Просмотр содержимого документа
«"Терроризм - угроза обществу"»
План-конспект
проведения занятия с учащимися 10б класса МБОУ СОШ № 2
Тема урока : «Терроризм – угроза обществу.»
Цель урока:
Объяснить учащимся особенности современного терроризма, в чем заключаются связанные с ним опасности.
Формирование навыков самостоятельного поиска информации и использования ее при освоении учебного материала.
Воспитание гражданской ответственности и сознательности.
Задачи урока:
Обучающие: повторение и обобщение основных понятий по изученному разделу «Чрезвычайные ситуации», изучение понятия «терроризм», формирование умений действовать в случае террористического акта.
Развивающие: развитие у школьников самостоятельного принятия правильных решений в экстремальной ситуации, умение противостоять и выжить при террористических актах.
Тип урока: урок изучения нового материала с применением компьютерной презентации, имитация возможной реальной ситуации.
Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная.
Продолжительность: 45 мин.
Место проведения : кабинет – учебный класс
Учебно-наглядный комплекс: Учебник по ОБЖ , УК РФ., Федеральный Закон от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ « О противодействии терроризму », комплект плакатов, мультимедийное оборудование, программное обеспечение: Microsoft Power Point.
Учебные вопросы:
1. Особенности современного терроризма, его вид и характер возможных последствий террористических акций
2. Конкретные ситуации, в которых мы можем оказаться и порядок наших действий (захват заложников, поведение во время захвата, освобождение заложников, правила поведения во время освобождения)
3. Заключение.
План урока:
1.Орг. момент (1 мин)
2. Проверка домашнего задания (7 мин)
3.Созданиепроблемной ситуации (5 мин.)
4. Актуализация знаний (5 мин.)
5. Формирование новых знаний (15 мин.)
6. Закрепление нового материала (10 мин.)
7.Итог урока. Домашнее задание (2мин.)
Ход урока:
1.Организационный момент
Проверяю готовность учеников к уроку, наличие ручек и тетрадей, отмечаю отсутствующих в классе.
2.Проверка домашнего задания
Преподаватель: «Ребята, на прошлом уроке мы с вами изучили тему: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.» Первый вопрос: «Что такое привычка?» - ответ учащихся. А как Вы понимаете такое понятие – «Вредные привычка и что к ним относится ?»
Ответ учащихся. Преподаватель: «Всем известно, что курение вредно для здоровья, а почему курение особенно опасно в подростковом возрасте?»
Ответ учащихся. Преподаватель : « Курение табака является одной из наиболее распространенных вредных привычек. Табачный дым вредно влияет не только на курящего, но и на тех, кто находится рядом с ним. И следующий вопрос: «Что такое «пассивное курение»?» Ответ учащихся. Преподаватель: « 70% преступление против личности совершается людьми в состоянии алкогольного опьянения. Вопрос: «Как частое употребление алкоголя влияет на организм человека?» Ответ учащихся. Преподаватель: «Всем известно, что наркомания – это тяжелейшее заболевание. Если к алкоголизму и курению привычка приходит не сразу, а постепенно, то к наркотикам человек может пристраститься за несколько приемов, а к некоторым – и за один-два. К каким тяжким последствиям приводит пристрастие к наркотикам?» Ответ учащихся. Преподаватель: «Ребята, при ответах на поставленные вопросы, мы с Вами заметили, что пристрастие к алкоголю, наркотикам, курению – неизбежно ведет к смерти. Кого-то быстрыми шагами, кого-то медленными шажками, как бы давая время остановиться, подумать. Право выбора всегда остается за Вами. Научитесь говорить: «НЕТ!» НЕТ наркотикам! НЕТ алкоголизму! НЕТ наркомании! – пусть это будет Вашим девизом по жизни.»
3. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
Преподаватель: Сегодняшнюю тему урока я не буду формулировать самостоятельно. Для формулировки темы занятия обратимся к песне.
Какой смысл вложил автор и композитор в эту песню?
Как вы думаете, о каком событии поется в песне?
Можно ли его было предотвратить?
Идет обсуждение в классе.
Преподаватель: Что такое «терроризм»? (Заранее было дано задание подготовить на эту тему сообщение) Учащаяся зачитывает его в классе.
4. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Преподаватель: Для того, чтобы сформулировать цели нашего урока я попрошу Вас мне помочь.
Представитель полиции выходит с помощниками из класса, одевает им бронежилеты, каски, выдает оружие (АКМ-72)кратко объясняет группе освобождения и «террористам», что они должны делать. «Террористы» шумно врываются в кабинет с криками: «Никому не двигаться! Руки за голову! Вы захвачены!»
Преподаватель в это время громким голосом объявляет: «В течение первых 10 секунд вы должны занять самое безопасное место в кабинете! Время пошло!». Вслух отсчитывает 10 секунд.
Произошел захват класса в заложники, выдвигаются требования «террористов». Класс подчиняется требованиям «террористов» - медленно, стараясь быть не замеченными, ребята занимают места наиболее безопасные для своей жизни – подальше от окон, возле капитальных стен, прикрывая при этом свою голову руками. Во время захвата в заложники ребята допускают ряд ошибок. В течение 5 минут ребята пытаются сопротивляться «террористам», предпринимая определенные действия, ведущие лишь к усугублению ситуации. «Террористы» забирают сотовые телефоны, выдвигают новые требования, угрожая за неповиновение взорвать гранату. Класс полностью подчиняется требованиям «террористов»,сохраняя при этом спокойствие.
Раздается хлопок в классе и происходит освобождение «заложников» – учащиеся переодеты вспец форму – бронежилеты, каски, оружие. Во время освобождения заложников – один из «террористов» пытается спрятаться среди заложников, остальные оказывают сопротивление. Операция по освобождению заложников прошла успешно. «Террористы» обезврежены. Заложники освобождены. Жертв нет.
Преподаватель: Всем спасибо! Можете занять свои места.(Ребята занимаю свои места в классе). Ребята, сегодня мы с Вами разыграли ситуацию, которая может случиться в любой момент с каждым из нас. Во время захвата в заложники, во время освобождения заложников были допущены ряд ошибок. Кто может сделать анализ нашего урока ? (Совместная работа преподавателя с учащимися.)Учащиеся дают краткий анализ действий каждого учащегося. Преподаватель объявляет «заложникам», кто «выжил», кто в результате неверных действий «погиб».
Определение темы и цели занятия. Запись темы в тетрадь.
Преподаватель: Итак, проблема состоит в том, что терроризм всегда застаёт врасплох. Безопасность зависит от нас самих. Милиция может помочь, но стоять за спиной у каждого из нас она не в силах. Что делать, чтобы этого не произошло? Что делать, если это уже произошло?
5. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
Преподаватель: Для того, чтобы выжить в такой ситуации, необходимо знать содержание терроризма, виды терроризма, уметь правильно действовать, как для предотвращения террористических акций, так и при них.
Работа со слайдами 2-16 (Приложение 2). При показе слайдов идет активное общение преподавателя с учащимися.
Учащиеся слушают новый материал, записывают в тетрадь основные понятия, определения.
Преподаватель: У вас есть ко мне вопросы?
6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Учащимся определено творческое задание.
Преподаватель: Теперь, пожалуйста, давайте систематизировать, что вы поняли. Своими действиями, без слов, вы должны показать, что вы будете делать в данной ситуации.
Задание: «Вас захватили в заложники. Что вы будете делать?»
Учащиеся выполняют поставленную задачу, комментируют свои действия.
Вырабатывается алгоритм действий во время захвата в заложники, освобождения заложников.)
Преподаватель: Запишем в тетрадь: Правила «Если ты оказался в заложниках».
Если ты оказался в заложниках, знай – ты не один
Помни: опытные люди уже спешат к тебе на помощь. Не пытайся убежать, вырваться самостоятельно - террористы могут отреагировать агрессивно. Постарайся успокоиться и жди освобождения
1) Настройся на долгое ожидание. Специалистам требуется время, чтобы освободить тебя. Они не теряют ни минуты, но должны всё предусмотреть.
2) Постарайся мысленно отвлечься от происходящего: вспоминай содержание книг, художественных фильмов, мультфильмов, решай в уме задачи. Если веришь в Бога, молись.
3) Старайся не раздражать террористов: не кричи, не плачь, не возмущайся. Не требуй также немедленного освобождения - это невозможно.
4) Не вступай в споры с террористами, выполняй все их требования. Помни: это вынужденная мера, ты спасаешь себя и окружающих
5) Помни, что, возможно, тебе придётся долгое время провести без воды и пищи - экономь свои силы.
6) Если в помещении душно, постарайся меньше двигаться, чтобы экономнее расходовать кислород.
7) Если воздуха достаточно, а по зданию передвигаться запрещают, делай нехитрые физические упражнения - напрягай и расслабляй мышцы рук, ног, спины. Не делай резких движений.
8) Помни: если заложник проводит много времени с террористами, ему может показаться, что они вместе, а весь мир - против них. Это очень опасная ошибка! Знай: в любой ситуации террорист - это преступник, а заложник - его жертва! У них не может быть общих целей.
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ИНФОРМИРОВАНИЕ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ.
Преподаватель: В качестве домашнего задания я предлагаю Вам ознакомиться и кратко законспектировать Федеральный Закон РФ «О борьбе с терроризмом». Выставление оценок за урок. Зачитывается стихотворение Гаврюшкина Александра Евгеньевича «Дети Мира, за руки возьмитесь!» (приложение 3 )