Цели:
• рассказать о терроризме, его типах и целях, о его последствиях, о возможных способах защиты от него;
• показать на примерах, что такое взаимопомощь, героизм, патриотизм, бдительность.
• воспитывать стойкость характера, чувство сострадания.
• формировать умение жить в мире с другими людьми;
• развивать самостоятельность суждений учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
плакаты с надписями «Терроризм - угроза обществу», «Дети мира объединяются против террора», « Только все вместе мы сможем остановить террор. В единстве наша сила!»
Ход классного часа:
Господь всевышний! Зло останови! Невинных не унизив оправданьем. Не надо крови, Дай нам всем любви Сердца наполни Счастья ожиданьем!
Разрознен мир… И нестерпима боль… Чем я могу помочь, Найти причину? Как излечить могу я эту хворь? Чтоб выдрать с корнем Подлую личину?
Учитель.(слайд 1) Дорогие ребята! Вас уже не водят за руку в школу, вы уже самостоятельно добираетесь до дома, ходите в магазины. Каждый день приносит вам новые впечатления, знания, интересные события! И вы уже знаете, что в жизни бывают проблемы, огорчения, а иногда и горе: дорожные происшествия, пожары, ушибы, переломы и т.д. Об этом мы говорили с вами на классных часах. А сегодня я хочу поговорить с вами об очень страшном явлении, которое может произойти с любым человеком, в любом городе, в любой стране. Это террористический акт.
Ребята, мы собрались сегодня для обсуждения проблем, связанных с терроризмом, тема классного часа: “Терроризм-угроза обществу”(слайд 2,3).
Учитель. Как вы думаете, ребята, что же такое терроризм? (дети пытаются найти ответ на вопрос) (слайд 4) Терроризм - это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремиться достичь своей цели при помощи насилия. Террористы – это люди, которые захватывают заложников, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие. Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети.
Сегодня вместе со мной работают эксперты: Историки, Политологи, Статисты, представители МЧС (ребята подбирали материал).
Учитель. Терроризм… Что это такое? Что значит это слово? Что в себе несет? Как себя вести в экстремальной ситуации? Это вопросы классного часа, на которые мы постараемся найти ответы.
Выступают эксперты “Историки” (учащиеся делают следующие сообщения)
(слайд 5) Понятие “терроризм”, “террорист”, появилось во Франции в конце 18 века. Так называли себя якобинцы, причем всегда с положительным оттенком. Однако во время Великой французской революции слово “Терроризм” превратилось в синоним преступника. До самых недавних пор понятие “терроризм” уже означало спектр различных оттенков насилия.
В 1881 году народовольцами с помощью самодельной бомбы был убит царь Александр II. В 1911 году был убит агентом охранки председатель Совета министров П.А. Столыпин. В период 1902-1907 гг. террористами в России были осуществлены около 5,5 тысяч террористических актов. Жертвами их стали министры, депутаты Государственной Думы, жандармы, полицейские и прокурорские работники.
В СССР терроризм до обострения национальных конфликтов был явлением очень редким. Единственный нашумевший случай – это взрыв в вагоне московского метро в январе 1977 года, который унес более десяти жизней. В то время обстановка в стране была иной, и потенциальные террористы знали, что они своих целей подобными действиями не добьются.
Россия и страны СНГ всерьез столкнулись с терроризмом во время “перестройки”. Уже в 1990 году на её территории СНГ было совершено около 200 взрывов, при которых погибло более 50 человек. В 1991 году в тогда ещё СССР в результате кровавых столкновений погибло более 1500 человек, было ранено более 10 тысяч граждан, а 600 тысяч стали беженцами.
Учитель. В чем же сущность терроризма?
На этот вопрос нам ответит эксперт “Политолог” (выступление учащегося)
Словари определяют понятие “терроризм” как насильственные действия преступных лиц с целью подрыва существующей власти, осложнение международных отношений, политических и экономических вымогательств у государств. Это систематическое применение или угроза применения насилия против мирных жителей как шантаж существующих органов власти для достижения определенных политических, социальных или экономических целей. (слайд 6)Террор - явление, которое прямо или косвенно касается каждого из нас. Массовое насилие в последние годы стало, к сожалению, неотъемлемой частью нашего социального бытия. Историки утверждают, что терроризм царствует на Земле не менее двух тысяч лет. Несмотря на богатый стаж, терроризм еще никогда не представлял для населения и целых государств такой серьезной угрозы. В настоящее время по всему миру насчитывается около сотни террористических организаций.
(слайд 7) Классификаций терроризма существует множество:
Неорганизованный или индивидуальный (терроризм одиночек) — в этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация
Организованный, коллективный — террористическая деятельность планируется и реализуется некой организацией (народовольцы, эсеры, советские партизаны, Аль-Каида, ИРА, РККА, ЭТА, ЭОКА,ФАРК,ЧК, НКВД, КГБ, ЦРУ). Организованный терроризм — наиболее распространённый в современном мире.
по сфере действия - государственный и международный;
в зависимости от идентичности субъекта – этнический и религиозный;
по социальной направленности – социальный, националистический, религиозный.
(слайд 8) Последняя классификация является самой распространенной среди исследователей:
Типы современного терроризма:
Националистический
Религиозный
Политический
Три стороны конфликта террористической акции:
Те, кто совершает теракт (террористы)
Непосредственные жертвы акции
Те, кого хотят запугать и заставить вести себя определённым образом
Учитель. Какова современная статистика терроризма? (слово передается группе “Статисты”)
Выступление группы учащихся “Статисты”
Террористический акт не знает заранее своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего, против государства. Его задача – подчинить государство, его органы, всю общественность, заставить их выполнять требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций.
- Разрушение Всемирного Торгового Центра (слайд 9)
11 сентября 2001 года…
Согласно официальной версии девятнадцать арабов угнали 4 самолета; врезались на двух из них в башни Всемирного Торгового центра, что стало причиной пожара внутри, и врезались на третьем в Пентагон. Согласно официальной версии, в результате пожара стальные несущие балки расплавились, что стало причиной обрушения башен. Этот теракт унес жизни 3,5 тысяч человек…
- Террористический акт в Москве 2002 года (слайд 10)
23 октября 2002 года в 21.05 в центре Москвы (в театральном центре на Дубровке) более 50 вооруженных террористов захватили зал, в котором шел популярный мюзикл «Норд-Ост». Террористы требовали прекратить войну в Чечне, угрожая расстрелять заложников и взорвать зал. 26 октября в 5.32 после уникальной в мировой истории спецоперации более 500 заложников были освобождены. Уничтожены 50 террористов – 32 мужчины и 18 женщин. 117 заложников погибли.
28 октября был объявлен день траура.
- Захват заложников в Беслане (слайд 11,12,13)
Во время проведения торжественной линейки по случаю 1 сентября они ворвались на территорию школы №1 города Беслана (Республика Северная Осетия).
Всего на линейке, по данным комитета образования администрации Беслана, присутствовали 895 учеников и 59 учителей и технических сотрудников школы.
Количество родителей, пришедших проводить детей в школу, неизвестно. Открыв беспорядочную стрельбу в воздух, боевики приказали всем присутствующим зайти в здание школы, однако большинство - в основном старшеклассники и взрослые - смогли просто разбежаться. Тех, кто не смог это сделать - учеников младших классов и их родителей и часть учителей - бандиты загнали в спортзал.
3 дня Беслан напоминал пороховую бочку. Люди всего мира следили за событиями, которые разворачивались в бесланской школе. 54 часа бандиты удерживали заложников, издевались над ними, морили голодом, не давали воды, угрожали и расстреливали…
В общей сложности, только вдумайтесь в эти страшные цифры: по официальным данным погибло 334 человека, из них –186 детей, 17 учителей, 118 родственников, гостей и друзей, 13 бойцов спецназа, свыше 700 человек были ранены.
МАТЕРЬ БЕСЛАНА (колыбельная на кладбище)Галина Якунина
Над землёю-вдовой Пляшет ветер-безбожник. Мир, где дети заложники – Тоже заложник. Он за слёзы ребенка Давно не в ответе… Чёрный пояс шахидки - На теле планеты.
Детский смех - колокольчик Все реже и тише. Кто не слышит дитя – Тот и Бога не слышит: Ведь детёныш любой – Человека ли, зверя – Верит нам, Верит в нас, Как мы сами не верим.
...Вновь текут, словно слёзы, По лицам экранов Кадры школьной линейки: День Первый Беслана… Только кнопку нажать – Остановится праздник На краю, где бессилье Страшней лютой казни…
Спите, солнышки, спите… Над землёй солнца нету: Мой обугленный взгляд Разве выдержать небу? Все молитвы, все слёзы – За чёрным порогом: Мы на ваших могилках Сидим рядом с Богом…
- Днепропетровск и Харьков (слайд 14)
В сентябре 2010 года была создана террористическую группу, целью которой были совершение в Украине террористических актов – взрывов в ряде городов в период с сентября 2010 года по 31 мая 2012. Обвиняемые во взрывах Виктор Сукачев и Виталий Федоряк были недовольны существующим в Украине общественно-политическим строем, и несогласные с проведением в Украине Чемпионата Европы по футболу.
Организаторам теракта грозит пожизненное заключение, а соучастникам от 7 до 12 лет.
(слайд 15) Только в 2000 году в мире было совершено 423 террористических акта 405 человек погибли И 791 получили ранение!
За десять лет совершено 6500 актов международного терроризма, от которых погибли 5 тысяч человек, пострадали более 11 тысяч человек!
Политики объявляют войну терроризму. Мы не очень верим, что в этой войне можно одержать окончательную победу, но верим, что можно научиться жить в эпоху терроризма. У ТЕРРОРИЗМА НЕТ НАЦИОНАЛЬНОСТИ
Оксана Шабалева
У терроризма не национальности, Он у планеты, как позорное пятно. Не видим мы простой, но важной странности Большое сердце матерей – на всех одно.
Оно болит сейчас, нет, разрывается: Теряет женщина себя, за близких мстя. А позже мать от дикой боли мается, Целуя в губы своё мёртвое дитя.
У терроризма нет национальности И бесполезно без разбора морды бить. Ведь только вместе, не впадая в крайности Мы сможем зверя кровожадного сгубить.
Учитель. Как же не стать жертвой теракта? С основными правилами поведения в условиях угрозы террористических актов нас познакомят эксперты группы МЧС. (учащиеся делают следующие сообщения)
-Террористы выбирают для атак известные и заметные цели, например, крупные города, международные аэропорты, места проведения крупных международных мероприятий, международные курорты и т.д. Обязательным условием совершения атаки является возможность избежать пристального внимания правоохранительных структур – например, досмотра до и после совершения теракта. Будьте внимательны, находясь в подобных местах.
-Возьмите за правило всегда уточнять, где находиться резервные выходы из помещений. Заранее подумайте, как вы будете покидать здание, если в нем произойдёт ЧП. Никогда не пытайтесь выбраться из горящего здания на лифте.
-В залах ожидания аэропортов, вокзалов и т.д. старайтесь располагаться подальше от хрупких и тяжелых конструкций. В случае взрыва они могут упасть или разлететься на мелкие кусочки, которые выступят в роли осколков.
-Будьте особо внимательны во время путешествий. Обращайте внимание на подозрительные детали и мелочи - лучше сообщить о них сотрудникам правоохранительных органов. Никогда не принимайте пакеты, вещи и посылки для передачи от незнакомцев и никогда не оставляйте свой багаж без присмотра.
Учитель. К несчастью, никто не защищен от ситуации, в которой он может оказаться взятым в заложники при тех или иных обстоятельствах. Несмотря на это есть набор универсальных правил поведения, позволяют уменьшить вред. Вы получили памятки с правилами поведения во время ЧП, изучили их. А теперь давайте попробуем представить себе разные ситуации и найти выход из них.
(слайд 16) Запомни
Если рядом прогремел взрыв, твои действия…
Упасть на пол.
Убедиться в том, что не получил серьезных ран.
Осмотреться.
Постараться, по возможности, оказать первую медпомощь пострадавшим.
Выполнять все распоряжения спасателей.
Если ты оказался в числе заложников…
Помнить, что главная цель - остаться в живых.
Не допускать истерик.
Не пытаться оказывать сопротивление.
Ничего не предпринимать без разрешения.
Помнить – спецслужбы начали действовать.
(слайд 17)
Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов?
(Ответы: не трогать, не вскрывать, зафиксировать время, поставить в известность администрацию, дождаться прибытия милиции.)
Если вы услышали выстрелы, находясь дома, ваши первые действия?
(ответы: не входить в комнату, со стороны которой слышатся выстрелы, не стоять у окна, сообщить по телефону в МЧС).
Если вам поступила угроза по телефону вам необходимо…
(ответы: запомнить разговор, оценить возраст говорящего, темп речи, голос, зафиксировать время, обратиться после звонка в правоохранительные органы).
Инсценировка «Телефонный террорист»
(слайд 18) Рефлексия:
Проведём игру «Если бы …»
Если бы ты шёл по коридору школы. Тишина. Ты услышал тиканье будильника, но вокруг ничего не увидел. Твои действия.
Если бы в школу позвонили и предупредили о том, что школа заминирована. Твои действия.
Если бы ты зашёл в подъезд и увидел подозрительный предмет (свёрток, коробка, игрушка, лежащие без присмотра). Твои действия.
Если бы ты возвращался из школы и в подъезде встретил стоящего незнакомого человека. Твои действия.
Игра «Ситуация»
Во время дискотеки началась сильная потасовка, сопровождающаяся давкой … (Ваши действия).
Вас захватил в заложники, человек ограбивший магазин… (Ваши действия).
Учащиеся предлагают свои проекты действий из данных ситуаций, идет обсуждение.
(слайд 19) Бояться терроризма нельзя, потому что жизнь под страхом очень тяжела и именно этого добиваются террористы, но нужно быть в любой ситуации бдительным и осторожным.
Группам учащихся выдаются карточки.
Карточка №1 “При террористических актах может…”
Возникла стрельба, ты оказался на улице, твои действия ……………
Карточка №2 “Если ты оказался в заложниках…”
Помни:……………..
Карточка №3 “Если вам поступили угрозы по телефону”
• Теракты, военные конфликты – почему это стало реальностью нашего времени?
• Чего не хватает всем людям сегодня, что должно измениться в мире?
• Есть ли надежда, что человечество будет жить без потрясений и конфликтов?
НАМ ВСЕМ СТОИТ ЗАДУМАТЬСЯ НАД ЭТИМИ ВОПРОСАМИ И СКАЗАТЬ…
(слайд 20)Терроризму - НЕТ
Приложение (распечатать для выступающих, учащихся 7 кл.)
Историки
2. В 1881 году народовольцами с помощью самодельной бомбы был убит царь Александр II. В 1911 году был убит агентом охранки председатель Совета министров П.А. Столыпин. В период 1902-1907 гг. террористами в России были осуществлены около 5,5 тысяч террористических актов. Жертвами их стали министры, депутаты Государственной Думы, жандармы, полицейские и прокурорские работники.
В СССР терроризм до обострения национальных конфликтов был явлением очень редким. Единственный нашумевший случай – это взрыв в вагоне московского метро в январе 1977 года, который унес более десяти жизней. В то время обстановка в стране была иной, и потенциальные террористы знали, что они своих целей подобными действиями не добьются.
1а. Понятие "терроризм", "террорист", появилось во Франции в конце 18 века. Так называли себя якобинцы, причем всегда с положительным оттенком. Однако во время Великой французской революции слово "Терроризм" превратилось в синоним преступника. До самых недавних пор понятие "терроризм" уже означало спектр различных оттенков насилия.
-------------------
1б. Россия и страны СНГ всерьез столкнулись с терроризмом во время “перестройки”. Уже в 1990 году на её территории СНГ было совершено около 200 взрывов, при которых погибло более 50 человек. В 1991 году в тогда ещё советский союз в результате кровавых столкновений погибло более 1500 человек, было ранено более 10 тысяч граждан, а 600 тысяч стали беженцами.
Террор - явление, которое прямо или косвенно касается каждого из нас. Массовое насилие в последние годы стало, к сожалению, неотъемлемой частью нашего социального бытия. Историки утверждают, что терроризм царствует на Земле не менее двух тысяч лет. Несмотря на богатый стаж, терроризм еще никогда не представлял для населения и целых государств такой серьезной угрозы. В настоящее время по всему миру насчитывается около сотни террористических организаций.
Статисты
Террористический акт не знает заранее своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего, против государства. Его задача – подчинить государство, его органы, всю общественность, заставить их выполнять требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций.
2а. Возьмите за правило всегда уточнять, где находиться резервные выходы из помещений. Заранее подумайте, как вы будете покидать здание, если в нем произойдёт ЧП. Никогда не пытайтесь выбраться из горящего здания на лифте.
2б. Будьте особо внимательны во время путешествий. Обращайте внимание на подозрительные детали и мелочи - лучше сообщить о них сотрудникам правоохранительных органов. Никогда не принимайте пакеты, вещи и посылки для передачи от незнакомцев и никогда не оставляйте свой багаж без присмотра.
1а. Террористы выбирают для атак известные и заметные цели, например, крупные города, международные аэропорты, места проведения крупных международных мероприятий, международные курорты и т.д. Обязательным условием совершения атаки является возможность избежать пристального внимания правоохранительных структур – например, досмотра до и после совершения теракта. Будьте внимательны, находясь в подобных местах.
1б. В залах ожидания аэропортов, вокзалов и т.д. старайтесь располагаться подальше от хрупких и тяжелых конструкций. В случае взрыва они могут упасть или разлететься на мелкие кусочки, которые выступят в роли осколков.