Просмотр содержимого документа
«Урок ОБЖ в 11 классе Тема: «Как стать офицером?»»
Урок ОБЖ в 11 классе
Тема: «Как стать офицером?»
Цели урока:
1.Способствовать формированию жизненной позиции учащихся, поиска своего места в жизни.
2.Создать на уроке микроклимат, вызывающий интерес учащихся к военной профессии, способствующий осознанию их личной ответственности за защиту Отечества.
Задачи:
1.Воспитательные: проведение профессиональной ориентации учащихся, формирование представления о морально-волевых и нравственных качествах российского офицера, патриотическое воспитание.
2.Обучающие: изучение основных положений Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», знакомство с историей становления российского офицерского корпуса, с основными видами военных образовательных учреждений и правилами приема граждан в военные образовательные учреждения.
3.Развивающие: развитие умения учащихся соотносить свои желания и возможности.
Планируемые результаты:
1.Знание требований Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» (раздел III, ст.11,17, 18, 19, 20).
2.Формирование внутренней готовности к выполнению воинского долга.
Предварительная подготовка к уроку.
Дать индивидуальные задания учащимся:
- подготовить сообщение об истории становления российского офицерского корпуса;
- сделать выборку основных положений Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», касающихся подготовки офицерских кадров.
Вопросы урока:
1.История становления российского офицерского корпуса.
2.Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».
3.Система военного образования в России.
4.Правила приема в ВВУЗ-ы.
5.Обучение в ВВУЗ-е
Ход урока.
I Вступительное слово учителя.
«Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу», - так говорили издревне. В этой фразе заложен глубокий смысл: человек творит не только материальный мир, но и мир души своей. Ведь действия, совершаемые нами изо дня в день в течение какого-то времени, становятся для нас обычными и естественными, и мы попросту перестаем
задумываться, хороши они или плохи. А затем уже наш характер, сложившийся в результате поведения, становится тем компасом, который направляет нас в бурном житейском море в продолжение всего плавания. Но ведь каждому воздается по тому, что он делает, что бы мы ни думали по этому поводу и сколько бы ни ссылались на случайности, совпадения и прочие не зависящие от нас обстоятельства. И это так понятно, если по-настоящему задуматься. А вы подходите к тому рубежу, когда нужно задуматься о том, какой поступок совершить, какую выбрать профессию, потому что этот поступок, в конечном счете, сделает вашу судьбу.
Есть такая профессия – Родину защищать. Выбрать такую профессию дано не каждому. Офицер – профессия для настоящих мужчин. О том, как появилась эта профессия, как возникли и развивались офицерские традиции, нам расскажет Дзябенко Кристина.
II Изложение нового материала.
1.Индивидуальное сообщение:
«История становления российского офицерского корпуса».
Почти три столетия насчитывает регулярная армия. Такой же срок становления и развития имеет и профессиональный офицерский корпус государства. Воин, защитник родной земли во все времена пользовался почетом и уважением на Руси. В народе воспевались отвага, мужество, героизм тех, кто не щадил жизни, отстаивая свою землю. С глубокой древности военная служба считалась хотя и опасной, но почетной и нужной.
Многими десятилетиями в русской армии складывался кодекс нравственности военного человека, включающий в себя такие ценности, как честь и воинский долг.
При Петре I военная служба для всех начиналась с нижних чинов. Качеству подготовки войск офицерского корпуса Петр уделял особое внимание. Образование русского офицерства связано с появлением регулярной армии. Петр, в отличие от иностранных армий, где патенты на офицерские чины продавались за деньги, считал правильной систему, когда будущий офицер начинал службу рядовым.
Для дворянского сословия царь Петр ввел обязательную личную и пожизненную службу. По достижении 16-летнего возраста юношей экзаменовали специальные комиссии. Не выдержавшие этого экзамена «писались солдатами» без выслуги, выдержавшие брались на государственную службу: две трети – в военную, треть – в гражданскую.
В конце XVIII столетия русская армия была единственной, не считая революционной французской армии, в которой солдату и унтер-офицеру открывался сводный доступ к офицерским чинам.
Замечательная традиция русского офицерства состоит в святой преданности Отчизне. Создатель регулярной российской армии Петр I терпеливо и настойчиво призывал своих воинов все помыслы и действия подчинять одному – благополучию России и своим примером увлекал подданных к бескорыстному служению государству.
К молодым людям, полежавшим служить в армии в качестве офицеров, предъявлялись повышенные требования во всех отношениях. Доходило до того, что такие юноши «принадлежали не родителям, а Отечеству; Отечество должно быть для них святее всех на свете». На протяжении всей истории России передовые офицеры бескорыстно служили Отчизне. Мы вправе гордиться ратной доблестью русских воинов.
2.Работа с таблицей.
Профессиональная подготовка русских офицеров, как вы уже слышали, началась при Петре I и продолжается до сегодняшнего дня. Аспадурьян Карина прокомментирует нам таблицу, которую она приготовила:
Из истории военно-учебных заведений.
1698 г. – открыты Артиллерийская и Пехотная школы в Москве.
1698 г. – открыта Мореходная школа в Азове,
1701 г. – Артиллерийская и Инженерная школы, Школа математических и навигацких наук,
1732 г. – Сухопутный шляхетский кадетский корпус (Петербург),
1743 г. – Морской шляхетский кадетский корпус,
1798 г. – Медико-хирургическая академия,
1819 г. – Главное инженерное училище, (ныне Военно-инженерная академия),
1820 г. – Михайловское артиллерийское училище, (ныне Военная академия РВСН),
1867 г. – Военно-юридическая академия,
1877 г. – Морская академия
Группы военно-учебных заведений России (до 1917 г.)
Низшие (для подготовки младшего командного состава)
Средние (кадетские корпуса, подготовительные школы)
Средние специальные (готовили командные и инженерно-тех. кадры для армии)
Высшего и среднего типа для подготовки и переподготовки офицеров
Группы военно-учебных заведений Советской России (с 1917 г.)
Курсы и полковые школы (для младшего ком. состава)
Командные курсы (для подготовки командиров взводов)
Курсы усовершенствования командного звена
школы подготовки специалистов среднего звена
Военные академии (для подготовки старшего командного состава)
В 1924 – 1925 годах проведена военная реформа, в результате которой сложилась новая система военно-учебных заведений:
А) Военные академии.
Б) Военные школы Сухопутных войск и Военно-воздушных сил.
В) Военно-морские училища.
В середине 50-60 г.г. XX века появляется новый вид Вооруженных Сил – Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Средние военные училища преобразованы в высшие со сроками обучения 4 и 5 лет.
Система военных образовательных учреждений профессионального образования Министерства Российской Федерации.
Итак, вы убедились: на Руси всегда с должным вниманием относились к обучению офицеров, к воспитанию настоящих мужчин.
Мужчина… О чем говорит это слово? Мужчина – это смелость, воля, мужество, великодушие, благородство.
(Звучит музыка. Рассказ об офицере)
4.Работа с памятками.
Правовой основой для подготовки граждан к военной службе и для обучения в военных заведениях является Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе». Мы с вами изучили ст.11 и 17 об обязательной и добровольной подготовке к военной службе. Более подробно пункты ст. 17 раскрываются в ст. 18, 19, 20 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе». Памятки с извлечениями из этих статей я вам раздам для самостоятельного изучения. (Ученик раздает памятки). Обратите внимание на п.2 ст.18, где говорится о том, что граждане, получившие спортивный разряд или спортивное звание пользуются преимущественным правом при зачислении в ВВУЗы. В ст. 19 названы учебные заведения для военной подготовки несовершеннолетних. Это Суворовские военные училища, Нахимовские военно-морские училища и военно-музыкальные училища. Подробнее с организацией деятельности этих учебных заведений вы можете ознакомиться в Положении о суворовских, нахимовских училищах и кадетских корпусах в Сборнике нормативных правовых документов и материалов. (Показ книги).
5.Рассказ о правилах приема в ВВУЗы.
О правилах приема в ВВУЗы. Нам расскажет Василий Борисович. Обратите внимание на таблицу, которую подготовила Кузнецова Катя, такая же табличка есть и в ваших памятках.
Правила приема в высшие военные учебные заведения РФ.
Закон «О военной обязанности и военной службе».
Граждане РФ от 16 до 22 лет.
Военнослужащие до 24 лет.
Имеющие среднее (полное) образование.
З А Я В Л Е Н И Е
1.Фамилия, имя, отчество.
2.Год, месяц рождения.
3.Домашний адрес по прописке и фактический.
4.Наименование ВВУЗа
Заявление подается до 1 мая текущего года.
Профессиональный отбор:
1.Состояние здоровья.
2.Военно-проф. направленность и физ. подготовка.
3.Индивидуально-психологические качества.
4.Общеобразовательная подготовка.
Нормативы ОФП:
бег на 3 км.
подтягивание
бег на 100 м.
плавание на 100 м.
1.Автобиграфия.
2.Характеристика с места работы (учебы).
3.Копия документа об образовании.
4.Фотографии 4,5х6 см.- 3 шт.
5.Паспорт.
6.Военный билет (удостоверение о приписке).
7.Подлинный документ об образовании.
Документы прилагаются к заявлению.
Обучение в ВВУЗах, присвоение офицерского звания.
1.При зачислении в ВВУЗ присваивается воинское звание – курсант.
2.По окончании I курса заключается контракт (на время учебы и на 5 лет военной службы после окончания).
3.Предоставляется ежегодный отпуск–30 суток и зимний каникулярный отпуск–14дней.
4.Продолжительность обучения от 3 до 6 лет (бесплатно).
5.Распорядок обучения как в ВУЗах гражданского образца.
6.Отчисленные из ВУЗов направляются для прохождения военной службы по призыву.
Успешно окончившие высшее военное заведение получают среднее или высшее военно-специальное образование и одну из престижных гражданских профессий с получением воинского звания и диплома гражданского образца.
6. Беседа.
- Как видите, обычный набор документов, который необходим для поступления в любой вуз. Однако почему-то немногие подают документы в военные уч. Заведения. Как вы думаете, почему?
(Ответ: наверное, все дело в индивидуальных психологических качествах. Чтобы стать военным, нужно отвечать определенным требованиям).
-Совершенно верно. А вот каким требованиям должен отвечать будущий офицер, мы попросим рассказать Валеева Степана.
7. Рассказ об индивидуально-психологических качествах офицера.
-И конечно, каждый офицер должен быть патриотом. Как вы понимаете слово «патриот» и «патриотизм»?
(Ответ: Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Патриот – человек, любящий свою Родину, свой народ. Причем любовь к своему Отечеству должна быть действенной, не на словах. Любить Родину – это значит служить ей, причем не рассчитывая на вознаграждение, а если нужно, то патриот жертвует своей жизнью, защищая свою Родину).
-Вы совершенно верно определили понятие «патриот» и «патриотизм».
А теперь, ребята, я хочу узнать, какие вопросы вы бы задали человеку, посвятившему себя военной профессии, если бы у вас появилась такая возможность?
8.Вопросы:
1. Из каких нравственных и жизненных ценностей формируются патриотические убеждения?
2. Как вы думаете, можно ли сказать, что патриотизм – это понятие прошлых лет?
3. Справедливо ли утверждение : «Тяжело в учении — легко в бою?»
III Подведение итогов урока
1. Думаю, вы достаточно получили информации о том, как стать офицером – защитником Родины. Давайте подведем итоги: что мы сегодня узнали на уроке?
- Профессия офицера почетна.
- Офицером может стать не каждый, а только обладающий определенными качествами.
- Узнали о военных учебных заведениях и правилах приема в них.
- Этот урок заставил задуматься о патриотизме, о том, как мы понимаем этот термин.
2. Закрепление материала – работа с карточками.
Подведение итогов работы. Оценка и самооценка уч-ся.
IV Домашнее задание: на выбор - выучить памятки или подготовить сообщение об офицерах нашей республики в годы Великой Отечественной войны