kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изучение воинских званий на примере произведение "Капитанская дочка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Разъезженская средняя общеобразовательная школа» Интегрированный урок в 10 классе «Основы безопасности и жизнедеятельности» Тема урока: Составитель: преподаватель – организатор ОБЖ, высшая квалификационная категория Евгений Иванович Каблуков 2011год. Цели урока: 1. образовательные: изучение воинских званий на примере произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка», материалов исследовательской работы о героизме воинов - разъезженцев в период с 1941 – 2010 годы; 2. развивающие: увлечь ребят интересной и творческой работой, показать им межпредметные связи в учебном процессе; 3. воспитательные: воспитание любви к Родине, уважение народа к защитникам Отечества, старшему поколению. «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ». Ход урока. I. Учитель ОБЖ. Объявляет тему и ставит задачи урока перед учащимися. Музыка «Реквием». Давно отгремела война, но до сих пор мы помним подвиги нашего народа, наших земляков. (Слайд 1-3). Рассказ о том, что из нашего села ушло на фронт 453 человека. Звучит песня «Священная война». Уходили на фронт рядовые. Война длилась долгих 5 лет. За эти годы они становились сержантами, офицерами, героями. Не вернулось с войны 182 человека. II. Выступления учеников 10 класса о ветеранах Великой Отечественной войны. 1.Метелёв Виктор Яковлевич ушёл на фронт в звании рядового, вернулся в 1945 году в звании старшего сержанта. 2. Герой Советского Союза Петр Николаевич Сурков родился 11 (24) июля 1915 года в селе Ермаковское ныне Ермаковского района Красноярского края в крестьянской семье. Русский. Образование среднее. Работал учителем в селе Разъезжее с 1935-1937г. В Красной Армии с 1937-40 годах и с 1941 года. Член ВКП (б) с 1940 года. Окончил полковую школу, а в 1942 году - курсы политического состава. В действующей армии с 1942 года. В 1943 году окончил военно-политическое училище. Захватив пароход «Николаев» и баржу, десант закрепился на правом берегу Днепра и обеспечил переправу 212-го гвардейского стрелкового полка. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Суркову Пётру Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1570). Отважный офицер-политработник пал смертью храбрых 12 января 1944 года. Похоронен в городе Калинковичи Гомельской области в Белоруссии. 3. Сыркин Павел Владимирович (1915-1995г.г.) Самое крупное сражение второй мировой войны – Сталинградское сражение. 17 июля 1942 г. по 31 января 1943 г. среди героев был и наш земляк Сыркин Павел Владимирович. За сражение ветерану была вручена медаль «За оборону Сталинграда» и звание младшего сержанта. III. Учитель истории рассказывает о воинских званиях в России с 1700 года по настоящее время. IV. Учитель литературы. Проводит параллель между воинской службой того времени и нынешней. Работа в группах по произведению «Капитанская дочка» А.С.Пушкина по следующим вопросам: 1. Какое офицерское звание имел главный герой повести – Пётр Гринёв? 2. Какое воинское звание было у отца Петра Гринева? 3. Какое воинское звание было у Прохорова? 4. Какой генерал был убит во время бунта? 5. Какие воинские звания своих «полководцев» называл Емельян Пугачёв? 6. Почему не говорится о воинском звании Швабрина? Вывод учителя. Говорит о том, что и в то далёкое время, о котором рассказывал А.С.Пушкин в «Капитанской дочке», воинские звания, встречающиеся в произведении, дошли до наших врёмён. V. Учитель ОБЖ. Рассказывает о том, что в Вооружённых Силах Российской Федерации существует шесть составов военнослужащих. Каждому составу соответствует своё воинское звание. Перечень воинских званий военнослужащих Вооружённых сил Российской Федерации. Состав военнослужащих Воинские звания Войсковое Корабельное 1. Солдаты и матросы Рядовой (курсант) Ефрейтор Матрос (курсант) Старший матрос 2. Сержанты и старшины Младший сержант Сержант Старший сержант Старшина Старшина 2-й статьи Старшина 1-й статьи Главный старшина Главный корабельный старшина 3. Прапорщики и мичманы Прапорщик Старший прапорщик Мичман Старший мичман 4. Младшие офицеры Младший лейтенант Лейтенант Старший лейтенант Капитан Младший лейтенант Лейтенант Старший лейтенант Капитан-лейтенант 5. Старшие офицеры Майор Подполковник Полковник Капитан 3 ранга Капитан 2 ранга Капитан 1 ранга 6. Высшие офицеры Генерал-майор Генерал-лейтенант Генерал-полковник Генерал Армии Маршал Российской Федерации Контр-адмирал Вице-адмирал Адмирал Адмирал флота Маршал Российской Федерации VI. Учитель географии. 1. Ведет рассказ об участнике Великой Отечественной войны Горошникове А.П, о его боевом пути от рядового до сержанта, который закончил войну в Будапеште. VII. Председатель Разъезженского Совета ветеранов Каблукова В.А. представила результаты реализации совместного проекта патриотической направленности. В торжественной обстановке был открыт стенд «Защитники Отечества», она сделала обзор представленного материала. Каблуков Терёхин Терёхин Дмитрий Иван Иванович Павел Петрович Павлович (сержант) (ст. сержант) (мл. сержант) Чехословакия 1969 год. Таджикистан 1992-1994 г.г. Белошейкин Писарев Кирьянов Виктор Руслан Владимирович Роман Александрович Сергеевич Чеченская компания КГБ ОУ КШИ Емельяновский район Морская пехота п. Кедровый (по контракту) (лейтенант) (мл. сержант) (сержант) VIII. Учитель ОБЖ. Работа с классом. На основе исследовательской работы проводится письменный тест: «История воинских званий». Вопросы: 1. Впервые воинское звание «Рядовой» введено: а) 1723 г., б) 1722 г., в) 1724 г., г) 1771 г.; 2. Воинское звание «Сержант» введено в СССР: а) 1941 г., б) 1940г., в) 1939 г., г) 1942 г.; 3. Воинское звание «Прапорщик» введено в СССР: а) 1970г., б) 1971г., в) 1972г., г) 1973 г.; 4. Воинское звание «Капитан» появилось в России: а) в 15 в., б) в 16 в., в) в 17в., г) в 18 в.; 5. Воинское звание «Генерал» появилось в России: а) в 1656г., б) 1657г., в) 1658г., г) 1659 г.; 6. От латинского – «самый главный». Высшее воинское звание «Генералиссимус» в СССР введено: а) 1943 г., б) 1944г., в) 1945г., г) 1946г. Подведение итогов: Учитель ОБЖ при подведении итогов урока проводит параллель между военной службой того времени и нынешней. Солдаты Советской и Российской армии так же, как и герои повести «Капитанская дочка» начинали службу с низких должностей в отдельных частях, подразделениях и получали награды и внеочередные звания при защите рубежей нашей страны. И ныне актуален для подрастающего поколения эпиграф «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ». Выставление оценок. Домашнее задание: Приготовить презентацию на тему: «Оружие победы в годы Великой Отечественной войны». Звучит гимн Российской Федерации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изучение воинских званий- 10 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Разъезженская средняя общеобразовательная школа»




Интегрированный урок в 10 классе

«Основы безопасности и жизнедеятельности»







Тема урока:













Составитель:

преподаватель – организатор ОБЖ,

первая квалификационная категория

Евгений Иванович Каблуков




2011год.

Цели урока:

1. образовательные: изучение воинских званий на примере произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка», материалов исследовательской работы о героизме воинов - разъезженцев в период с 1941 – 2010 годы;

2. развивающие: увлечь ребят интересной и творческой работой, показать им межпредметные связи в учебном процессе;

3. воспитательные: воспитание любви к Родине, уважение народа к защитникам Отечества, старшему поколению.

«БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ».


Ход урока.

I. Учитель ОБЖ.

Объявляет тему и ставит задачи урока перед учащимися.

Музыка «Реквием».

Давно отгремела война, но до сих пор мы помним подвиги нашего народа, наших земляков. (Слайд 1-3).

Рассказ о том, что из нашего села ушло на фронт 453 человека.

Звучит песня «Священная война».

Уходили на фронт рядовые. Война длилась долгих 5 лет. За эти годы они становились сержантами, офицерами, героями. Не вернулось с войны 182 человека.

II. Выступления учеников 10 класса о ветеранах Великой Отечественной войны.

1.Метелёв Виктор Яковлевич

ушёл на фронт в звании

рядового,

вернулся в 1945 году

в звании старшего сержанта.

2. Герой Советского Союза Петр Николаевич Сурков

родился 11 (24) июля 1915 года в селе Ермаковское ныне Ермаковского района Красноярского края в крестьянской семье. Русский. Образование среднее. Работал учителем в селе Разъезжее с 1935-1937г. В Красной Армии с 1937-40 годах и с 1941 года. Член ВКП (б) с 1940 года. Окончил полковую школу, а в 1942 году - курсы политического состава. В действующей армии с 1942 года.

В 1943 году окончил военно-политическое училище. Захватив пароход «Николаев» и баржу, десант закрепился на правом берегу Днепра и обеспечил переправу 212-го гвардейского стрелкового полка. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Суркову Пётру Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1570). Отважный офицер-политработник пал смертью храбрых 12 января 1944 года. Похоронен в городе Калинковичи Гомельской области в Белоруссии.

3. Сыркин Павел Владимирович (1915-1995г.г.)

Самое крупное сражение второй мировой войны –

Сталинградское сражение. 17 июля 1942 г. по 31

января 1943 г. среди героев был и наш земляк

Сыркин Павел Владимирович.

За сражение ветерану была вручена медаль

«За оборону Сталинграда» и звание младшего сержанта.

III. Учитель истории рассказывает о воинских званиях в России с 1700 года по настоящее время.

IV. Учитель литературы.

Проводит параллель между воинской службой того времени и нынешней. Работа в группах по произведению «Капитанская дочка» А.С.Пушкина по следующим вопросам:

1. Какое офицерское звание имел главный герой повести – Пётр Гринёв?

2. Какое воинское звание было у отца Петра Гринева?

3. Какое воинское звание было у Прохорова?

4. Какой генерал был убит во время бунта?

5. Какие воинские звания своих «полководцев» называл Емельян Пугачёв?

6. Почему не говорится о воинском звании Швабрина?

Вывод учителя.

Говорит о том, что и в то далёкое время, о котором рассказывал А.С.Пушкин в «Капитанской дочке», воинские звания, встречающиеся в произведении, дошли до наших врёмён.



V. Учитель ОБЖ.

Рассказывает о том, что в Вооружённых Силах Российской Федерации существует шесть составов военнослужащих. Каждому составу соответствует своё воинское звание.

Перечень воинских званий военнослужащих Вооружённых сил Российской Федерации.

Состав военнослужащих


Воинские звания


Войсковое


Корабельное


1. Солдаты и матросы


Рядовой (курсант)

Ефрейтор


Матрос (курсант)

Старший матрос


2. Сержанты и старшины


Младший сержант

Сержант

Старший сержант

Старшина


Старшина 2-й статьи

Старшина 1-й статьи

Главный старшина

Главный корабельный старшина


3. Прапорщики и мичманы


Прапорщик

Старший прапорщик


Мичман

Старший мичман


4. Младшие офицеры


Младший лейтенант

Лейтенант

Старший лейтенант

Капитан


Младший лейтенант

Лейтенант

Старший лейтенант

Капитан-лейтенант


5. Старшие офицеры


Майор

Подполковник

Полковник


Капитан 3 ранга

Капитан 2 ранга

Капитан 1 ранга


6. Высшие офицеры


Генерал-майор

Генерал-лейтенант

Генерал-полковник

Генерал Армии

Маршал Российской Федерации


Контр-адмирал

Вице-адмирал

Адмирал

Адмирал флота



Маршал Российской Федерации

VI. Учитель географии.

1. Ведет рассказ об участнике Великой Отечественной войны Горошникове А.П, о его боевом пути от рядового до сержанта, который закончил войну в Будапеште.








VII. Председатель Разъезженского Совета ветеранов Каблукова В.А. представила результаты реализации совместного проекта патриотической направленности. В торжественной обстановке был открыт стенд «Защитники Отечества», она сделала обзор представленного материала.

Каблуков Терёхин Терёхин Дмитрий

Иван Иванович Павел Петрович Павлович

(сержант) (ст. сержант) (мл. сержант)

Чехословакия 1969 год. Таджикистан 1992-1994 г.г.


Белошейкин Писарев Кирьянов Виктор

Руслан Владимирович Роман Александрович Сергеевич

Чеченская компания КГБ ОУ КШИ Емельяновский район Морская пехота

п. Кедровый (по контракту)

(лейтенант) (мл. сержант) (сержант)

VIII. Учитель ОБЖ.

Работа с классом.

На основе исследовательской работы проводится письменный тест: «История воинских званий».

Вопросы:

1. Впервые воинское звание «Рядовой» введено:

а) 1723 г., б) 1722 г., в) 1724 г., г) 1771 г.;

2. Воинское звание «Сержант» введено в СССР:

а) 1941 г., б) 1940г., в) 1939 г., г) 1942 г.;

3. Воинское звание «Прапорщик» введено в СССР:

а) 1970г., б) 1971г., в) 1972г., г) 1973 г.;

4. Воинское звание «Капитан» появилось в России:

а) в 15 в., б) в 16 в., в) в 17в., г) в 18 в.;

5. Воинское звание «Генерал» появилось в России:

а) в 1656г., б) 1657г., в) 1658г., г) 1659 г.;

6. От латинского – «самый главный». Высшее воинское звание «Генералиссимус» в СССР введено:

а) 1943 г., б) 1944г., в) 1945г., г) 1946г.

Подведение итогов:

Учитель ОБЖ при подведении итогов урока проводит параллель между военной службой того времени и нынешней. Солдаты Советской и Российской армии так же, как и герои повести «Капитанская дочка» начинали службу с низких должностей в отдельных частях, подразделениях и получали награды и внеочередные звания при защите рубежей нашей страны. И ныне актуален для подрастающего поколения эпиграф

«БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ».










Выпускники школы

Конкурс «Смотр песни и строя»












Конкурс «А ну-ка, парни»

Вахта памяти




Выставление оценок.

Домашнее задание:

Приготовить презентацию на тему: «Оружие победы в годы Великой Отечественной войны».

Вахта памяти

А ну-ка, парни!

Звучит гимн Российской Федерации.





7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Изучение воинских званий на примере произведение "Капитанская дочка"

Автор: Каблуков Евгений Иванович

Дата: 10.03.2015

Номер свидетельства: 183836


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства