Сформировать у учащихся понятие «стресс» и его виды, дать представление о возможных реакциях организма на стресс и влияние стресса на здоровье, учить распознавать признаки стресса; развивать навыки самоконтроля, воспитывать у учащихся мотивацию бережного отношения к сохранению укрепления психической составляющей здоровья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Стресс и его влияние на человека»
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7 ККЛАСС
ТЕМА . Стресс и его влияние на человека.
Цель: сформировать у учащихся понятие «стресс» и его виды, дать представление о возможных реакциях организма на стресс и влияние стресса на здоровье, учить распознавать признаки стресса; развивать навыки самоконтроля, воспитывать у учащихся мотивацию бережного отношения к сохранению укрепления психической составляющей здоровья.
Оборудование: зеркальце (по количеству учащихся), карточки контроля (по вариантам), цветок с вопросами на лепестках, иллюстративный материал таблица «Стадии стресса».
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организация класса.
1. Приветствие, создание позитивного настроя.
2. Упражнение «Отображение эмоций»
Цель: учить учеников изображать положительные эмоции.
Возьмите каждый зеркальце и, глядя на свое отражение, изобразите радость, спокойствие, удивление, восторг, удовольствие, счастье.
- Какая эмоция вам удалась лучше всего?
- Какое ваше отражение в зеркале хотелось бы иметь на фотографии?
- Запомните свою мимику, демонстрирующую положительные эмоции, и и дарите такое выражение лица окружающему миру: людям, природе, солнцу, ветру ...
II. Проверка домашнего задания.
Индивидуальная работа по карточкам (по вариантам)
Карточка для 1-го варианта
Задание 1. Ответьте на вопросы.
1. Может ли человек вообще не чувствовать эмоций? Почему?
2. Нужно сдерживать все свои эмоции?
3. Почему нужно учиться выражать свои чувства?
Задача 2. Вспомните и запишите свои ощущения, когда переживали ...
• Чувство - это отражение в сознании человека его отношение к действительности, возникает в случае удовлетворения или неудовлетворения высших потребностей. (+)
• Эмоции -это простые переживания, связанные с удовлетворением недовольством органических потребностей. (+)
• Эмоции можно выражать с помощью движений, мимики, жестов, интонации. (+)
• Негативные эмоции - всегда разрушительны, негативно влияют на самочувствие человека. (-)
• Отсутствие каких-либо эмоций снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний. (-)
• Человек при рождении имеет навыки самоконтроля. (-)
2. «Микрофон»
▼ Как вы думаете, что у человека проявляется раньше - чувство или эмоции?
▼ Чем эмоции отличаются от чувств?
▼ По каким признакам можно догадаться, какие эмоции испытывают другие, в том числе незнакомые люди, чтобы иметь возможность констатировать наличие или отсутствие признаков психологического равновесия?
IV . Мотивации учебной деятельности учащихся и сообщения ЦЕЛИ И ЗАДАЧ урока
1. Упражнение «Цветок вопросов»
Цель: учить учеников делиться своими переживаниями, сравнивать свое внутреннее состояние с другими.
- Посмотрите, какой у меня есть красивый цветок. Вам нужно по очереди оторвать лепесток и дать ответ на вопрос, который вы там прочитаете.
1. Я счастлив, когда ...
2. Я расстраиваюсь, когда ...
3. Я злюсь, когда ...
4. Я взбешен, когда ...
5. Я в нерешительности ...
6. Я смущаюсь, когда ...
7. Мне «не по себе», когда ...
8. Мне страшно, когда ...
9. Я абсолютно уверен в себе, когда ...
10. Я могу гордиться собой, когда ...
11. Мне тяжело на душе, когда ...
12. Я теряюсь, когда ...
13. Я чувствую свою значимость, когда ...
14. Я обижаюсь, когда ...
15. Я чувствую себя сильным и смелым, когда ...
16. Я плачу, когда ...
17. Я смеюсь, когда ...
18. Я нервничаю, когда ...
19. Мне больно, когда ...
20. Я чувствую себя плохо, когда ...
21. Мне радостно, когда ...
2. Обсуждение
- На все вопросы вы отвечали именно так, как это делали другие ученики? Почему?
Человек не может оставаться равнодушной к окружающему миру. Предметы и люди, с которыми он сталкивается, события, свидетелем или участником которых он становится, вызывают у него разные реакции. Они свидетельствуют об отношении человека к действительности.
- Как, по вашему мнению, называются эти реакции?
V . Актуализация чувственного опыта учащихся.
Анализ жизненных ситуаций
Представим такую ситуацию. В школе вы поссорились с лучшим другом и еще получили плохую оценку за контрольную работу. Вы решили не рассказывать об этом дома, чтобы не огорчать родителей. Но как только вы переступили порог дома, как мама спросила, что случилось?
- Известны ли вам такие случаи?
- Как мама догадалась о вашем настроении?
- Какие эмоции переполняли вас в этот момент?
- Стало вам легче на душе после разговора с мамой?
- Имеем ли мы сопереживать и сочувствовать другим людям?
- Все вы способны без потери здоровья переживать неприятности?
- Насколько важным для вас является формирование здоровьесберегающих навыков, знаний о стрессе и реакцию организма человека на него?
VI. Восприятие и осознание учащимися нового учебного материала.
1. «Ассоциативный куст»
По ассоциациями учащихся к понятию «стресс» составляют схему. (Варианты ответов: неприятности , потеря, депрессия, плохое настроение, боль, негатив, черная полоса , болезнь, слезы пр.)
2. Работа с терминами.
Стресс (от англ. Stress - «напряжение», «давление») - неспецифическая реакция организма в ответ на очень сильное воздействие (раздражитель) внешне, которая превышает норму, а также ответная реакция нервной системы.
Термин «стресс» в физиологию и психологию впервые ввел 1932 Уолтер Брэдфорд Кэннон в своих работах по универсальной реакции «Бороться или бежать». Достаточно часто авторство термина приписывают известному канадскому физиологу Гансу Селье , однако использовать само понятие стресс он начал лишь 1946 для объяснения общего адаптационного напряжения.
К физиологическим признакам стресса относятся: бессонница, ухудшение памяти, головные боли, беспричинное волнение, учащенное сердцебиение, плаксивость, раздражительность, несдержанность, плохое или слишком веселое настроение, безразличие и тому подобное.
Виды стресса
В зависимости от фактора, который приводит к стрессу, выделяют физиологические и эмоциональные стрессы.
Физиологический стресс связан с объективными изменениями условий жизнедеятельности человека. Стрессорами при этом могут быть микроклимат, радиация, шум, вибрация, природные стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, извержение вулкана) и даже затопления квартиры соседями.
Психоэмоциональный стресс возникает из личной позиции индивида. Человек реагирует на то, что ее окружает согласно своим видением внешних стимулов, которое зависит от личностных характеристик, социального статуса, ролевого поведения, возраста, воспитанности, жизненного опыта. Скажем, кража кошелька для одного станет стимулом быть внимательным, сконцентрированным , больше поработать, чтобы вернуть утраченное, а другого, наоборот- охватит апатия, ощущение своей никчемности и постоянных неудач. Полное отсутствие состояния стресса при воздействии возбуждающих факторов означает смерть. Способность организма к адаптации постепенно теряется с возрастом.
В зависимости от воздействия на психическое состояние человека выделяют:
1. Эйфорический стресс ( эустресс ), связанный с влюбленностью, женитьбой, рождением ребенка, удачным проведением отпуска, приятным знакомством, неожиданной наградой тому подобное. Такой стресс приносит удовольствие, радость, счастье, приятные эмоции повышает защитные силы организма.
2. Дистресс (английское слово « дистресс », что означает «боль или страдания, которые поражают тело или душу, состояние опасности или отчаянной нужды»), связанный с болезнями, неудачами, конфликтами, неприятными жизненными ситуациями и обстоятельствами, потерей любимого человека и тому подобное. Такой стресс вызывает переживания, страхи, беспокойство, обусловливает возникновение депрессии, болезней, разрушает здоровье.
3. Оздоровительное упражнение «Круг друзей»
Два ученика, стоят в кругу, по очереди берут товарища левой, потом правой руки, говоря ему комплименты. После чего этот участник делает то же. Таким образом, каждый ученик имеет возможность исказать товарищ что-то приятное, и услышать от других комплимент в свой адрес.
4. Работа по таблице «Стадии стресса»
Понять, как организм человека на соматическом уровне реагирует на стресс, поможет анализ стадий стресса. Г. Селье предложил выделить три стадии развития стрессовой реакции:
1) Стадия тревожности - характеризуется уменьшением размеров вилочковой железы, селезенки, лимфатических узлов.
2) Стадия резистентности - развивается гипертрофия коры надпочечников с устойчивым повышением уровня гормона адреналина. Они увеличивают количество крови, циркулирующей, повышают артериальное давление, усиливается образование печенью гликогена. В этой стадии обычно повышается устойчивость и противодействие организма к чрезвычайных раздражителям. У человека на этой стадии активизируется умственная и мышечная деятельность, мобилизуется воля и желание преодолеть необычные обстоятельства или чрезвычайные ситуации. Если действие стрессора на этой стадии прекращается или ослабевает, изменения, которые он вызвал, постепенно нормализуются.
3) Стадия истощения. Однако, если воздействие патогенного фактора не прекращается, он продолжает быть слишком сильным и длительным, развивается стойкое истощение коры надпочечников. Опять появляются реакции тревожности. Эти процессы являются необратимыми и заканчиваются гибелью организма (смертью).
5. Упражнение «Карусель». Работа сучебником (парах) . Взаимообучение.
VII.Обобщение и систематизация знаний.
1. Работа в группах
Объединить учеников в три группы:. «+», «-», «Судьи».
1-группа «+»: доказать положительное влияние стресса на организм человека.
2-я группа "-": доказать негативное влияние стресса на организм человека.
3-я группа «Судьи»: аргументировать противоположные позиции, подвести итоги, сделать выводы.
2. Работа с иллюстративным материалом
- Посмотрите на фотографии и прокомментируйте их: иллюстрируют ли они стрессовое состояние? Если да, то какой вид стресса, по вашему мнению, изображен? Почему вы так считаете?
3. Слушание рассказа В. Сухомлинского
СТАКАН ВОДЫ
Юркин дедушка заболел. Дедушка восьмидесяти пяти лет.
Он знает немало интересных сказок и удивительных былей, которые любит слушать Юра.
А сейчас дедушка лежит и тяжело дышит. Мама приказала:
- Сиди, Юрка, у дедушки, ухаживай за ним. Попросит воды - подай свежей, попросит открыть окно - открой.
Юрий сидел у постели больного дедушки, читал книгу. За полдня дедушка раза три попросил воды.
Надоело парню сидеть. Положил книгу на стол, тихо вышел из дома и побежал к ребятам играть в футбол.
Несколько часов гулял Юрий на стадионе, уже и солнце к западу склонилось.
И беспокойно было у него на душе. Что-то словно угнетало его. Покинул Юрий игру, побежал домой.
Едва открыв дверь, подошел к кровати - и упал на колени. Дедушка лежал мертвый. А в стакане не было и капли воды.
Затем всю жизнь Юрия мучили угрызения совести. Он думал: дедушка, видимо, умер потому, что не было воды. Ему хотелось пить, а в стакане - ни капли. А он в мяч играл с ребятами.
- Делай не то, что хочется, а то, что надо, - учил Юрий своего сына.
4. Ролевая игра «В гостях у героя рассказа» (в парах)
- Представьте, что мальчик Юра уже взрослый, имеет собственных детей. Нам представилась возможность побывать у него в гостях. Что именно вы бы услышали от него, если бы разговор был о случае, описанном в рассказе?
- Работая в парах, составьте ваш диалог с Юрием, роль которого исполнит один из пары, и презентуйте его классу.
VIII. Подведение итогов урока
1. Рефлексия
▼ Где мы можем применить знания и компетенции, систематизированые во время урока?
▼ Чем понравился урок?
▼ Какие знания нам необходимы в повседневной жизни?
▼ Какие выводы вы сделали для себя?
2. «Награды» эпитетами, сравнениями.
- Кто из учеников класса, по вашему мнению, работал на уроке лучше? «Наградите» их соответствующими эпитетами и сравнениями.
IX. Домашнее задание.
обязательное:
• проработать статью учебника с. 176-180, ответить на вопросы (устно).
дополнительные (на выбор, по желанию):
• составить список возможных стрессоров окружающей среды и советы по их ухода;
• подготовить статью для классного уголка «Состояние аффекта как следствие действия сильного раздражителя на нервную систему человека».