Просмотр содержимого документа
«Учебный турнир "Знание -сила!"»
Учебный турнир « Знание-сила!»
Цель: выявить уровень ЗУН, полученных детьми в течение учебного года на занятиях ОБЖ.
Задачи:
1. обобщить знания детей, учить детей предвидеть опасность, уходить от нее и при невозможности ухода правильно действовать в экстремальной ситуации;
2. развивать логическое мышление, умение обобщать и делать выводы.
3. воспитывать у детей осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять жизнь себе и близким.
4. Развивать навыки работы в группах
Ход урока.
На доске высказывание:
«Наше будущее – в наших руках! Наши действия – наши правила! Следуй правилам ОБЖ!»
Оборудование: карточки с заданиями, карточки-дорожные знаки.
Класс делится на 5 групп по 4 человека. Работают индивидуально и в команде.
Учитель:
Чтобы вдруг не настигла стихия, Не накрыла внезапно беда, Мы должны принять меры такие, Чтоб отпор был готов ей всегда!
Для победы решенья ищите, Пред стихией нельзя отступать, Солидарность с гражданской защитой Вам поможет с бедой совладать.
ОБЖ ты изучай,
Знания в жизни применяй!
Мы заканчиваем первый курс обучения ОБЖ. Сегодня на турнире мы проверим полученные на уроках ваши умения и навыки по безопасности.
Посмотрите на репродукцию картины русского художника В.Васнецова «Витязь на распутье». Подумайте, какой смысл хотел передать художник в картине? ( человек перед выбором) Да, каждый человек в жизни часто оказывается в ситуации выбора. Сегодня мы тоже будем выбирать правильный ответ, принимать собственное решение, высказывать своё мнение. Турнир начинается!
1 этап: «Стрельба по цели».
На турнир вызываются 1-е номера игроков. Вопросы задаются по очереди.
Неконтролируемый процесс горения? (пожар)
При каком стихийном бедствии возможна эвакуация даже с животными? (при наводнении)
Чем отличаются низовые пожары от верховых и какие опаснее? (низовой пожар распространяется по нижним ярусам лесной растительности, а верховой охватывает весь полог леса, поэтому более опасен)
Что такое эпицентр? (участок земли, находящийся под очагом землетрясения)
Естественное вещество, используемое при тушении пожаров? (вода)
Отрыв и падение массы горных пород называют… (обвал)
Человек, профессионально занимающийся спасением людей при возникновении ЧС? (спасатель)
Вредная привычка, частая причина пожара? (курение).
Стихийное бедствие, занимающее первое место по наносимому им экономическому ущербу? (землетрясение)
Наиболее пожароопасный сезон года? (лето)
Организованный вывоз населения из зоны ЧС (эвакуация) 12 Способ остановки венозного кровотечения – это (наложение жгута или закрутки) 13 Нарушение целостности кости называют. ..(переломом)
14 Для чего предназначен противогаз? (для защиты органов дыхания от вредных примесей)
15 Первая помощь при пищевом отравлении – это (промывание желудка)
16 Что такое респиратор? (индивидуальное средство защиты органов дыхания от вредных примесей)
17 Первая помощи при капиллярном кровотечении (промыть рану, наложить повязку)
18 Простейший способ очистки воды (кипячение, фильтрование)
2-й этап «Опасные места»
Пока 2-е номера работают (по тестовым листам выбрать правильные ответы),
у нас «Загадки дорожного движения». За быструю и правильную отгадку команде начисляется бал.
№ п/п
Вопросы
Впишите правильный ответ
1
Рациональное распределение времени.
Режим дня
2
Опасность, поджидающая как пешехода, так и водителя на зимней дороге.
Гололёд
3
Опасный водоем, наполненный дурно пахнущей грязью, однако необходимый для поддержания водного баланса в природе.
Болото
4
Про какую привычку говорят, что она вперед нас родилась?
Лень
5
Транспортное средство, которое нужно обходить спереди.
Трамвай
6
Небесное светило, которое в дневное время служит для путешественников одним из ориентиров.
Солнце
7
С помощью его дыма можно подать сигнал о помощи.
Костёр
8
Сумка туристов.
Рюкзак
9
Вещество, находящееся в градуснике.
Ртуть
Загадки:
Опоясал каменный ремень Сотни городов и деревень. (Шоссе)
Ясным утром вдоль дороги На траве блестит роса По дороге едут ноги И бегут два колеса. У загадки есть ответ Это мой…. (Велосипед)
Несется и стреляет, Ворчит скороговоркой. Трамваю не угнаться За этой тараторкой. (Мотоцикл)
Сам не видит, а другим указывает. (Дорожный знак)
Ходит скалка по дороге, Грузная, огромная, И теперь у нас дорога, Как линейка, ровная. (Дорожный каток)
Поднял кверху две руки, Взял две жилы в кулаки. – Дай дорогу, постовой, Побегу по мостовой. (Троллейбус)
Спозаранку за окошком Стук, и звон, и кутерьма – По прямым стальным дорожкам Ходят красные дома. (Трамвай)
Странная зебра: не ест и не пьёт, Но без еды и питья не умрет. (Пешеходный переход)
Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного)
Какое колесо автомобиля не вращается при спуске с горы? (Запасное)
Дом невелик, а дверь большая, Сюда не входят, а въезжают. (Гараж)
Четверо братьев и не сходятся и не расходятся, И не отстают, и не догоняют. (Колеса)
3 этап. Расчистка завалов
3-и номера зачитывают свои карточки (по 3 вопроса) и отвечают по заданию. Члены могут помочь, аргументируя ответ своего товарища по команде.
1. Если у вас захлопнулась дверь, вы:
1.Попытаетесь залезть домой через балкон соседей.
2. Позвоните родителям.
3.Попросите открыть дверь рабочих с соседней стройки.
4. Будете ждать родителей у соседей.
2.Опасными спутниками огня являются:
1. ядовитый дым;
2.высокая температура;
3.горящие вещи;
4.паника и растерянность;
5.лопнувшая труба батарей;
6.плохая видимость;
7.обрушение конструкций.
3. Определите последовательность действий при пожаре:
1. Дыши через мокрый шарф, полотенце.
2. Передвигайся ползком.
3. Вызови пожарную охрану.
4. Покинь помещение.
1. Если вы почувствовали запах газа. Взрослых нет дома. Что ты сделаешь? Из предложенных вариантов ответа выбери правильный:
Зажгу спичку, чтобы проверить, где утечка газа.
Позвоню родителям и спрошу у них совета.
Открою окна и перекрою основной газовый вентиль.
Выбегу во двор и буду ждать родителей.
2. Если вы чувствуете, что здание рушится, возможности выбраться из него нет, выберите из перечисленного наиболее безопасные места
Угол между капитальными стенами.
В проемах капитальных стен.
У окна.
Ближе к лестнице.
У двери.
3 Какой из видов общественного транспорта считается самым опасным:
1. Трамвай.
2. Автобус.
3. Троллейбус.
4.Поезд.
5.Самолет.
6.Автомобиль.
1. Если в общественном транспорте вы обнаружили забытую сумку, то вы:
1. Откроете сумку. Чтобы поинтересоваться ее содержимым.
2. Выбросите сумку на тротуар.
3. Сообщу о находке водителю.
2 Как уцелеть в толпе?
1. Идти против толпы.
2. Находясь в толпе, следует избегать как ее центра, так и краев.
3. Попытаться цепляться за что-нибудь руками.
4. Уронив что-либо, не пытаться поднять.
5. Главное в толпе не упасть.
6. Согнуть в локтях и сцепить кисти рук на груди.
3. Выбери из перечисленного правила поведения на железной дороге для
избежания травм и других ситуаций:
1.Можно ходить по путям, если рядом нет приближающегося поезда.
2. Переходи железную дорогу только в установленном месте.
1. Можно стоять у края платформы.
4. Перебирайся на другой путь под вагонами или через автосцепки.
5. Не забирайся на опоры электропередач, не трогай их руками, держись подальше от лежащих на земле проводов.
2. Ты путешествуешь на теплоходе. По радио передали сообщение о пожаре на судне и необходимости срочной эвакуации. Что ты будешь делать?
1. Пойду к капитану и выясню, насколько это серьезно.
2. Оденусь потеплее, положу документы и деньги в полиэтиленовый пакет и буду ждать указаний экипажа.
3. Прыгну за борт или заранее займу место в спасательной шлюпке.
прикрывают голову.
3.Что делать, если тебя хватает с непонятными целями в твоем подъезде
неизвестный мужчина или женщина?
Молчать и выполнять все, что он скажет.
Кричать: «Помогите».
Закричать: «Пожар!», а потом, когда двери откроются и выглянут
соседи, просить о помощи.
1 . Если вас захватили террористы , необходимо:
1. Оставаться на своем месте.
2. Попытаться убежать.
3. Выполнять требования террористов.
4. Создать конфликтную ситуацию.
5. Спрашивайте разрешения на все действия.
6.При штурме группой захвата падайте на пол и не поднимайтесь до конца операции
2 Какую воду нельзя употреблять человеку:
1.Из родников, если не знаешь ее качества.
2. Отфильтрованную.
3. Из-под крана.
4. Кипяченую.
3 . Определите источник опасности для человека:
1.Компьютер.
2.Шум.
3. Радиоактивное излучение.
4. Вибрация.
5. Электромагнитное излучение.
6. Телевизор.
4 этап. «Дай совет». Приглашаются 4-члены команды, каждому предлагается ситуация, которая может случиться с любым из нас.
1 Ситуация. Вам звонит младший брат. На автобусной остановке он заметил бесхозную сумку. Он спрашивает, как ему поступить? (обратиться к взрослым, если есть подозрения – позвонить в милицию)
2 Ситуация. Соседская девочка посмотрела фильм об автомобильных катастрофах, и обратилась к вам, как к знатоку ОБЖ: «А как поступить, если автобус в котором ты едешь, попадает в аварию?» Что вы ей ответите? (подготовиться к столкновению, а затем быстро покинуть автобус через запасный выход)
3 Ситуация. Вам звонит ваш друг. Он едет в поезде и в окно заметил, что соседний вагон горит. Что вы ему посоветуете? (сообщить проводнику, оповестить пассажиров, уходить от пожара в передние вагоны)
4 Ситуация. Два первоклассника спорят как нужно себя вести на автобусной остановке: один говорит – толкаться и лезть вперед, чтобы занять хорошее место, другой – нужно всех пропустить. Что вы посоветуете?
5 Ситуация Катаясь на велосипеде, вы подъехали к автомобильной дороге. Вам необходимо перебраться на другую сторону дороги. Как вы это сделаете
5 этап Командный «Узнай знак».
Командам предлагаются карточки с дорожными знаками, которые они должны правильно назвать и объяснить их значение. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, за дополнение ответа соперников — 2 балла.
• движение на велосипедах запрещено;
• пешеходный переход;
• въезд запрещен;
• железнодорожный переезд со шлагбаумом;
• место стоянки.
• ремонтные работы;
• велосипедная дорожка;
• пешеходное движение запрещено;
• подземный пешеходный переход;
• место остановки трамвая.
• дети;
• пешеходная дорожка;
• движение запрещено;
• место остановки автобуса и (или) троллейбуса;
• уступите дорогу.
• надземный пешеходный переход;
• пункт первой медицинской помощи;
• учебное транспортное средство;
• жилая зона;
• остановка запрещена.
Подведение итогов урока.
1) Определяется группа победителей.
2) Детям предлагается оценить себя и товарищей в своей группе.
Учитель подводит итог высказываниям учащихся.
Учитель: в разгар летних каникул не забывайте уроков ОБЖ, сегодня вы показали свои знания, как действовать в опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни, приобрели навыки поведения на улице. Обратите внимание на эпиграф к уроку. О чём он? Следуя правилам ОБЖ ваши каникулы пройдут без происшествий. Всего вам доброго и будьте здоровы! Урок окончен.
Литература:
1 Основы безопасности жизнедеятельности: Поурочные планы.5 класс/ Авт.-сост. Г.Н.Шевченко.-Волгоград: Учитель, 2013.
2 Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник школьника/ Авт-сост В.П.Ситников.- Филологическое общество «СЛОВО», 1997.
ПРОГРАММА ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОХОДА-2014
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ
УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ