезда. Разметку и систему знаков, средства регулирования потоков транспорта и пешеходов на перекрестках.

- Что такое проезжая часть, или мостовая?

(часть улицы, предназначенная для транспорта).

- Что такое улица?

Улица – обычно два ряда домов и пространство между ними для передвижения. Улица может не иметь специального покрытия (просто участок земли), а может быть покрыта каким – либо прочным материалом (дерево, кирпич, камень, щебень, асфальт)

Одним из отличий улиц является наличие тротуаров. По улицам часто проходят трамвайные рельсы, по середине бывают высажены деревья.

- Какими бывают виды транспорта?

Автомобили и мотоциклы, троллейбусы, автобусы и трамваи, мопеды и велосипеды.

- Все ли транспорты одинаковы?

Виды транспорта различаются:

- по назначению (одни перевозят пассажиров, другие-грузы);

- по габаритам (сравни десятитонный грузовик и велосипед).

Автобусы, троллейбусы, трамваи, метро, легковые автомобили называются общественным транспортом.

-Что такое тротуар?

Тротуар – пешеходная дорожка, располагающаяся сбоку от проезжей части улицы. Тротуар предназначен только для пешеходов; движение транспортных средств по тротуарам запрещено, за исключением работы машин дорожно- эксплуатационных и коммунальных служб, а также подвоза грузов к торговым и другим предприятиям и объектам. Стоянка легковых автомобилей, мотоциклов, мопедов и велосипедов на тротуаре разрешена только в местах, указанных соответствующими знаками.

- Кто такой пешеход?

Пешеход – участник дорожного движения, находящийся вне транспортного средства. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, детскую или инвалидную коляску. Правилами дорожного движения определяются права и обязанности пешеходов. Для пешеходов предназначены тротуары – пешеходная часть улицы.

- Как должен вести себя пешеход на улице?

Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а так же в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке и идти в один ряд по краю проезжей части.

- Что такое правила дорожного движения? Какие правила дорожного движения вы знаете?

ПДД – свод правил, регулирующих обязанности водителей транспортных средств и пешеходов, а так же технические требования, предъявляемые к транспортным средствам для обеспечения безопасности дорожного движения.

- Что такое безопасность дорожного движения – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения: транспорта и пешеходов.

- Что такое дорожно- транспортное происшествие?

Дорожно-транспортные происшествия, происшествия, возникшие в процессе движения автотракторный транспортных средств и других самоходных машин, повлекшие за собой гибель или ранения людей, повреждение транспортных средств, дорожных сооружений, грузов и др.

- В чем причина аварий?

Большая часть наездов на пешеходов случается там, где транспортные и пешеходные пути пересекаются: на наземных переходах, остановках общественного транспорта, у магазинов, школ, театров.


3.Объяснение нового материала

Чтобы опасность не ворвалась в твою жизнь, нужно делать не так, как все, а так, как тебя учат родители и учителя.

Транспортные средства не должны ехать на красный свет, но некоторые недисциплинированные водители не всегда выполняют это правило. Поэтому даже переходя дорогу на зеленый сигнал светофора, будь предельно внимательным и осторожным. Запомни: никакое транспортное средство, набравшее скорость, не может остановиться сразу, а будет некоторое время продолжать движение по инерции. Значит, до полной остановки транспортное средство пройдет еще какое-то расстояние. Это расстояние, которое оно проходит с момента торможения до полной остановки, называется тормозным путем.

А сейчас мы закрепим новый материал.

  1. Первичная проверка и закрепление знаний

Предлагается учащимся вспомнить основные рекомендации для пешеходов:

- строго подчиняйтесь сигналам светофора;

- не перебегайте улицу, а переходите ее шагом и в прямом направлении, а не наискосок;

- будьте внимательным и осторожным в ненастную погоду, особенно при обледенелом дорожном покрытии, когда водителю не всегда удается рассчитать тормозной путь его машины;

- не сходите с тротуара на проезжую часть улицы вне пешеходных переходов;

- не останавливайтесь в непосредственной близости от проходящего автомобиля, так как выступающие детали машины могут задеть за одежду и потащит за собой;

- выйдя из общественного транспорта, сначала пройдите на тротуар и только после этого начинайте переход улицы;

- при приближении специальных автомобилей (пожарных, милицейских, медицинской помощи) с включенным звуковым сигналом отходите в сторону, чтобы не мешать их следованию.

5. Самостоятельная работа

  1. Работа в рабочих тетрадях (изображение дорожных знаков и опасных ситуаций на дороге)

6. Подведение итогов урока

Обобщение результатов изучения материала и работы отдельных учащихся. Повторение главных выводов по теме – главные правила поведения пешеходов. Выставление оценок.

Домашнее задание:

п.п. 9.










































5 класс

Основы безопасности жизнедеятельности


Тема: "Безопасность в общественном и личном транспорте"

Цель:- познакомить с видами общественного и личного транспорта и правилами безопасного поведения в транспорте.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

1.Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности».

2.Рабочая тетрадь.

3.Наглядные пособия: правила поведения на дорогах, виды транспорта, плакаты, фотографии.

1.Орг. момент. Приветствие учителя.


  1. Объяснение нового материала


1).Виды транспортных средств

Транспортным средством называется устройство, предназначенное для перевозки людей или грузов.

Транспорт, который служит для перевозки людей, называется транспортом общего пользования. К нему относятся: автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутное такси, движущиеся по установленным маршрутам.

Транспорт, который служит для перевозки грузов, называется грузовым.


Специальный транспорт – это транспорт, оборудованный специальной сигнализацией (сирена, мигалка, гудок). К нему относятся: милицейские, пожарные, санитарные машины.

Кроме того, транспорт бывает служебным и личным.

Служебный транспорт – это собственность предприятия, который обслуживает их транспортные нужды.

Личный транспорт – это транспорт, имеющийся в частной собственности у граждан.


2).Правила поведения в транспорте.

В любом виде транспорта общественного пользования вывешиваются правила поведения о действиях пассажиров в той или иной сложившейся обстановке. Каждый учащийся должен хотя бы один раз прочитать и неукоснительно их соблюдать. Ожидать автобус, троллейбус, трамвай разрешается только на посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине.

В общественный транспорт полагается входить через заднюю дверь, а выходить через переднюю; дети и пожилые люди могут входить и через переднюю; маленьким детям без родителей в транспорте ездить нельзя.

Ступени большинства общественных транспортных средств для людей преклонного возраста и детей, особенно в непогоду, представляет определенную преграду, которую надо преодолевать, держась руками за поручни.

При посадке в автобус не оказываться между автобусом и ожидающими его людьми. Особенно это опасно в гололед, когда земля на остановках покрыта коркой льда. Вас могут уронить и затоптать, притиснуть к борту подошедшего транспорта или, что самое опасное, при подходе столкнуть с бордюра остановки под его колеса.

В случаях резких остановок или торможений определенную угрозу представляют зонты, трости и т.п. предметы с острыми и выступающими краями.

В автобусе нужно разговаривать тихо, чтобы не мешать другим. В городском транспорте двери открываются автоматически, потому нельзя стоять у дверей, т.к. это может мешать входу и выходу пассажиров.

Нельзя высовывать и выставлять руки в открытые окна.

Принято уступать место пожилым людям.

Если вам позволяет рост, то, находясь в движущемся автобусе, трамвае, чтобы не упасть прирезком торможении, лучше держаться за поручень над головой.

Стоять лучше лицом в сторону движения, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и успеть на нее среагировать.

Небезопасно в идущем транспорте ходить.


Нужно иметь в виду, что любой общественный транспорт пожароопасен. По этой причине после дорожно-транспортного происшествия желательно быстрее покинуть салон и отойти в сторону.

При аварии, в случае, когда поврежден токонесущий провод, самые безопасные места в трамвае или троллейбусе – сидячие. При этом ноги от пола лучше оторвать, а на стены и поручни не наваливаться.

Если в семье имеется легковой транспорт или мотоцикл, то школьники должны знать, что по правилам дорожного движения запрещено перевозить детей до 12-летнего возраста на переднем сидении легкового автомобиля или заднем сидении мотоцикла.

Школьники, имеющие велосипеды, должны знать, что движение по проезжей части разрешается только в один ряд на расстоянии не более 1 метра от правого края.

С целью обеспечения безопасности детей на проезжей части, лицам, не достигшим 14-летнего возраста, выезд и движение на велосипедах по дорогам не разрешены.

Находясь вблизи железнодорожных путей, нужно быть особенно осторожным, т.к. в любую минуту по ним может проследовать состав поезда. Нельзя ходить вдоль железнодорожных путей, тем более по рельсам. Иногда дети, находящиеся без присмотра, ходят по рельсам, балансируя, и, увлекшись, попадают в критическую ситуацию. Даже при наличии переходного мостика через железнодорожные пути некоторые люди стараются сократить путь и переходят на другую сторону через железнодорожную линию. Особенно внимательным нужно быть, переходя или проезжая неохраняемый железнодорожный переезд, перед переездом необходимо убедиться в

отсутствии приближающегося поезда.


Вопросы для закрепления пройденного материала:

v Как называется транспорт, служащий для перевозки людей?


v Как называется транспорт, предназначенный для перевозки грузов?


v Какие виды транспорта вы еще знаете?


v Можно ли ездить без родителей в транспорте?


v Как нужно вести себя при пользовании общественным транспортом?


v Почему нельзя высовываться в окно в транспорте?


v Как нужно вести себя, находясь вблизи железнодорожных путей?


3.Подведение итогов. Выставление оценок.


4. Домашнее задание.

п.п. 10






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по основам безопасности жизнедеятельности "Опасные ситуации на дорогах" (5 класс)

Автор: Дьякова Наталья Васильевна

Дата: 13.10.2018

Номер свидетельства: 480549

Похожие файлы

object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока "Это должен знать каждый!""
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-eto-dolzhien-znat-kazhdyi"
    ["file_id"] => string(6) "279514"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453235872"
  }
}
object(ArrayObject)#904 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Конспект урока “Опасные и чрезвычайные ситуации гидрологического характера. Снежные лавины” "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-opasnyie-i-chriezvychainyie-situatsii-ghidrologhichieskogho-kharaktiera-sniezhnyie-laviny"
    ["file_id"] => string(6) "104514"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402723004"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Конспект урока ОБЖ "
    ["seo_title"] => string(20) "konspiekt-uroka-obzh"
    ["file_id"] => string(6) "112881"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408970558"
  }
}
object(ArrayObject)#904 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(264) "Формирование навыков безопасного поведения обучающихся в условиях образовательного пространства на основе технологии проектного управления "
    ["seo_title"] => string(163) "formirovaniie-navykov-biezopasnogho-poviedieniia-obuchaiushchikhsia-v-usloviiakh-obrazovatiel-nogho-prostranstva-na-osnovie-tiekhnologhii-proiektnogho-upravlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "224885"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439236671"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "КОНСПЕКТ УРОКА    Класс: 5 Тема: Город как среда обитания "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-klass-5-tiema-gorod-kak-srieda-obitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "164782"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422700758"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства